Ведомственные строительные нормы ВСН-195-83 "Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока" (утв. Министерством транспортного строительства 12 мая 1983 г. N ЛН-580) стр. 5

8.12. Погрузочные и разгрузочные пункты следует располагать на участках дороги с продольным уклоном не более .
8.13. Водопропускные трубы под насыпями, малые и средние мосты допускается располагать при любых сочетаниях элементов плана и продольного профиля.
8.14. В состав проекта должен быть включен отдельным чертежом подробный продольный профиль автомобильной дороги. План линии, поперечные профили, а также сооружения на них, как правило, должны быть показаны на общих с железной дорогой чертежах.

9. Земляное полотно

9.1. Земляное полотно притрассовых автомобильных дорог следует проектировать в полной взаимоувязке с проектом железнодорожного пути в части материала, водоотводов, защиты от паводков, снежных обвалов и заносов, oт селей, камнепадов, оползней, учета мерзлотно-грунтовых условий и т.п.
9.2. По геометрическому очертанию поперечного пpoфиля притрассовые автомобильные дороги могут быть совмещенные (см. рис. 4,а) и раздельные (см. рис. 4,б).
9.3. По poдy материала насыпи в условиях I и II типов местности могут быть из обычных глинистых грунтов; в условиях III типа предпочтительнее дренирующие грунты.
9.4. Основанием для насыпей в условиях I типа местности является естественная поверхность земли (рис. 7,а).
9.5. В местности II типа под насыпями из глинистых грyнтов необходимо предусматривать устройство сланей (рис. 7,б).
1777 × 758 пикс.     Открыть в новом окне
9.6. Под насыпями из скальных и дренирующх пород в условиях II и III типов местности для лучшего распределения нагрузок на основание, чтобы избежать просадок, застоя воды и т.п., необходимо предусматривать устройство слоя из торфа, хвороста или порубочных остатков.
9.7. При выборе конструкции земляного полотна следует учитывать категорию дороги, дорожно-климатическую зону, тип местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения.
9.8. Автомобильные дороги проектируют, как правило, насыпями из пригодных, по возможности дренирующих местных грунтов и теплоизолирующих материалов.
9.9. Минимальная высота насыпей (с учетом дорожной одежды) в глинистых грунтах II категории просадочности не должна быть менее 0,5 м.
9.10. Насыпи на торфах и грунтах III категории просадочности следует проектировать высотой не менее 1 м (включая дорожную одежду), а при отсыпке грунтами, пригодными для дорожной одежды - не менее 0,7 м.
9.11. Насыпи на торфах и грунтах IV категории просадочности следует проектировать на сплошном настиле из бревен толщиной 15-25 см, на выстилке мощностью 0,3-0,5 м из хвороста или порубочных остатков. Минимальная высота насыпи над настилом должна быть не менее 1 м (включая дорожную одежду), а при возведении насыпи из грунтов, пригодных для дорожной одежды - не менее 0,7 м.
9.12. При скальных, щебенистых и песчаных грунтах минимальная высота насыпей не нормируется.
9.13. Бровка полотна на подходах к мостам и трубам должна возвышаться над расчетным горизонтом воды (с учетом подпора) на менее чем на при напорном и полунапорном режимах.
9.14. Вероятность превышения паводка при проектировании насыпей на переходах малых и средних водотоков следует принимать равной 3%.
9.15. В грунтах III и IV категорий просадочности выемки проектировать не допускается.
9.16. Земляное полотно в пределах участков с основанием из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов надлежит проектировать без учета вечной мерзлоты.
9.17. Насыпям, располагаемым в виде берм у железнодорожного пути или у кавальеров, следует придавать односкатный поперечный профиль с уклоном не менее в полевую от железной дороги сторону.
9.18. Веpx насыпей, сооружаемых отдельно от железнодорожного полотна, должен иметь двухскатное очертание с уклоном от оси к бровкам не положе 2%.
9.19. Насыпи, возводимые отдельно от железнодорожного пути целиком из грунтов, пригодных для дорожной одежды, следует проектировать одновременно с дорожной одеждой с односкатным, двухскатным или серповидным очертанием верха.
9.20. Крутизну откосов насыпей, возводимых из местных грунтов высотой до 1 м, следует принимать 1:3. В остальных случаях крутизну откосов насыпей и выемок следует принимать, руководствуясь требованиями главы СНиП Нормы проектирования автомобильных дорог.
9.21. Ширину земляного полотна поверху надлежит принимать с yчетом подвижного состава согласно требованиям главы СНиП "Автомобильные дороги".
9.22. Ширина земляного полотна разъездов на однополосных дорогах должна быть равна ширине соответствующей двухполосной дороги. Длина разъездов - не менее 20 м. Переход от однополосной дороги к двухполосной следует принимать длиной не менее 20 м с каждой стороны.
9.23. При проектировании земляного полотна следует руководствоваться "Указаниями по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог" СН 449-72, "Указаниями по технологии возведения насыпей железных и автомобильных дорог" ВСН 134-66 и "Техническими указаниями по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов" ВСН 166-70.

