VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входят один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 3348 | 2232 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 678 | 452 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 178 | ОГСЭ.0З. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 356 | 178 | ОГСЭ.04. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 144 | 96 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:выполнять измерения и связанные с ними расчеты;вычислять площади и объемы деталей архитектурных и строительных конструкций, объекты земляных работ;вычислять вероятности случайных величин, их числовые характеристики;по заданной выборке строить эмпирический ряд, гистограмму;вычислять статистические числовые параметры распределения;знать:основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре;основные понятия теории вероятности и математической статистики | ЕН.01. Прикладная математика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.2 | |||
уметь:работать в средах оконных операционных систем;создавать несложные презентации с помощью различных прикладных программных средств;знать:основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;программное обеспечение вычислительной техники;организацию размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации;некоторые средства защиты информации;сетевые технологии обработки информации;информационно-поисковые системы в Интернете;прикладные программные средства;подготовку к печати изображений | ЕН.02. Информатика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1ПК 3.2 | |||
уметь:ориентироваться в вопросах взаимодействия строительного объекта с экологическими системами с минимальным ущербом для них;оценивать экологическую обстановку;предвидеть негативные вмешательства в естественный ход природных объектов;находить пути возможного решения экологических проблем или минимизации вредного воздействия на окружающую среду;знать:принципы и объекты охраны окружающей среды;понятие экологической информации, экологического контроля и мониторинга и экологического нормирования особо охраняемых природных территорий и объектов;правовые основы технического регулирования;экологические основы проектирования и строительства объектов архитектурной среды;понятие юридической ответственности за экологические правонарушения | ЕН.03. Экологические основы архитектурного проектирования | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:подбирать ограждающие конструкции, обеспечивающие нормируемый уровень теплозащиты зданий;пользоваться инсоляционными графиками при расчете инсоляции и естественной освещенности помещений;ориентироваться в приемах рациональных решений звукоизоляции и акустики помещений и методах шумозащиты зданий;знать:принцип проектирования теплозащиты наружных ограждающих конструкций;принцип проектирования естественной освещенности, инсоляции и солнцезащиты;принцип проектирования звукоизоляции и акустики помещений и элементов шумозащиты зданий | ЕН.04. Архитектурная физика | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 2526 | 1684 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1215 | 810 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;пользоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другой нормативной информацией;знать:виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость | ОП.01. Техническая механика | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;знать:законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях | ОП.02. Начертательная геометрия | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2 | |||
уметь:изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;определять в процессе анализа основные пропорции составляющие композицию предметов, и правильно располагать их на листе определенного формата;определять и передавать основные тоновые отношения;пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами;рисовать по памяти и представлению;знать:принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;приемы нахождения точных пропорций;способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения | ОП.03. Рисунок и живопись | ОК 1 - 4ОК 6 - 10ПК 1.1ПК 1.3 | |||
уметь:различать разные архитектурные стили;различать стилистические направления в современной архитектуре;учитывать достижения строительной техники в создании архитектурных форм;знать:принципы отношения к историческому архитектурному наследию;этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;основные памятники отечественной и мировой архитектуры и искусства;основы творчества ведущих современных архитекторов, их основные архитектурные объекты;этапы развития архитектурных форм с учетом достижений строительной техники | ОП.04. История архитектуры | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:пользоваться основными нормативными материалами и документами по архитектурному проектированию;знать:общие сведения об архитектурном проектировании;особенности планировочных и объёмно-пространственных решений различных типов зданий;основы функционального зонирования помещений;нормы проектирования зданий;особенности зданий различного назначения | ОП.05. Типология зданий | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий;знать:эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их классификацию;основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий | ОП.06. Архитектурное материаловедение | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:пользоваться графической документацией (топографическими планами, картами) при архитектурном проектировании;знать:основные геодезические определения;технологию решения основных архитектурно-планировочных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодезических приборов | ОП.07. Основы геодезии | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2 | |||
