СП 313.1325800.2017 Дороги автомобильные в районах вечной мерзлоты Правила проектирования и строительства стр. 6

Рисунок 7 – Поперечные профили насыпей с разделяющими геотекстильными прослойками
8.7.3 Многослойное армирование следует предусматривать при проектировании высокой насыпи на участках, сложенных грунтами III–V категорий просадочности, чтобы повысить общую устойчивость насыпи и предотвратить расползание ее боковых частей, включая откосы, в период оттаивания (Рисунок 8).
537 × 213 пикс.     Открыть в новом окне
1 – одноосная георешетка; 2 – двухосная георешетка; 3 – противоэрозионная георешетка (геомат); 4 – ВГВМ в естественных условиях; 5 – ВГММГ после постройки насыпи
Рисунок 8 – Поперечные профили высоких насыпей на слабом оттаивающем склоне с прослойками из геосинтетических материалов
8.7.4 На участках с грунтами III категории просадочности прослойку проектируют в виде вогнутой полуобоймы (рисунок 10) со сплошной укладкой полотен в поперечном направлении в нижней части насыпи. Для насыпи высотой не более 2 м, в зависимости от угла трения геотекстильного материала по подстилающему грунту или (при отсутствии таких данных) от угла внутреннего трения подстилающего грунта минимальную длину ветви полуобоймы с каждой стороны насыпи принимают по таблице 2.
Таблица 2
j, град
5
10
15
20
l, м
6,0
4,2
3,4
3,0
531 × 172 пикс.     Открыть в новом окне
1 – грунт насыпи; 2 – полуобойма из геотекстиля; 3 – обойма из геотекстиля; 4 – грунт, в том числе твердомерзлый в нижней части насыпи; 5 – выравнивающий песчаный слой толщиной 0,2–0,3 м; 6 – ВГММГ в естественных условиях; 7 – то же, после постройки насыпи
Рисунок 9 – Поперечные профили насыпей с армирующими
геотекстильными прослойками
8.7.5 На участках с грунтами IV–V категорий просадочности предусматривают прослойку в виде обоймы (рисунок 10) со сплошной укладкой полотен в поперечном направлении в нижней части насыпи.
Высота обоймы hоб не должна превышать максимально допустимой величины, принимаемой в зависимости от модуля деформации геотекстильного материала Е (таблица 3).
Т а б л и ц а 3
Ео, Н/см
<100
100–150
>150
hоб, см
50
80
120
8.7.6 В ряде случаев при проектировании дорог на слабых основаниях, особенно в районах 2-го и 3-го типов по увлажнению и болотистой местности, целесообразно использовать геотекстиль в обоймах с минеральным материалом, расположенным двумя ярусами (рисунок 10).
597 × 193 пикс.     Открыть в новом окне
1 – грунт насыпи; 2 – геотехнические замкнутые обоймы; 3 – ВГММГ в естественных условиях; 4 – ВГММГ после постройки насыпи
Рисунок 10 – Поперечные профили насыпей на слабых оттаивающих основаниях с двумя ярусами замкнутых геотехнических обойм
8.7.7 При устройстве разделяющих и армирующих прослоек из водопроницаемого в плоскости полотна материала дренирующий эффект прослойки, ускоряющий консолидацию насыпи, необходимо учитывать путем снижения требуемой степени консолидации основания на 10 %.
8.7.8 На затопляемых участках, на подходах к мостам и другим искусственным сооружениям земляное полотно проектируют в насыпи из крупнообломочных и песчаных грунтов. При этом бровку земляного полотна предусматривают выше уровня расчетного горизонта воды не менее чем на 0,5 м плюс высота набега волны.
8.7.9 На участках местности с благоприятными грунтово-гидрогеологическими условиями (скальные, щебенистые, дресвяные, гравийно-песчаные грунты и др.) при отсутствии линз и прослоек льда допускается проектировать выемки по СП 34.13330.
Толщину слоя заменяемого в выемках грунта принимают исходя из условия устойчивости и обеспечения требуемой прочности дорожной конструкции, но не менее 0,5 м. Крутизну откосов назначают расчетом, но не менее 1:3.
8.7.10 На участках автомобильных дорог, проходящих через болота I типа, и слабых грунтах используют тканое геополотно в соответствии с рисунком 11.
472 × 147 пикс.     Открыть в новом окне
1 – слабый грунт; 2 - грунт тела насыпи; 3 – дорожное покрытие; 4 – тканое геополотно
Рисунок 11 – Поперечный профиль насыпи на слабых грунтах и болотах I типа с применением тканого геополотна
8.7.11 На участках автомобильных дорог, проходящих через болота II типа и слабых грунтах используют тканое геополотно в виде полуобоймы в соответствии с рисунком 12.
