Приказ от 13.10.2008 N 176 "О Методических рекомендациях по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств и проведением поисково-спасательных работ" стр. 8

Таким образом, затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают в себя затраты на эвакуацию пострадавших.
2.10. Ниже приводятся укрупненные группы затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в рамках подхода, основанного на учете по прямым затратам.
Финансовые затраты:
1 Прямые затраты
труда
- летного состава;
- спасателей;
- технического состава
2 Прямые затраты
материалов
- ГСМ для авиатехники;
- ГСМ для транспортных средств доставки наземных
поисково-спасательных команд и/или эвакуации
пострадавших;
- предметы снабжения и средства жизнеобеспечения
спасателей;
- предметы снабжения и средства жизнеобеспечения
пострадавших
3 Прочие прямые
финансовые затраты
(если применимо)
Прочие затраты:
1 Амортизация
основных средств
- амортизация авиатехники;
- амортизация транспортных средств доставки
наземных поисково-спасательных команд и/ или
эвакуации пострадавших;
- амортизация прочих основных средств, используемых
при проведении поисково-спасательной операции (если
применимо)

III. Порядок определения размера денежных средств, возмещаемых авиационным предприятиям при проведении поисково-спасательных работ

Порядок определения затрат по укрупненным группам прямых затрат

3.1. Прямые затраты труда
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в составе прямых затрат труда рекомендуется определять ФОТ и начисления на ФОТ летного состава, спасателей, технического состава, участвующего в проведении конкретных поисково-спасательных операций.
3.2. Заработная плата работников авиационных предприятий устанавливается предприятиями самостоятельно. При установлении заработной платы работников предприятие руководствуется положениями действующего законодательства в данной сфере (Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"), а также принятыми на предприятии положениями об оплате труда работников, коллективными договорами.
Заработная плата работников авиационных предприятий может формироваться из нескольких составляющих, в том числе:
оклад;
надбавка за выслугу лет;
надбавка за классность, профессиональное мастерство, категорию;
надбавка за оперативно-техническую готовность;
вознаграждение за прыжки с парашютом и за спуски на СУР;
доплаты по районному коэффициенту и северные надбавки.
Указанные надбавки, доплаты, вознаграждения и др. выплаты, порядок их выплаты и размеры устанавливаются принятыми на предприятиях положениями об оплате труда работников, коллективными договорами, другими аналогичными документами с учетом требований действующего законодательства.
3.3. На заработную плату (на ФОТ) производятся следующие начисления:
единый социальный налог в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации;
другие установленные законодательством, в том числе нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, начисления (при наличии);
начисления, обусловленные локальными нормативными актами предприятий (при наличии).
3.4. При определении прямых финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в части оплаты труда учитывается оплата труда персонала, непосредственно задействованного при осуществлении конкретной поисково-спасательной операции, за время осуществления данной операции (в полных часах).
При этом учитываются только те составляющие, формирующие заработную плату работников (надбавки, доплаты, вознаграждения), выплата которых может быть обусловлена проведением поисково-спасательной операции и ее характером. Например, если в ходе проведения конкретной поисково-спасательной операции спасателем не производились прыжки с парашютом или спуски на СУР, соответствующие надбавки при определении прямых затрат труда не учитываются.
При определении размера финансовых затрат в части начислений на фонд оплаты труда работников авиационных предприятий может устанавливаться верхняя граница процента начислений на фонд оплаты труда.
3.5. Прямые затраты материалов
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в составе прямых затрат материалов рекомендуется определять затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, предметов снабжения и средств жизнеобеспечения, использованных в ходе проведения конкретных поисково-спасательных операций, для восполнения соответствующих запасов в резерве авиационного предприятия на случай проведения поисково-спасательных работ.
Согласно Методическим рекомендациям по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств (пункт 3.19), затраты авиационных предприятий на приобретение материальных запасов, в том числе запасов горюче-смазочных материалов, рекомендуется определять с учетом резерва на случай проведения поисково-спасательных работ.
Горюче-смазочные материалы, израсходованные за время проведения поисково-спасательной операции, исходя из фактического расхода ГСМ авиационной техникой и другими транспортными средствами, задействованными при проведении поисково-спасательной операции, восстанавливаются в резерве с учетом числа привлекаемых поисково-спасательных средств.
Запасы предметов снабжения и средств жизнеобеспечения, использованные при проведении поисково-спасательной операции и не подлежащие повторному использованию, также восстанавливаются в резерве.
Затраты на приобретение соответствующих запасов рекомендуется определять с учетом рыночных цен на соответствующие товары, сложившихся в регионе нахождения авиационного предприятия.
3.6. Прочие прямые финансовые затраты
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут также учитываться прочие прямые финансовые затраты, если такие затраты формируются у предприятия по конкретной поисково-спасательной операции.
К прочим прямым финансовым затратам могут относиться, в частности, расходы, связанные со служебными командировками персонала, привлекаемого к выполнению поисково-спасательной операции, или с арендой имущества, необходимого для проведения поисково-спасательной операции.
Размер затрат на аренду имущества и расходов на выплату суточных может быть определен в порядке, изложенном в разделе III Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств.
3.7. Амортизация основных средств
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в состав прямых затрат включается амортизация основных средств, задействованных в осуществлении конкретной поисково-спасательной операции, исчисленная за время осуществления данной операции (в полных часах).
При этом для расчета амортизации используется линейный метод, срок полезного использования основного средства определяется в соответствии с его технической документацией, а при отсутствии в технической документации указания на срок полезного использования - по данным бухгалтерского учета авиационного предприятия.