уметь:читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий;знать:основные принципы организации и инженерной подготовки территории;назначения и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений;основы расчета водоснабжения и канализации;энергоснабжение зданий и поселений;основы проектирования отопления и вентиляции зданий | ОП.08. Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2 | |||
уметь:осуществлять поиск необходимых нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы профессиональной деятельности;правильно толковать и применять нормы права в профессиональной деятельности;знать:основные положения гражданского и трудового законодательства;законодательство об архитектурной деятельности и охране архитектурного наследия;экологическое законодательство в сфере архитектурного проектирования и строительства;правовое обеспечение безопасности строительных работ | ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.1 | |||
уметь:использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели (ТЭП) при выполнении проектных работ;составлять сводный график проектирования- согласования-строительства;использовать информацию о рынке архитектурных услуг;использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;пользоваться проектно-сметной документацией;знать:состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации | ОП.10. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятияпо защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.11. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1311 | 874 | ||
ПМ.01 | Проектирование объектов архитектурной средыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт:разработки проектной документации объектов различного назначения на основе анализа принимаемых решений и выбранного оптимального варианта по функциональным, техническим, социально-экономическим, архитектурно-художественным и экологическим требованиям;участия в согласовании (увязке) принятых решений с проектными разработками других частей проектаосуществления изображения архитектурного замысла;уметь:разрабатывать по эскизам руководителя отдельные фрагменты зданий, элементов застройки и благоустройства жилых районов;использовать приемы и технику исполнения графики как формы фиксации принятого решения;решать несложные композиционные задачи при построении объемно-пространственных объектов;разрабатывать несложные узлы и детали основных частей зданий;назначать ориентировочные размеры частей зданий на основе простейших расчетов или исходя из условий жесткости зданий;выполнять обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи;обеспечивать соответствие выполненных проектных работ действующим нормативным документам по проектированию;пользоваться нормативными документами, каталогами и другой документацией, необходимой при проектировании;пользоваться графической документацией (топографические планы, карты, аэрофотоснимки и т.п.) при архитектурном проектировании;разбираться в проектных разработках смежных частей проекта;выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования;компоновать и выполнять на чертежах надписи, таблицы и т.п.;выполнять отмывку и другие виды покраски чертежей;выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;выполнять архитектурно-строительные чертежи с использованием техник ручной графики и систем автоматизированного проектирования;выполнять в макете все виды композиции;знать:общие принципы проектирования, взаимосвязь функции и формообразования зданий;современный опыт проектирования наиболее распространенных типов гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий;типологию зданий;основные нормативы на проектирование зданий и сооружений, и их конструктивных элементов;основные конструктивные системы зданий и составляющие их элементы;методы определения размеров элементов конструкций по найденным в ходе расчетов внутренним усилиям или из условий жесткости;методы и приемы проведения обмеров архитектурных объектов;назначение и взаимосвязь конструктивных элементов и их роль в архитектурных решениях зданий;принципы решения основных архитектурно-планировочных задач при проектировании элементов застройки и благоустройства жилых районов;на топографических планах и картах;принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий (поселений);основы теории архитектурной графики;правила компоновки и оформления чертежей;основные требования стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению архитектурно-строительных чертежей;законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;приемы нахождения точных пропорций;технологию выполнения архитектурно-строительных чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования | МДК.01.01. Изображение архитектурного замысла при проектированииМДК.01.02. Объемно-пространственная композиция с элементами макетированияМДК.01.03. Начальное архитектурное проектирование:Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией;Проектирование малоэтажного жилого здания;Проектирование интерьера жилого здания;Проектирование здания зального типаМДК.01.04. Основы градостроительного проектирования поселений с элементами благоустройства селитебных территорийМДК.01.05. Конструкции зданий и сооружений с элементами статики.