6.24. У фланцевых крышек проверяют:
параллельность опорной и фланцевой поверхностей и перпендикулярность их к оси центрирующей части;
диаметры центрирующего бурта (внутренний диаметр центрирующего бурта должен быть больше диаметра сепараторов подшипника).
6.25. У дистанционных колец проверяют маркировку, чистоту обработки, параллельность и плоскостность торцов, при этом:
неплоскостность торцевых поверхностей колец для радиальных, радиально-упорных и упорных подшипников допускается не более 0,03 мм;
кольца, установленные между парой роликов конических однорядных подшипников, не должны задевать сепаратор;
кольца для пары регулируемых подшипников должны иметь маркировку, указывающую на их принадлежность к определенному комплекту подшипников.
6.26. Гайки и шайбы проверяют по размерам, чтобы при сборке они не задевали сепараторы. У гаек, кроме того, необходимо проверить перпендикулярность опорного торца к оси. Зазор между плоскостью и опорной поверхностью не должен превышать 0,03 мм.
6.27. Величина радиального зазора l (рис. 5) между цилиндрической поверхностью уплотнения и вращающимся валом должна быть равномерной по окружности и соответствовать табл. 5.
Таблица 5
Диаметр вала, мм | Радиальный зазор в уплотнении, мм |
До 45 | 0,2 |
46-80 | 0,3 |
81-110 | 0,4 |
111-180 | 0,5 |
181-260 | 0,55 |
261-360 | 0,6 |
501-630 | 1,2 |
631-800 | 1,4 |
801-1000 | 1,8 |
6.28. Между вращающимися и неподвижными деталями лабиринтного уплотнения (рис. 6) должны быть радиальные зазоры l величиной согласно табл. 5, осевые зазоры f - примерно в 5 раз больше радиальных, но не более 5 мм (f = 5l <= 5 мм).
6.29. Манжетные кольца должны плотно облегать вал.
6.30. После проверки подшипников, посадочных мест валов и корпусов, а также деталей подшипниковых узлов, промытые детали следует протереть салфетками, разложить на стеллажах или столах для сборки и накрыть для предохранения их от загрязнений.
6.31. Подшипники специальными приспособлениями насаживают на вал или в корпус в зависимости от характера сопряжения колец подшипника и вида нагружения.
6.32. При посадке подшипника щупом проверяют прилегание торцов внутреннего кольца к заплечику вала и наружного кольца к упорному заплечику в корпусе. Площадь прилегания должна составлять не менее 70% площади заплечика. Для подшипников диаметром наружного кольца до 500 мм зазор между кольцом и заплечиком в корпусе допускается не более 0,15 мм. Для валов диаметром 50-500 мм местный зазор между торцом внутреннего кольца и заплечиком вала допускается 0,03-0,07 мм.
6.33. Посадку наружного кольца в разъемный корпус проверяют щупом. Зазоры между сопрягаемыми поверхностями должны соответствовать табл. 6.
6.34. У подшипников качения определяют радиальный и осевой зазоры. У подшипников нерегулируемого типа начальные и посадочные радиальные зазоры и осевую игру проверяют специальными приспособлениями (индикатором, щупом и др.). Величина начальных зазоров должна быть в пределах, соответствующих нормам. Величина посадочных зазоров должна составлять 0,5-0,7 величин начальных зазоров, установленных нормами. Осевую игру всех подшипников регулируют осевым перемещением колец, имеющих местное нагружение, т.е. установленных в корпус или на вал с посадочными зазорами.
Таблица 6
Диаметр наружного кольца, мм, до | Зазоры между кольцом и корпусом, мм, при посадках | |
скользящей Сп | скользящей Сзп | |
80 | 0,043 | 0,073 |
150 | 0,058 | 0,098 |
250 | 0,075 | 0,120 |
360 | 0,090 | 0,140 |
500 | 0,105 | 0,165 |
700 | 0,155 | 0,225 |
1000 | 0,190 | 0,270 |
6.35. При монтаже подшипниковых опор как в отдельностоящих корпусах, так и выполненных в общей литой станине должна быть обеспечена соосность посадочных поверхностей корпусов подшипников качения. Допускаемые суммарные несовпадения (перекосы) осей расточек в вертикальной и горизонтальной плоскостях приведены в табл. 7.