Принципы возмещения затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, и осуществления иных выплат в пользу авиационных предприятий

3.8. Оплата за оказанные авиационными предприятиями услуги по проведению поисково-спасательных работ может включать возмещение только прямых затрат авиационных предприятий по оказанию соответствующих услуг.
Прямые затраты рекомендуется определять согласно пунктам 2.2, 3.1 - 3.7 настоящих Методических рекомендаций по перечню, приведенному в пункте 2.10 настоящих Методических рекомендаций.
Полные затраты на проведение поисково-спасательных работ (и прямые, и косвенные затраты в соответствующей части) могут возмещаться авиационным предприятиям, которым не оплачивается поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств (с которыми в установленном порядке не заключены договоры на осуществление дежурства).
При этом перечень затрат, включаемых в калькуляцию, может определяться на основе содержания раздела II Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств (за исключением статьи "Увеличение стоимости основных средств"); размер полных затрат рассчитывается в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Методических рекомендаций, при расчете затраты на оплату труда персонала и амортизация основных средств исчисляются за время проведения поисково-спасательной операции в полных часах.
3.9. Если авиационному предприятию оплачиваются и поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств (осуществление дежурств), и проведение поисково-спасательных работ, во избежание необоснованного завышения расходов рекомендуется обращать особое внимание на то, чтобы одни и те же суммы затрат не учитывались дважды, формируя стоимость разных услуг (например, осуществления дежурства и проведения поисково-спасательной операции).
В частности, если персоналу авиационного предприятия заработная плата выплачивается с учетом возможности выполнения функций по проведению поисково-спасательных операций (заработная плата включает соответствующие надбавки), а локальные акты предприятия и договор об оказании услуг не предусматривают дополнительных выплат в случае привлечения сотрудников к проведению поисково-спасательных работ, затраты на оплату труда не следует включать в стоимость услуги по проведению поисково-спасательных работ, поскольку они уже оплачены в стоимости услуг по поддержанию готовности поисково-спасательных сил и средств (осуществлению дежурства).
Если локальными актами предприятия и договором об оказании услуг предусмотрена как повременная, так и сдельная оплата труда персонала и при этом час работы в рамках повременной компоненты оплачивается одинаково независимо от осуществляемых мероприятий, а разделение фактически отработанного времени по функциям не производится, в стоимость услуги по проведению поисково-спасательной операции включаются только затраты в рамках сдельной оплаты труда и т.п.
Если авиационное предприятие ведет раздельный учет отработанного времени в зависимости от осуществляемых функций (дежурство, поисково-спасательные работы), но в соответствии с нормативными документами или договором об оказании услуг при вылете воздушного судна на проведение поисково-спасательной операции выставляет на дежурство другое воздушное судно, фактически отработанные часы учитываются как в стоимости услуг по осуществлению дежурства, так и в стоимости услуг по проведению поисково-спасательных работ.
Если же другое воздушное судно взамен привлеченного к поисково-спасательной операции не выставляется на дежурство, в целях определения стоимости оказанных услуг число часов дежурства уменьшается на время проведения поисково-спасательной операции в полных часах.
3.10. При оплате стоимости оказанных услуг рекомендуется возмещать экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ.
Экономически обоснованными целесообразно рассматривать затраты, если поисково-спасательная операция проводилась, в том числе выбор поисково-спасательных средств осуществлялся, с учетом положений Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденного Приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98, других нормативных актов, положений Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (пункты 2.5 - 2.9 настоящих Методических рекомендаций).
Документальное подтверждение затрат предполагает их подтверждение первичными документами (например, полетным заданием, формой 1-ГСМ), другими бухгалтерскими документами (например, формами, заверенными подписью соответствующих должностных лиц, в частности, по формам, содержащимся в приложении 1 к Методическим рекомендациям по порядку производства расчетов и определению стоимости работ (услуг) по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов в части дежурств и полетов экипажей и поисково-спасательных воздушных судов, утвержденным распоряжением Росаэронавигации от 15.02.2008 N 18-р, а также по форме Приложения к настоящим Методическим рекомендациям).
3.11. Стоимость услуг по проведению поисково-спасательных операций, оплачиваемая авиационным предприятиям по договору об оказании таких услуг, может включать не только суммы затрат, определяемые в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, но и прибыль (рекомендуется в объеме до 10% от суммы исчисленных затрат на проведение поисково-спасательных операций).