Проектирование и строительство в условиях реставрации и реконструкции | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решенийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в авторском надзоре при выполнении строительных работ;корректировки проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика;сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;уметь:пользоваться Указателем государственных стандартов, каталогами и другими нормативными материалами, необходимыми для выполнения проектных работ;определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможности их использования для конкретных условий;по предъявленным замечаниям корректировать проектную документацию;пользоваться проектно-технологической документацией;отбирать необходимые для хранения проектные материалы;систематизировать собранную проектную документацию;обрабатывать собранный проектный материал с использованием информационно-компьютерных технологий;знать:влияние строительных технологий на объемно-планировочное решение;типологию зданий;основные положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством объектов архитектурной среды | МДК 02.01. Основыстроительногопроизводства | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Планирование и организация процесса архитектурного проектированияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в планировании проектных работ;участия в организации проектных работ;контроля качества выполнения проектных работ;уметь:использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;составлять сводный график проектирования- согласования-строительства;использовать информацию о рынке архитектурных услуг;использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;пользоваться проектно-сметной документацией;оформлять документацию по управлению качеством продукции;составлять претензии (рекламации) по качеству материалов, изделий и готовой продукции;проводить библиографические и историко-архивные изыскания, натурные обследования и обмеры;знать:положения градостроительного кодекса;состав проекта на разных стадиях его разработки;содержание исходно-разрешительной документации на проектирование;роль архитектора в планировании и формировании задания на проектирование;задачи архитектора при подготовке к проектированию;управление процессом проектирования;основы маркетинга архитектурных услуг;организацию управления архитектурным проектированием;основы организации архитектурного проектирования (основные этапы и стадии проектирования, порядок получения исходных данных для проектирования);организацию проектного дела;состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;основные методы оценки качества и надежности изделий;правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции | МДК 03.01. Планирование и организация архитектурного проектирования и строительства | ОК 1 - 10ПК 3.1ПК 3.2 | ||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1458 | 972 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 4806 | 3204 | |||
УП.00 | Учебная практика | 20 нед. | 720 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.2 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 5 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 8 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 6 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 4
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 89 нед. |
Учебная практика | 20 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 8 нед. |
Каникулярное время | 21 нед. |
Итого | 147 нед. |
Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т.ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) | Коды формируемых компетенций |
Обязательная часть циклов ОПОП | 4590 | 3060 | |||
ОГСЭ.00 | Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | 942 | 628 | ||
В результате изучения обязательной части циклаобучающийся должен:уметь:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;знать:основные категории и понятия философии;роль философии в жизни человека и общества;основы философского учения о бытии;сущность процесса познания;основы научной, философской и религиозной картин мира;об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | 48 | ОГСЭ.01. Основы философии | ОК 1 - 10 | ||
уметь:ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;знать:основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | 48 | ОГСЭ.02. История | ОК 1 - 10 | ||
уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;знать:взаимосвязь общения и деятельности;цели, функции, виды и уровни общения;роли и ролевые ожидания в общении;виды социальных взаимодействий;механизмы взаимопонимания в общении;техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;этические принципы общения;источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | 48 | ОГСЭ.03. Психология общения | ОК 1 - 10ПК 1.2ПК 2.1ПК 3.1ПК 3.2 | ||
уметь:общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;знать:лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности | 242 | ОГСЭ.04. Иностранный язык | ОК 1 - 10 | ||
уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни | 484 | 242 | ОГСЭ.05. Физическая культура | ОК 2ОК 3ОК 6ОК 10 | |
EH.00 | Математический и общий естественнонаучный цикл | 264 | 176 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:уметь:выполнять измерения и связанные с ними расчеты;вычислять площади и объемы деталей архитектурных и строительных конструкций, объекты земляных работ;вычислять вероятности случайных величин, их числовые характеристики;по заданной выборке строить эмпирический ряд, гистограмму;вычислять статистические числовые параметры распределения;знать:основные формулы для вычисления площадей фигур и объемов тел, используемых в архитектуре;основные понятия теории вероятности и математической статистики | ЕН.01. Прикладная математика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3ПК 2.2 | |||
