Приказ от 13.10.2008 N 176 "О Методических рекомендациях по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств и проведением поисково-спасательных работ" стр. 6

Региональный коэффициент к размеру финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств, объясняется не только уровнем цен на приобретаемые предприятиями (организациями) товары (работы, услуги), но и региональными надбавками (льготами) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, доплатами по районным коэффициентам, а также структурой рынков в регионе (например, монопольное положение поставщиков часто вызывает более высокие затраты, избежать которых невозможно);
специфические факторы для конкретного предприятия (организации).
Фактическое материально-техническое оснащение конкретного авиационного предприятия или организации, план его (ее) развития, особенности установленной на предприятии (в организации) системы оплаты труда и премирования сотрудников влияют на уровень затрат данного предприятия (организации).
1.6. Методические рекомендации подлежат корректировке в случае изменения, дополнения действующих нормативных документов, устанавливающих требования к статьям затрат авиационных предприятий (к оплате труда, нормам питания, уровню подготовки спасателей, оснащенности предприятий и др.) и/или к порядку их финансирования, а также в случае принятия новых нормативных документов, устанавливающих такие требования.
В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время такой порядок не установлен.

II. Определение перечня финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с возможным проведением поисково-спасательных работ

2.1. Возможность проведения поисково-спасательных работ предполагает поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств. Таким образом, функции авиационных предприятий, связанные с возможным проведением поисково-спасательных работ, в основном состоят в поддержании готовности поисково-спасательных сил и средств.
Перечень финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств, формируется в соответствии с разделом II Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств. Ниже приводятся принципы для определения перечня затрат, связанных не столько с возможным, сколько с фактическим проведением поисково-спасательных работ.
2.2. Перечень финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, может определяться на основе одного из следующих подходов.
Подход 1 - учет по полным затратам: финансовые затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают как прямые затраты на проведение таких работ, так и косвенные затраты в соответствующей части.
Согласно данному подходу в состав затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут включаться:
оплата горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ);
услуги по топливообеспечению;
затраты на ремонт авиатехники;
затраты на техническое обслуживание авиатехники;
приобретение предметов снабжения и средств жизнеобеспечения пострадавших;
фонд оплаты труда (далее - ФОТ) и начисления на ФОТ летного состава и спасателей;
ФОТ и начисления на ФОТ технического состава;
командировочные расходы;
страхование личного состава;
приобретение снаряжения и экипировки спасателей;
аэропортовые услуги;
аренда имущества;
накладные расходы (в том числе затраты на содержание имущества общехозяйственного назначения).
При этом затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены к проведению конкретной поисково-спасательной операции, т.е. косвенные расходы, распределяются на отдельную поисково-спасательную операцию на основе экономически обоснованных показателей (например, пропорционально численности задействованного летного состава или часам налета авиационной техники). Во избежание манипулирования размером затрат на проведение поисково-спасательных работ для распределения косвенных расходов авиационным предприятием используется только один экономически обоснованный показатель.
Подход 2 - учет по прямым затратам: финансовые затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают только прямые затраты на проведение соответствующей операции.
При этом прямыми признаются затраты, которые можно непосредственно отнести к конкретной поисково-спасательной операции.
Согласно этому подходу в состав затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут включаться:
оплата ГСМ (фактический расход на проведение поисково-спасательной операции);
приобретение предметов снабжения и средств жизнеобеспечения спасателей и пострадавших (восполнение фактически израсходованных в ходе поисково-спасательной операции запасов);
ФОТ и начисления на ФОТ летного состава и спасателей, участвовавших в проведении поисково-спасательной операции;
ФОТ и начисления на ФОТ технического состава, участвовавшего в проведении поисково-спасательной операции;
командировочные расходы, если командировка вызвана исключительно необходимостью участвовать в поисково-спасательной операции.
К прямым затратам на проведение поисково-спасательных работ рекомендуется также отнести амортизацию основных средств, используемых при проведении поисково-спасательных операций, в том числе авиационной техники, однако амортизация не входит в состав финансовых затрат.
При определении затрат авиационных предприятий на проведение поисково-спасательных работ, исходя из прямых затрат на соответствующие мероприятия, косвенные затраты авиационных предприятий финансируются в составе затрат на поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств.
2.3. При использовании подхода к определению финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, основанного на учете по полным затратам, особое внимание должно уделяться учету и распределению по объектам калькуляции (в том числе по отдельным поисково-спасательным операциям) косвенных расходов таким образом, чтобы исключить повторное включение одних и тех же сумм расходов в калькуляцию стоимости услуг, оказываемых авиационным предприятием. В частности, при использовании учета по полным затратам существует риск, что одни и те же суммы расходов (например, на страхование, обучение и повышение квалификации персонала, на аренду имущества, на аэропортовые услуги) могут быть включены как в стоимость дежурства поисково-спасательных сил, так и в стоимость проведения поисково-спасательных работ. Это в свою очередь может повлечь необоснованное увеличение расходов на осуществление функций поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов в связи с повторной компенсацией авиационным предприятиям одних и тех же сумм затрат.
Таким образом, в рамках настоящих Методических рекомендаций предлагается использование подхода, основанного на учете по прямым затратам, с выделением косвенных расходов в состав финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств.
Подход, основанный на учете по полным затратам, рекомендуется к применению в отношении авиационных предприятий, которым в установленном порядке не компенсируются затраты на поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств.
2.4. Следует отметить, что перечень затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, существенно зависит от характера и условий проведения конкретной поисково-спасательной операции. Вместе с тем произвести четкую типологию поисково-спасательных операций с целью определения перечня расходов для каждого выделенного типа не представляется возможным, поскольку поисково-спасательные операции не развиваются по схеме, а различные действия в рамках поисково-спасательной операции в зависимости от обстоятельств могут осуществляться одновременно или в различной последовательности <8>.
--------------------------------
<8> См. пункт 1.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
2.5. Как указывается в пункте 4.2.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, поиск - наиболее дорогостоящая, связанная с опасностью и сложная функция системы поиска и спасания, во многих случаях поиск является также единственным возможным способом обнаружения оставшихся в живых и оказания им помощи.
Поскольку поиск требует больших затрат, целесообразно достижение максимальной эффективности поиска. Под максимальной эффективностью поиска понимается обеспечение максимальной вероятности обнаружения оставшихся в живых (если такая возможность полностью не исключается), которая обеспечивается оптимальным распределением поискового усилия <9>.
--------------------------------
<9> См. пункты 4.1.2, 4.7.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
В соответствии с пунктом 4.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию поисковое усилие - это площадь, которую поисковое средство может действенно обследовать в пределах выделенного для него подрайона поиска. Поисковое усилие (Z) определяется по формуле:
Z = V x T x W,
где:
V - поисковая скорость, т.е. скорость, с которой поисковое средство движется над земной поверхностью в ходе поиска;
T - возможная продолжительность поиска, т.е. располагаемое продуктивное время поиска на месте проведения операции. Эта величина обычно принимается равной 85% возможной продолжительности пребывания на месте проведения операции, при этом 15% отводится для обследования обнаруженных объектов и выполнения разворотов в конце поисковых участков;