Ведомственные строительные нормы ВСН 395-85 "Монтаж технологического оборудования прокатных станов" (утв. Минмонтажспецстроем СССР 27 марта 1985 г.) стр. 9

6.24. У фланцевых крышек проверяют:
параллельность опорной и фланцевой поверхностей и перпендикулярность их к оси центрирующей части;
диаметры центрирующего бурта (внутренний диаметр центрирующего бурта должен быть больше диаметра сепараторов подшипника).
6.25. У дистанционных колец проверяют маркировку, чистоту обработки, параллельность и плоскостность торцов, при этом:
неплоскостность торцевых поверхностей колец для радиальных, радиально-упорных и упорных подшипников допускается не более 0,03 мм;
кольца, установленные между парой роликов конических однорядных подшипников, не должны задевать сепаратор;
кольца для пары регулируемых подшипников должны иметь маркировку, указывающую на их принадлежность к определенному комплекту подшипников.
6.26. Гайки и шайбы проверяют по размерам, чтобы при сборке они не задевали сепараторы. У гаек, кроме того, необходимо проверить перпендикулярность опорного торца к оси. Зазор между плоскостью и опорной поверхностью не должен превышать 0,03 мм.
6.27. Величина радиального зазора l (рис. 5) между цилиндрической поверхностью уплотнения и вращающимся валом должна быть равномерной по окружности и соответствовать табл. 5.
Таблица 5
Диаметр вала, мм
Радиальный зазор в уплотнении, мм
До 45
0,2
46-80
0,3
81-110
0,4
111-180
0,5
181-260
0,55
261-360
0,6
501-630
1,2
631-800
1,4
801-1000
1,8
6.28. Между вращающимися и неподвижными деталями лабиринтного уплотнения (рис. 6) должны быть радиальные зазоры l величиной согласно табл. 5, осевые зазоры f - примерно в 5 раз больше радиальных, но не более 5 мм (f = 5l <= 5 мм).
6.29. Манжетные кольца должны плотно облегать вал.
6.30. После проверки подшипников, посадочных мест валов и корпусов, а также деталей подшипниковых узлов, промытые детали следует протереть салфетками, разложить на стеллажах или столах для сборки и накрыть для предохранения их от загрязнений.
6.31. Подшипники специальными приспособлениями насаживают на вал или в корпус в зависимости от характера сопряжения колец подшипника и вида нагружения.
6.32. При посадке подшипника щупом проверяют прилегание торцов внутреннего кольца к заплечику вала и наружного кольца к упорному заплечику в корпусе. Площадь прилегания должна составлять не менее 70% площади заплечика. Для подшипников диаметром наружного кольца до 500 мм зазор между кольцом и заплечиком в корпусе допускается не более 0,15 мм. Для валов диаметром 50-500 мм местный зазор между торцом внутреннего кольца и заплечиком вала допускается 0,03-0,07 мм.
6.33. Посадку наружного кольца в разъемный корпус проверяют щупом. Зазоры между сопрягаемыми поверхностями должны соответствовать табл. 6.
6.34. У подшипников качения определяют радиальный и осевой зазоры. У подшипников нерегулируемого типа начальные и посадочные радиальные зазоры и осевую игру проверяют специальными приспособлениями (индикатором, щупом и др.). Величина начальных зазоров должна быть в пределах, соответствующих нормам. Величина посадочных зазоров должна составлять 0,5-0,7 величин начальных зазоров, установленных нормами. Осевую игру всех подшипников регулируют осевым перемещением колец, имеющих местное нагружение, т.е. установленных в корпус или на вал с посадочными зазорами.
Таблица 6
Диаметр наружного кольца, мм, до
Зазоры между кольцом и корпусом, мм, при посадках
скользящей Сп
скользящей Сзп
80
0,043
0,073
150
0,058
0,098
250
0,075
0,120
360
0,090
0,140
500
0,105
0,165
700
0,155
0,225
1000
0,190
0,270
6.35. При монтаже подшипниковых опор как в отдельностоящих корпусах, так и выполненных в общей литой станине должна быть обеспечена соосность посадочных поверхностей корпусов подшипников качения. Допускаемые суммарные несовпадения (перекосы) осей расточек в вертикальной и горизонтальной плоскостях приведены в табл. 7.
