Приказ от 13.10.2008 N 176 "О Методических рекомендациях по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств и проведением поисково-спасательных работ" стр. 7

W - ширина обзора, т.е. показатель эффективности обнаружения с помощью определенного типа сенсора конкретного объекта в конкретных условиях внешней среды <10>.
--------------------------------
<10> Величина ширины обзора при различных сочетаниях используемого типа сенсора, объекта поиска и условий внешней среды может быть рассчитана по таблицам ширины обзора, приведенным в добавлении N к Руководству по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
2.6. Ширина обзора уменьшается по мере ухудшения условий поиска. Условия поиска рекомендуется определять совокупностью составляющих:
тип объекта поиска (в том числе размер, цвет и форма объекта поиска, его отражательная способность);
метеорологические условия (особенно при визуальном поиске) <11>;
характер местности <12>;
относительная высота, с которой ведется наблюдение;
время суток, положение солнца (при поиске в светлое время суток) и др.
--------------------------------
<11> Согласно добавлению D к Руководству по международному авиационному и морскому поиску и спасанию метеорологическая информация включает:
- уровень видимости и факторы, ее ухудшающие, например, туман, дым или дымка;
- состояние водной или снежной поверхности (если применимо);
- направление и скорость ветра;
- облачность, нижняя граница облаков;
- температура воздуха, воды (если применимо);
- барометрическое давление;
- идет или прошел дождь или снег, а также время начала выпадения осадков и их прекращения;
- имеют ли место неблагоприятные явления (гроза, град, гололед);
- имевшие в последнее время изменения метеоусловий.
<12> Методическое пособие по организации поисково-спасательного обеспечения полетов в государственной авиации (одобрено Методическим советом Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации 25.06.2003) при определении особенностей организации поисково-спасательных работ в различных климатогеографических условиях выделяет 6 типов:
- малоориентирная местность (в условиях с редкой аэродромной сетью или на большом удалении района поиска от аэродрома вылета);
- тайга;
- полярные районы;
- пустыня;
- горная местность;
- водная поверхность.
Указанные составляющие, а также такие факторы как поисковая скорость и возможная продолжительность поиска (пункт 2.5 настоящих Методических рекомендаций) находятся в зависимости между собой (например, чем ниже скорость полета, тем лучше условия для визуального поиска, с другой стороны - чем выше скорость полета, тем больший район может быть обследован одним поисковым средством) и оказывают влияние на выбор поисковых средств (самолет <13>; вертолет <14>; водные поисково-спасательные средства <15>; наземная поисково-спасательная команда <16>; одно или несколько поисково-спасательных средств <17>) и в соответствующей степени определяют состав затрат на проведение поисково-спасательной операции.
--------------------------------
<13> Самолеты имеют более высокую скорость, чем вертолеты и поэтому их можно использовать для обследования более обширных и более удаленных районов. Кроме того, воздушные суда с высокой скоростью более эффективны на больших высотах (например, при проведении поиска в горной местности). Для ретрансляции в условиях плохого приема радиосигналов и радиопоиска по сигналам бедствия также требуются скоростные суда с достаточной высотой облета (пункты G.2.3, G.2.5 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
<14> Продолжительность пребывания вертолета на месте проведения операции и его скорость, как правило, ограничены, что уменьшает размер района, который они могут тщательно обследовать. В то же время малая скорость и возможность зависания делают вертолеты пригодными как для поисковых операций (особенно когда объекты поиска имеют небольшие размеры), так и для спасательных операций. Вертолеты являются основным средством эвакуации оставшихся в живых с места бедствия (пункты G.2.3, G.2.10 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
<15> При попадании воздушного судна в воду.
<16> В основном сухопутный поиск проводится в тех случаях, когда какой-либо ограниченный район невозможно тщательно обследовать с воздуха, а также в ходе операций, при которых поиск проводится воздушными судами, а спасание - сухопутными подразделениями (пункт G.5.3 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
<17> Например, в условиях малоориентирной местности для повышения надежности полетов поисковых вертолетов полеты на поиск рекомендуется планировать парами, а для контроля за местонахождением самолетов и вертолетов использовать самолеты-ретрансляторы; при проведении поисково-спасательной операции в пустыне для повышения надежности обнаружения места бедствия планировать повторный осмотр участков местности при наличии барханов, а для надежного управления всеми поисковыми силами и средствами обязательно поднимать самолет-ретранслятор; повторный осмотр местности и участие самолета-ретранслятора также требуется в горной местности (глава III Методического пособия по организации поисково-спасательного обеспечения полетов в государственной авиации).
2.7. Участие самолетов-ретрансляторов в поисково-спасательной операции повышает безопасность, улучшает связь и может уменьшить время, затрачиваемое другими поисково-спасательными средствами на выполнение операции <18>. Таким образом, участие самолетов-ретрансляторов, несмотря на дополнительные затраты (в том числе ГСМ и оплата труда персонала), может способствовать оптимизации расходов на проведение поисково-спасательных работ.
--------------------------------
<18> См. пункт G.2.12 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
2.8. Если в процессе проведения поисково-спасательных работ установлено местонахождение объекта поиска и обнаружены оставшиеся в живых в результате происшествия, может потребоваться доставить им предметы снабжения и средства жизнеобеспечения.
В соответствии с подпунктом 13.10.35 Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденного Приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98, в случае невозможности десантирования спасательных парашютно-десантных групп, эвакуации потерпевших бедствие посадочным способом или с режима висения, им сбрасываются укладки с аварийно-спасательным снаряжением и специальными грузами для обеспечения их жизнедеятельности.
Тип и количество предметов снабжения и средств жизнеобеспечения оставшихся в живых рекомендуется определять обстоятельствами на месте происшествия (в частности, зависят от количества оставшихся в живых и их потребностей).
Ориентировочный перечень предметов снабжения и средств жизнеобеспечения может содержать следующие позиции <19>:
запас продовольствия и воды;
средства сигнализации;
медицинские средства;
средства укрытия;
приспособления для разжигания огня и освещения;
другие предметы (например, предметы для приготовления и потребления пищи).
--------------------------------
<19> См. пункт G.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
2.9. В соответствии с пунктом 27 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530, поисково-спасательная операция считается оконченной с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна.