Заслушав и обсудив доклад об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2008 году и Плане первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2009 год, Правительство Челябинской области отмечает, что мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на социально-экономическое развитие Челябинской области.
Вследствие сложившейся структуры экономики с преобладанием металлургии и машиностроения, Челябинская область вошла в группу промышленных регионов с повышенным риском развития кризисных явлений.
Спад производства связан со значительным падением мировых цен на черные и цветные металлы, резким снижением заказов на промышленную продукцию, сокращением экспортных поставок. В 2008 году снижение промышленного производства составило 3,9 процента к уровню 2007 года.
Валовой региональный продукт составил (по оценке) 670 млрд. рублей и увеличился на 2 процента по сравнению с уровнем 2007 года за счёт роста:
объёма работ в строительстве - на 8,1 процента;
продукции сельского хозяйства - на 1,6 процента;
объёма услуг связи - на 20,6 процента;
ввода в действие жилых домов - на 21 процент (2024 тыс. квадратных метров);
розничного товарооборота - на 22,4 процента;
объёма платных услуг населению - на 3,8 процента;
инвестиций в основной капитал - на 12,4 процента (178,4 млрд. рублей);
внешнеторгового оборота - на 24,3 процента (11,7 млрд. долларов США).
В консолидированный бюджет Челябинской области поступило доходов на общую сумму 105,5 млрд. рублей. Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Челябинской области (без учёта возвратов остатков субсидий и субвенций прошлых лет) составил 89,2 млрд. рублей.
По сравнению с уровнем 2007 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Челябинской области увеличились на 15,3 процента (в сопоставимых условиях), все муниципальные образования Челябинской области обеспечили рост в сопоставимых условиях доходов местных бюджетов.
Несмотря на сокращение объёма производства в промышленности, замедление темпов роста в ряде отраслей экономики и снижение динамики налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области, выросло благосостояние населения Челябинской области.
В 2008 году по сравнению с уровнем 2007 года среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 35,4 процента и составили 14410,2 рубля в месяц, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 15,3 процента.
Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Челябинской области увеличилась на 26,1 процента и достигла 14828,2 рубля. Реальная заработная плата увеличилась на 10 процентов по сравнению с 2007 годом.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила в 2008 году 11,3 процента.
Вместе с тем, в IV квартале 2008 года численность зарегистрированных безработных выросла на 80 процентов, уровень безработицы составил 1,9 процента к численности экономически активного населения. Кроме того, на конец 2008 года свыше 73 тысяч человек находились в вынужденных отпусках, а также были заняты неполное рабочее время.
Просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2009 года составила 70,1 млн. рублей.
Наблюдался значительный рост потребительских цен - на 14,6 процента к уровню 2007 года.
Избежать резкого падения объема промышленного производства и сохранить позитивные тенденции в других отраслях удалось за счёт своевременно принятых Правительством Челябинской области антикризисных мер по снижению негативного влияния финансово-экономического кризиса на экономику и рынок труда Челябинской области.
Утверждены план антикризисных мер в Челябинской области (постановление Правительства Челябинской области от 27.10.2008 г. N 358-П) и план дополнительных антикризисных мер в Челябинской области (постановление Правительства Челябинской области от 19.12.2008 г. N 430-П).
Принята областная целевая программа по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2009 год (постановление Правительства Челябинской области от 23.01.2009 г. N 13-П).
С учётом изложенного и в целях преодоления кризисных явлений в экономике, обеспечения стабильного и динамичного развития экономики и повышения благосостояния населения Челябинской области Правительство Челябинской области постановляет:
1. Доклад об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2008 году и отчет о выполнении Плана первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2008 год принять к сведению.
2. Утвердить прилагаемый План первоочередных мероприятий Правительства Челябинской области на 2009 год (далее именуется - План). Установить, что финансирование мероприятий, указанных в Плане, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2009 год.
3. Органам исполнительной власти Челябинской области:
1) обеспечить в полном объёме реализацию антикризисных мер (постановления Правительства Челябинской области от 27.10.2008 г. N 358-П "Об антикризисных мерах в Челябинской области" и от 19.12.2008 г. N 430-П "О дополнительных антикризисных мерах в Челябинской области");
2) обеспечить экономию средств областного бюджета за счёт сокращения неэффективных расходов;
3) организовать работу по привлечению средств федерального бюджета в Челябинскую область;
4) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области реализовать областную целевую программу по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2009 год, утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 23.01.2009 г. N 13-П "Об областной целевой программе по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области";
5) ежеквартально, до 15 числа следующего за отчетным периодом месяца, представлять в управление организационной и контрольной работы Правительства Челябинской области (Соловьева В.Г.) на бумажном и электронном носителях информацию о ходе выполнения Плана.
4. Первому заместителю Губернатора Челябинской области Дятлову В.Н. организовать взаимодействие с Инвестиционным фондом Российской Федерации, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства с целью получения бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов.
5. Заместителю Губернатора Челябинской области Клёпову Ю.В. организовать:
1) мониторинг привлечения средств федерального бюджета в Челябинскую область;
2) контроль за реализацией областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2009 год;
3) активизировать работу антикризисных рабочих групп с еженедельным проведением заседаний.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований Челябинской области:
1) реализовать муниципальные планы антикризисных мер;
2) принять меры по изысканию дополнительных источников пополнения местных бюджетов, а также обеспечить безусловную экономию бюджетных средств;
3) принять меры по погашению задолженности организаций, финансируемых за счет средств местных бюджетов, за топливно-энергетические ресурсы;
4) принять меры по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, а также по реализации муниципальных адресных программ "Капитальный ремонт многоквартирных домов";
5) подать заявки на участие в федеральных целевых программах;
6) разработать и реализовать планы мероприятий по созданию новых рабочих мест, обратить особое внимание на разработку комплекса мер в муниципальных образованиях, на территории которых зарегистрирован высокий уровень безработицы (Карабашский городской округ, Агаповский, Ашинский, Еманжелинский, Катав-Ивановский, Красноармейский, Кусинский, Нагайбакский, Нязепетровский, Октябрьский, Чесменский муниципальные районы);
7) Верхнеуфалейского, Златоустовского, Копейского, Магнитогорского, Миасского, Троицкого, Челябинского городских округов, Карталинского, Каслинского, Катав-Ивановского, Кусинского, Саткинского муниципальных районов, на территории которых допущено снижение объемов промышленного производства по сравнению с 2007 годом, принять меры по увеличению выпуска промышленной продукции организациями, расположенными на территории муниципальных образований;
8) Верхнеуфалейского, Златоустовского, Карабашского, Озёрского, Трёхгорного, Чебаркульского, Южноуральского городских округов, Варненского, Катав-Ивановского, Нагайбакского, Октябрьского, Саткинского, Чесменского муниципальных районов, на территории которых допущено снижение объемов ввода жилья по сравнению с уровнем 2007 года, принять меры по увеличению строительства и ввода в действие жилья организациями, расположенными на территории муниципальных образований;
9) Агаповского, Аргаяшского, Ашинского, Еткульского, Карталинского, Кизильского, Нязепетровского, Октябрьского, Саткинского, Сосновского, Уйского, Чебаркульского муниципальных районов, на территории которых по состоянию на 1 января 2009 года поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях снизилось по сравнению с соответствующей датой 2007 года, разработать и реализовать комплекс мер по стабилизации поголовья.