Таблица 7
Тип подшипника | Обозначение серии подшипника | Допускаемый перекос (на длине 100 мм), мм |
Шариковый радиальный | 0000 | 0,05 |
Роликовый с цилиндрическими роликами: | ||
короткими | 2300, 2400 | 0,015 |
2600 | 0,01 | |
витыми | 5000 | 0,03 |
длинными | 4000 | 0,01 |
игольчатыми | 74000 | 0,01 |
Роликовый конический: | ||
одно-, двух-, четырехрядный | 0,01 | |
для роликов рольгангов | 0,02 | |
Радиально-упорный шариковый | 6000 | 0,01 |
Упорный: | ||
шариковый | 8000 | 0,01 |
роликовый | 9000 | 0,01 |
Радиальный сферический двухрядный: | ||
шариковый | 1000 | 0,3 |
роликовый | 3000 | 0,3 |
6.36. Валы с подшипниками выверяют на соосность измерением радиальных зазоров в каждом подшипнике вала в четырех точках по окружности и сравнением их величин между собой.
6.37. Монтаж сферических шариковых и роликовых подшипников заключается в: посадке подшипников, измерении посадочного радиального и осевого зазоров, затягивании гаек, креплении подшипника и проверке вала вращением.
6.38. Монтаж четырехрядного конического роликоподшипника на цилиндрическую шейку прокатного валка включает в себя:
сборку подшипника в подушке в соответствии со сборочной маркировкой подшипника (рис. 7);
сборку передней и задней крышек и установку передней крышки на подушку;
установку бандажа на вал;
установку на бандаж задней крышки с уплотнением;
установку подушки на вал и закрепление задней крышки к подушке на валу гайкой.
Перед сборкой подшипника в подушку необходимо детали подшипника после осмотра и контроля сложить на стеллаже или рабочем месте в последовательности узлов I, II, и III, как показано на рис. 8, или разложить указанные узлы раздельно на деревянных подкладках. Сборку выполняют краном в последовательности, указанной на рис. 9. Узлы подшипника закрепляют стропом 2 за грузовые винты 1, которые ввертывают в специальные гнезда в сепараторе.
6.39. Последовательность сборки четырехрядного конического подшипника следующая:
на деревянных подкладках устанавливают подушку 5, как показано на рис. 9;
первым в корпус подушки острожно опускают смазанные минеральным маслом наружное кольцо АВ с дистанционным кольцом В'В' и щупом проверяют плотность прилегания наружного кольца к упорному заплечику подушки и опорных поверхностей колец АВ и В'В' друг к другу (узел I);
на дистанционное кольцо В'В' специальным стропом 2 в подушку устанавливают внутреннее кольцо А'С' с роликами, сепаратором, наружным кольцом ВД и дистанционным кольцом Д'Д', затем вывертывают грузовые винты 1.
на смазанные торцы установленного кольца опускают дистанционное кольцо С''С'', смазанное маслом (узел II);
в посадочное место опускают узел III (внутреннее кольцо С'Е' в сборе с сепаратором, роликами и наружным кольцом ДЕ);
укладывают стопорное кольцо 4 и переднюю крышку 3 с прокладкой под ее фланец, предварительно определив зазор при стянутых кольцах подшипника (материал и толщина прокладки указаны в проекте);
затягивают и шплинтуют болты передней крышки, подушку кантуют в рабочее положение.
6.40. Последовательность сборки краном валковой опоры четырехрядного подшипника следующая:
на подкладки укладывают валок в горизонтальном положении и контролируют посадочные места;
на вал устанавливают бандаж с посадкой, указанной в проекте, проверяют точность установки его по торцу (если бандаж напрессовывают, то его предварительно подогревают до температуры 100°С) и в выточку на бандаже устанавливают разрезное пружинное кольцо;
на бандаж устанавливают заднюю торцевую крышку подшипника со смонтированным в ней уплотнением:
в проточку шейки валка устанавливают два резьбовых полукольца, закрепляют их винтами и смазывают шейку валка тонким слоем смазки;
краном поднимают подушку с подшипником и осторожно надвигают ее на валок (после центровки внутреннего кольца подшипника относительно шейки);