Таблица 7
Тип подшипника
Обозначение серии подшипника
Допускаемый перекос (на длине 100 мм), мм
Шариковый радиальный
0000
0,05
Роликовый с цилиндрическими роликами:
короткими
2300, 2400
0,015
2600
0,01
витыми
5000
0,03
длинными
4000
0,01
игольчатыми
74000
0,01
Роликовый конический:
одно-, двух-, четырехрядный
0,01
для роликов рольгангов
0,02
Радиально-упорный шариковый
6000
0,01
Упорный:
шариковый
8000
0,01
роликовый
9000
0,01
Радиальный сферический двухрядный:
шариковый
1000
0,3
роликовый
3000
0,3
6.36. Валы с подшипниками выверяют на соосность измерением радиальных зазоров в каждом подшипнике вала в четырех точках по окружности и сравнением их величин между собой.
6.37. Монтаж сферических шариковых и роликовых подшипников заключается в: посадке подшипников, измерении посадочного радиального и осевого зазоров, затягивании гаек, креплении подшипника и проверке вала вращением.
6.38. Монтаж четырехрядного конического роликоподшипника на цилиндрическую шейку прокатного валка включает в себя:
сборку подшипника в подушке в соответствии со сборочной маркировкой подшипника (рис. 7);
сборку передней и задней крышек и установку передней крышки на подушку;
установку бандажа на вал;
установку на бандаж задней крышки с уплотнением;
установку подушки на вал и закрепление задней крышки к подушке на валу гайкой.
Перед сборкой подшипника в подушку необходимо детали подшипника после осмотра и контроля сложить на стеллаже или рабочем месте в последовательности узлов I, II, и III, как показано на рис. 8, или разложить указанные узлы раздельно на деревянных подкладках. Сборку выполняют краном в последовательности, указанной на рис. 9. Узлы подшипника закрепляют стропом 2 за грузовые винты 1, которые ввертывают в специальные гнезда в сепараторе.
6.39. Последовательность сборки четырехрядного конического подшипника следующая:
на деревянных подкладках устанавливают подушку 5, как показано на рис. 9;
первым в корпус подушки острожно опускают смазанные минеральным маслом наружное кольцо АВ с дистанционным кольцом В'В' и щупом проверяют плотность прилегания наружного кольца к упорному заплечику подушки и опорных поверхностей колец АВ и В'В' друг к другу (узел I);
на дистанционное кольцо В'В' специальным стропом 2 в подушку устанавливают внутреннее кольцо А'С' с роликами, сепаратором, наружным кольцом ВД и дистанционным кольцом Д'Д', затем вывертывают грузовые винты 1.
на смазанные торцы установленного кольца опускают дистанционное кольцо С''С'', смазанное маслом (узел II);
в посадочное место опускают узел III (внутреннее кольцо С'Е' в сборе с сепаратором, роликами и наружным кольцом ДЕ);
укладывают стопорное кольцо 4 и переднюю крышку 3 с прокладкой под ее фланец, предварительно определив зазор при стянутых кольцах подшипника (материал и толщина прокладки указаны в проекте);
затягивают и шплинтуют болты передней крышки, подушку кантуют в рабочее положение.
6.40. Последовательность сборки краном валковой опоры четырехрядного подшипника следующая:
на подкладки укладывают валок в горизонтальном положении и контролируют посадочные места;
на вал устанавливают бандаж с посадкой, указанной в проекте, проверяют точность установки его по торцу (если бандаж напрессовывают, то его предварительно подогревают до температуры 100°С) и в выточку на бандаже устанавливают разрезное пружинное кольцо;
на бандаж устанавливают заднюю торцевую крышку подшипника со смонтированным в ней уплотнением:
в проточку шейки валка устанавливают два резьбовых полукольца, закрепляют их винтами и смазывают шейку валка тонким слоем смазки;
краном поднимают подушку с подшипником и осторожно надвигают ее на валок (после центровки внутреннего кольца подшипника относительно шейки);