уметь:работать в средах оконных операционных систем;создавать несложные презентации с помощью различных прикладных программных средств;знать:основные понятия и технологии автоматизации обработки информации;программное обеспечение вычислительной техники;организацию размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации;некоторые средства защиты информации;сетевые технологии обработки информации;информационно-поисковые системы в Интернете;прикладные программные средства;подготовку к печати изображений | ЕН.02. Информатика | ОК 1 - 9ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2ПК 2.3ПК 3.1 - 3.3 | |||
уметь:ориентироваться в вопросах взаимодействия строительного объекта с экологическими системами с минимальным ущербом для них;оценивать экологическую обстановку;предвидеть негативные вмешательства в естественный ход природных объектов;находить пути возможного решения экологических проблем или минимизации вредного воздействия на окружающую среду;знать:принципы и объекты охраны окружающей среды;понятие экологической информации, экологического контроля и мониторинга и экологического нормирования особо охраняемых природных территорий и объектов;правовые основы технического регулирования;экологические основы проектирования и строительства объектов архитектурной среды;понятие юридической ответственности за экологические правонарушения | ЕН.03. Экологические основы архитектурного проектирования | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:подбирать ограждающие конструкции, обеспечивающие нормируемый уровень теплозащиты зданий;пользоваться инсоляционными графиками при расчете инсоляции и естественной освещенности в зданиях;ориентироваться в приёмах рациональных решений звукоизоляции о# акустики помещений и методах шумозащиты зданий;знать:принцип проектирования теплозащиты наружных ограждающих конструкций;принцип проектирования естественной освещенности, инсоляции и солнцезащиты;принципы проектирования звукоизоляции и акустики помещений и элементов шумозащиты зданий | ЕН.04. Архитектурная физика | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
П.00 | Профессиональный цикл | 3383 | 2256 | ||
ОП.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1686 | 1124 | ||
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:выполнять несложные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость элементов сооружений;пользоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами и другой нормативной информацией;знать:виды деформаций и основные расчеты на прочность, жесткость и устойчивость | ОП.01. Техническая механика | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;знать:законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях | ОП.02. Начертательная геометрия | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.3ПК 2.2 | |||
уметь:изображать отдельные предметы, группы предметов, архитектурные и другие формы с натуры с учетом перспективных сокращений;определять в процессе анализа основные пропорции составляющих композицию предметов или их элементов и правильно компоновать их на листе определенного формата;определять и передавать основные тоновые отношения;пользоваться различными изобразительными материалами и техническими приемами;рисовать по памяти и представлению;знать:принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы;приемы нахождения точных пропорций;способы передачи в рисунке тоновой информации, выражающей пластику формы предмета;основы композиционных закономерностей, стилевых особенностей и конструктивной логики архитектурного сооружения | ОП.03. Рисунок и живопись | ОК 1 - 4ОК 6ОК 7ОК 8ОК 9ОК 10ПК 1.1ПК 1.3 | |||
уметь:различать разные архитектурные стили;различать стилистические направления в современной архитектуре;учитывать достижения строительной техники в создании архитектурных форм;знать:принципы отношения к историческому архитектурному наследию;этапы развития архитектуры, материалов и конструкций;основные памятники отечественной и мировой архитектуры и искусства;основы творчества ведущих современных архитекторов, их основные архитектурные объекты;этапы развития архитектурных форм с учетом достижений строительной техники | ОП.04. История архитектуры | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:пользоваться основными нормативными материалами и документами для проектирования;знать:общие сведения об архитектурном проектировании;особенности планировочных и объемно-пространственных решений;основы функционального зонирования помещений;нормы проектирования зданий;особенности зданий различного типа, в том числе сложных многофункциональных и культовых | ОП.05. Типология зданий | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможность их использования для конкретных условий;знать:эксплуатационно-технические, эстетические свойства материалов, их классификацию;основы технологии производства, номенклатуру и рациональные области применения строительных материалов и изделий | ОП.06. Архитектурное материаловедение | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2 | |||
уметь:пользоваться графической документацией (топографическими планами, картами) при архитектурном проектировании;знать:основные геодезические определения;технологию основных архитектурно-планировочных задач на топографических планах и картах и на местности с использованием геодезических приборов | ОП.07. Основы геодезии | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2 | |||
