В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522), Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2005, N 7, ст. 560; N 8, ст. 658; N 17, ст. 1554; N 43, ст. 4401; N 46, ст. 4677; N 47, ст. 4930; 2006, N 36, ст. 3835), в целях реализации пункта 41 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526, 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835), а также решением Правления ФСТ России от 15 сентября 2006 года N р-49-э/6 приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке.
2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель Федеральной службы по тарифам | С. Новиков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 октября 2006 г.
Регистрационный N 8383
Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 15 сентября 2006 г. N 199-э/6
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 15 сентября 2006 г. N 199-э/6
Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 37), Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178; 2005, N 1 (часть I), ст. 4; 2006, N 17 (часть I), ст. 1783) (далее - Закон об электроэнергетике), Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 49, ст. 5125; N 52 (часть I), ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10) (далее - Закон о государственном регулировании тарифов), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526, 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835) (далее - Основы ценообразования), постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 года N 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст. 4312; 2005, N 7, ст. 560; N 8, ст. 658; N 17, ст. 1554; N 43, ст. 4401; N 46, ст. 4677; N 47, ст. 4930; 2006, N 36, ст. 3835) (далее - Правила оптового рынка).
2. Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - Служба), участниками договоров купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и определяют расчет тарифов на электрическую энергию (мощность) по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке.
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Законе об электроэнергетике и Правилах оптового рынка.
4. В рамках договоров купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) для поставщиков электрической энергии (мощности) Службой устанавливаются двухставочные тарифы, включающие в себя:
для поставщиков оптового рынка, поставляющих электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах оптового рынка, - ставку за 1 киловатт-час электрической энергии (далее - ставка тарифа на электрическую энергию) и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности (далее - ставка тарифа на мощность), объемы которых учтены в сводном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий период регулирования;
для поставщиков оптового рынка, расположенных на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - ставку тарифа на электрическую энергию и ставку за 1 киловатт располагаемой мощности, уменьшенной на объем потребления мощности на собственные и (или) хозяйственные нужды, объемы которых учтены в сводном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на соответствующий период регулирования.
В соответствии с Основами ценообразования, технологический резерв мощности включает в себя оперативный и стратегический резервы мощности.
Указанные виды технологического резерва мощности распределяются по отдельным электростанциям и генерирующему оборудованию (турбоагрегатам, гидроагрегатам) исходя из принципа минимизации суммарных расходов покупателей - участников оптового рынка на покупку электрической энергии и содержание мощности (производство электрической энергии).
5. Формирование двухставочных тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую федеральным государственным унитарным предприятием "Концерн "Росэнергоатом" производится в соответствии с Временными методическими указаниями по формированию тарифов на электрическую мощность и электрическую энергию, поставляемую ФГУП "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (концерн "Росэнергоатом"), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 21 ноября 2002 г. N 80-э/4 (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2003 г. регистрационный N 4152).
II. Основные методологические положения по формированию тарифов для поставщиков электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке
6. В настоящих Методических указаниях в целях расчета тарифов на электрическую энергию (мощность) под поставщиками электрической энергии (мощности) (далее - Поставщики) понимаются организации (юридические лица), осуществляющие поставку электрической энергии (мощности) по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке, в том числе:
- генерирующие компании, сформированные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2003 года N 1254-р "О формировании генерирующих компаний оптового рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 36, ст. 3548; 2004, N 44, ст. 4368);
- иные поставщики электрической энергии и мощности, включая электростанции, принадлежащие акционерным обществам энергетики и электрификации, отвечающие требованиям, изложенным в Правилах оптового рынка.
7. Ставки тарифов за электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке (далее - ставки тарифов за энергию (мощность)), рассчитывается исходя из необходимости компенсации поставщику расходов, связанных с производством электрической энергии (мощности) и обеспечения экономически обоснованной прибыли.
8. В случае если Поставщик, помимо производства энергии (мощности) осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы (убытки) от этой деятельности не учитываются при расчете размера тарифа на энергию и (мощность).
9. При установлении регулируемых тарифов (цен) Служба принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов Поставщиков.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы Поставщиков за счет поступлений от регулируемой деятельности, Служба принимает решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
10. Служба на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.
11. В случае если Поставщик в течение расчетного периода регулирования понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
12. При определении необходимой валовой выручки для целей установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке не учитываются результаты торговли электрической энергией (мощностью) по свободным (нерегулируемым) ценам с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 39 Основ ценообразования в отношении электрической энергии, производимой на гидроэлектростанциях.
13. Необходимая валовая выручка (НВВ) на расчетный период регулирования для покрытия экономически обоснованных расходов Поставщика с учетом корректировок по избытку средств (исключению необоснованных расходов) и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВ +- Дельта НВВ, (1)
р
где:
НВВ - необходимый доход Поставщика в расчетном периоде
р регулирования, обеспечивающий компенсацию экономически
обоснованных расходов и получение прибыли, определяемых
в соответствии с настоящими Методическими указаниями
(тыс.руб.);
Дельта НВВ - экономически обоснованные расходы Поставщика, подлежащие
возмещению (со знаком "+") и исключению из НВВ_р (со
знаком "-") в соответствии с пунктами 9 - 12 настоящих
Методических указаний (тыс.руб.).
III. Расчет расходов Поставщиков
14. Определение состава расходов Поставщика и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Законом о государственном регулировании тарифов, главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4435; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 34, ст. 3522; N 49, ст. 4840; 2005, N 24, ст. 2312; N 30, ст. 3128; N 52, ст. 5581; 2006, N 23, ст. 2382) (далее - глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации), Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
15. Сумма планируемых расходов Поставщика рассчитывается как прямые расходы, которые относятся непосредственно на производство электрической энергии (мощности) и косвенные расходы организации, представляющие собой часть общехозяйственных расходов.
Распределение косвенных расходов между электрической энергией, вырабатываемых Поставщиком, и другими видами деятельности по решению Службы производится в соответствии с одним из нижеследующих способов:
- согласно учетной политике соответствующего поставщика электрической энергии (мощности);
- пропорционально расходам условного топлива на выработку электрической и тепловой энергии;