477 × 172 пикс.     Открыть в новом окне
1 – слабый грунт; 2 – грунт тела насыпи; 3 – дорожное покрытие; 4 – тканое геополотно
Рисунок 12 – Поперечный профиль насыпи на слабых грунтах и болотах II типа с применением тканого геополотна в виде полуобоймы
8.7.12 При проектировании выемок глубиной более 2 м в мелких и пылеватых песках, переувлажненных пылеватых суглинках, в легковыветривающихся сильнотрещиноватых скальных породах, а также в вечномерзлых грунтах, переходящих при оттаивании в мягкопластичное состояние, предусматривают устройство закюветных полок шириной от 0,5 до 2 м (в зависимости от вида грунта, крутизны откосов и глубины выемки) или при соответствующем обосновании более пологие откосы. В скальных слабовыветривающихся породах при отсутствии трещиноватости взамен закюветных полок устраивают кюветы.
8.7.13 При проектировании насыпей следует предусматривать осадку в период строительства, возникающую в теле насыпи и в грунтах основания.
Если отсыпку насыпи предусматривают в зимний период на полную высоту из сухо- и твердомерзлых грунтов, то строительную осадку Sc, см, тела насыпи при оттаивании в теплый период года вычисляют по формуле
Sс=Hг(1 – ρукл/ρст), (4)
Где ρукл, ρст – плотность скелета мерзлого грунта в насыпи, г/см3, соответственно после укладки с уплотнением и после оттаивания и стабилизации, определяется согласно ГОСТ 5180.
При зимней отсыпке высота насыпи должна быть более рабочей отметки на величину Sс.
Строительную осадку грунтов основания определяют исходя из типа местности, вида грунтов, наличия или отсутствия на поверхности земли мохорастительного покрова и его мощности, прогнозируемой глубины оттаивания при известной высоте насыпи согласно приложения Д.
8.7.14 Для определения дополнительных объемов земляных работ, при летней отсыпке (при составлении проектной документации) ориентировочно строительную осадку грунтов основания насыпи высотой не более 2 м при их оттаивании на глубину не более 2,5 м принимают по таблице В.3 приложения В.
Объем дополнительных земляных работ (вследствие строительной осадки грунтов основания) принимают равным произведению усредненной величины осадки на ширину насыпи по низу и на длину участка.
8.7.15 Откосы насыпи и выемки следует укреплять. Тип укрепления назначают в зависимости от физико-механических свойств грунтов, слагающих откосы, наличия местных материалов, высоты насыпи, глубины выемки, гидрологического режима подтопления в соответствии с требованиями СП 34.13330.
8.7.16 Для защиты от водной и ветровой эрозии откосы насыпи (выемки), сложенные песчаными пылеватыми и глинистыми грунтами, следует укреплять слоем торфопесчаной смеси (40 % торфа, 60 % песка) толщиной от 10 до 20 см. В смесь вводят семена многолетних трав.
При отсутствии торфяного грунта можно предусматривать укладку сплошного слоя геотекстиля с обязательным закреплением полотнищ на обочинах и подошве насыпи или других геоматериалов (бровке выемки) и последующее устройство защитного (от солнечной радиации) слоя толщиной от 10 до 15 см из песка или гравийно-песчаной смеси (рисунок 14).
При необходимости можно укреплять сплошными геотекстильными слоями, выполняющими противоэрозионную или армирующую функцию, и обочины, и откосы. Противоэрозионную роль выполняют также боковые поверхности полуобойм и обойм из геотекстиля (рисунок 13).
454 × 131 пикс.     Открыть в новом окне
1 – защитный песчаный слой толщиной 10–15 см; 2 – геотекстиль на откосе; 3 – грунт насыпи; 4 – геотекстиль на обочине
Рисунок 13 – Поперечный профиль насыпи с укреплением откосов и обочин геотекстилем
8.7.17 Обочины земляного полотна следует укреплять гравийно-песчаным или щебеночным материалом, шламом, шлаком и другими отходами промышленного производства, геотекстилем и другими геоматериаламими (рисунок 14), а также бетонными плитами на основе технико-экономических расчетов.
8.7.18 В проектах автомобильных дорог необходимо предусматривать комплекс мероприятий по охране окружающей среды: рекультивацию карьеров и резервов, восстановление нарушенной техногенным воздействием прилегающей к дорогам полосы отвода, восстановление нарушенных территорий в местах дислокации дорожно-строительных подразделений, с определением требуемых объемов производства работ и их сметной стоимости.