уметь:читать чертежи и схемы инженерных сетей и оборудования зданий;знать:основные принципы организации и инженерной подготовки территории;назначение и принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий поселений;основы расчета водоснабжения и канализации;энергоснабжение зданий и поселений;системы вентиляции зданий | ОП.08. Инженерные сети и оборудование зданий и территорий поселений | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.2 | |||
уметь:осуществлять поиск необходимых нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы профессиональной деятельности;правильно толковать и применять нормы права в профессиональной деятельности;знать:основные положения гражданского и трудового законодательства;законодательство об архитектурной деятельности и охране архитектурного наследия;экологическое законодательство в сфере архитектурного проектирования и строительстве;правовое обеспечение безопасности строительных работ | ОП.09. Правовое обеспечение профессиональной деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.1 | |||
уметь:использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;составлять сводный график проектирования- согласования-строительства;использовать информацию о рынке архитектурных услуг;использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;пользоваться проектно-сметной документацией;знать:состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации | ОП.10. Основы экономики архитектурного проектирования и строительства | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 2.1ПК 2.2ПК 3.1 | |||
уметь:проводить библиографические и историко-архивные изыскания, натурные обследования и обмеры;знать:основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности | ОП.11. Основы исследовательской деятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 2.3ПК 3.1 | |||
уметь:находить и учитывать социальные и эстетические аспекты при решении профессиональных задач;знать:принципы взаимоотношений архитектуры зданий с тенденциями и развитием общества и традиций | ОП.12. Архитектура и общество. Традиции и современность | ОК 1 - 10ПК 1.1ПК 1.2ПК 1.3 | |||
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь пострадавшим;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения;меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | 68 | ОП.13. Безопасность жизнедеятельности | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.5ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.4ПК 4.1 - 4.3ПК 5.1 - 5.7 | ||
ПМ.00 | Профессиональные модули | 1698 | 1132 | ||
ПМ.01 | Проектирование объектов архитектурной средыВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должениметь практический опыт:разработки проектной документации объектов различного назначения на основе анализа принимаемых решений и выбранного оптимального варианта по функциональным, техническим, социально-экономическим, архитектурно-художественным и экологическим требованиям;участия в согласовании (увязке) принятых решений с проектными разработками других частей проекта;осуществления изображения архитектурного замысла;уметь:разрабатывать по эскизам руководителя отдельные фрагменты зданий, элементов застройки и благоустройства жилых районов;использовать приемы и технику исполнения графики как формы фиксации принятого решения;решать несложные композиционные задачи при построении объемно-пространственных объектов;разрабатывать несложные узлы и детали основных частей зданий;назначать ориентировочные размеры частей зданий на основе простейших расчетов или из условий жесткости зданий;выполнять обмеры зданий и сооружений, составлять обмерные кроки и чертежи;обеспечивать соответствие выполненных проектных работ действующим нормативным документам по проектированию;пользоваться нормативными документами, каталогами и другой документацией, необходимой при проектировании;пользоваться графической документацией (топографические планы, карты, аэрофотоснимки и т.п.) при архитектурном проектировании;разбираться в проектных разработках других частей проекта;выполнять все виды архитектурно-строительных чертежей на разных стадиях проектирования;компоновать и выполнять на чертежах надписи, таблицы и т.п.;выполнять отмывку и другие виды покраски чертежей;выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;выполнять архитектурно-строительные чертежи с использованием техник ручной графики и систем автоматизированного проектирования;выполнять в макете все виды композиции;знать:общие принципы проектирования, взаимосвязь функции и формообразования зданий;современный опыт проектирования наиболее распространенных типов гражданских, промышленных и сельскохозяйственных зданий;типологию зданий;систему нормативов на проектирование зданий и сооружений, и их конструктивных элементов;основные конструктивные системы зданий и составляющие их элементы;методы определения размеров элементов конструкций по найденным в ходе расчетов внутренним усилиям или из условий жесткости;методы и приемы проведения обмеров архитектурных объектов;назначение и взаимосвязь конструктивных элементов и их роль в архитектурных решениях зданий;принципы решения основных архитектурно-планировочных задач при проектировании элементов застройки и благоустройства жилых районов;на топографических планах и картах;принципиальные схемы инженерно-технических систем зданий и территорий (поселений);основы теории архитектурной графики;правила