10. Дорожная одежда

10.1. Для притрассовых автомобильных дорог следует применять покрытия переходного и низшего типов, назначаемые в соответствии с требованиями главы СНиП Нормы проектирования автомобильных дорог и "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" (ВСН-46-83). Расчет одежд притрассовых автомобильных дорог, предназначаемых в дальнейшем для постоянной эксплуатации, следует вести по инструкции с учетом допустимого уровня надежности проектируемой конструкции не менее 0,85, тo же прочих построечных дорог временного типа, включая технологические дороги, с уровнем надежности не более 0,6.
10.2. Дорожная одежда должна быть прочной в отношении сопротивления деформированию под нагрузками (предупреждение просадочности, сопротивление разрушению, износ).
10.3. При выборе материалов и конструкций дорожные одежды притрассовых дорог должны:
выдерживать нагрузки автомобилей, скреперов и тяжеловесов до 12 т на одиночную ось;
устраиваться преимущественно из местных материалов;
быть устойчивыми и прочными в заданные сроки службы и, главным oбpaзом, в весеннюю распутицу;
допускать восстановление поперечного профиля дороги и ликвидацию неровностей на поверхности в процессе эксплуатации профилированием грейдерами.
10.4. Проектирование дорожной одежды состоит в выборе материала для устройства слоев и размещении их в конструкции в такой последовательности, чтобы наилучшим образом проявились их грузораспределяющая и деформативная способности, а также прочностные свойства, в установлении количества слоев, их ориентировочных толщин и уточнении толщин расчетом.
10.5. Для сооружения слоев дорожной одежды притрассовых дорог рекомендуются следующие местные материалы: щебень, гравий и другие несвязные материалы; щебеночные и гравийные смеси; щебень и гравий, обработанные различными вяжущими; грунт, укрепленный неорганическими вяжущими.
10.6. В зависимости от условий движения и наличия строительных материалов дорожные одежды проектируют однослойными или двухслойными.
10.7. На дорогах, проектируемых на бермах железнодорожного полотна, дорожная одежда устраивается односкатной; на дорогах, расположенных на отдельном земляном полотне, - серповидного поперечного профиля или двухскатной.
10.8. Критерием прочности дорожной одежды является условие, при котором в грунте земляного полотна не возникнут местные пластические смещения, т.e. грунт будет находиться в допредельном состоянии, гарантом которого является неравенство ,
где - допустимый модуль упругости дорожной одежды;
- общий модуль упругости, получаемый в результате расчета дорожной одежды.
10.9. Допустимый модуль упругости , при котором не возникнут местные пластические смещения в грунте земляного полотна, устанавливаются по вертикальной шкале номограммы рис. 1 приложения 2 в зависимости от приведенной интенсивности движения, расчетной нагрузки и от конструкции дорожной одежды. (Расчетной считают нагрузку от условного движущегося транспортного средства, которая оказывает давление р = 0,6 MПa в пределах круга диаметром Д = 37 см).
10.10. Приведенную интенсивность движения расчетной нагрузки определяют по формуле
,
где N - cpeднeсyточная интенсивность движения транспортного потока в течение расчетного месяца в обоих направлениях, авт/сут. (см. п. 3.16);
- коэффициент, учитывающий количество полос проезжей части; для однополосной = 1; для двухслойной = 0,7;
- коэффициент приведения нагрузки от транспортного средства i-й марки к расчетной нагрузке (определяется по приложению 3);
j - количество марок транспортных средств в транспортном потоке;