компоновки и оформления чертежей;основные требования стандартов единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства к оформлению и составлению архитектурно-строительных чертежей;законы, методы и приемы проецирования, выполнения перспективных проекций, построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях;принципы образования структуры объема и его формообразующие элементы; приемы нахождения точных пропорций;технологию выполнения архитектурно-строительных чертежей с использованием систем автоматизированного проектирования | МДК 01.01. Изображение архитектурного замысла при проектированииМДК 01.02. Объемно-пространственная композиция с элементами макетированияМДК 01.03. Начальное архитектурное проектирование:Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией;Проектирование малоэтажного жилого здания;Проектирование интерьера жилого здания;Проектирование здания зального типаМДК 01.04. Основы градостроительного проектирования поселений с элементами благоустройства селитебных территорийМДК 01.05. Конструкции зданий и сооружений с элементами статики.Проектирование и строительство в условиях реставрации и реконструкции | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3 | ||
ПМ.02 | Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решенийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в авторском надзоре при выполнении строительных работ;корректировки проектной документации по замечаниям смежных и контролирующих организаций и заказчика;сбора, хранения, обработки и анализа информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности;уметь:пользоваться Указателем государственных стандартов, каталогами и другими нормативными материалами, необходимыми для выполнения проектных работ;определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий и правильно оценивать возможности их использования для конкретных условий;по предъявленным замечаниям корректировать проектную документацию;пользоваться проектно-технологической документацией;отбирать необходимые для хранения проектные материалы;систематизировать собранную проектную документацию;обрабатывать собранный проектный материал с использованием информационно-компьютерных технологий;знать:влияние строительных технологий на объемно-планировочное решение;типологию зданий;основные положения об авторском надзоре проектных организаций за строительством зданий и сооружений | МДК 02.01. Основыстроительногопроизводства | ОК 1 - 10ПК 2.1 - 2.3 | ||
ПМ.03 | Планирование и организация процесса архитектурного проектированияВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:участия в планировании проектных работ;участия в организации проектных работ;контроля качества выполнения проектных работ;уметь:использовать технико-экономические и объемно-планировочные показатели при планировании проектных работ;составлять сводный график проектирования согласования строительства;использовать информацию о рынке архитектурных услуг;использовать данные исходно-разрешительной документации в процессе проектирования;пользоваться проектно-сметной документацией;оформлять документацию по управлению качеством продукции;составлять претензии (рекламации) по качеству материалов, изделий и готовой продукции;конструктивно разрешать проблемные и конфликтные ситуации в коллективе;знать:положения градостроительного кодекса;состав проекта на разных стадиях его разработки;содержание исходно-разрешительной документации на проектирование;роль архитектора в планировании и формировании задания на проектирование;задачи архитектора при подготовке к проектированию;управление процессом проектирования;основы маркетинга архитектурных услуг;организацию управления архитектурным проектированием;основы организации архитектурного проектирования (основные этапы и стадии проектирования, порядок получения исходных данных для проектирования);организацию проектного дела;состав, порядок разработки и утверждения проектно-сметной документации;методы и нормативную документацию по управлению качеством продукции;основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;основные методы оценки качества и надежности изделий;правила предъявления и рассмотрения рекламаций по качеству сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и готовой продукции;организационную структуру службы управления персоналом;общие принципы управления персоналом;психологические аспекты управления;способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе | МДК 03.01. Планирование и организация архитектурного проектирования и строительства | ОК 1 - 10ПК 3.1 - 3.3 | ||
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) | 1944 | 1296 | |||
Всего часов обучения по циклам ОПОП | 6534 | 4356 | |||
УП.00 | Учебная практика | 27 нед. | 972 | ОК 1 - 10ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.3ПК 3.1 - 3.3 | |
ПП.00 | Производственная практика (по профилю специальности) | ||||
ПДП.00 | Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. | |||
ПА.00 | Промежуточная аттестация | 7 нед. | |||
ГИА.00 | Государственная (итоговая) аттестация | 8 нед. | |||
ГИА.01 | Подготовка выпускной квалификационной работы | 6 нед. | |||
ГИА.02 | Защита выпускной квалификационной работы | 2 нед. |
Таблица 6
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам | 21 нед. |
Учебная практика | 27 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) | 4 нед. |
Промежуточная аттестация | 7 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация | 8 нед. |
Каникулярное время | 32 нед. |
Итого | 199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).