Ведомственные строительные нормы ВСН-195-83 "Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока" (утв. Министерством транспортного строительства 12 мая 1983 г. N ЛН-580) стр. 7

13.7. Для предупреждения падения деревьев на железнодорожный путь и проезжую часть автомобильной дороги лесной массив в полосе 15-20 м oт опушки (граница, просека) необходимо очищать oт больных и старых деревьев, а такжe от сухостоя.
13.8. В проектах притрассовых автомобильных дорог должны быть предусмотрены средства и механизмы для борьбы с гололедом.
13.9. Защита притрассовых автомобильных дорог от снежных лавин должна быть запроектирована в комплексе с соответствующей защитой железнодорожного пути.
13.10. Отвод земельных участков под притрассовую автомобильную дорогу должен быть оформлен в комплексе с отводом земли под железную дорогу.

14. Дорожные инженерные устройства и обстановка

14.1. Комплекс дорожных устройств и обстановка притрасссвых автомобильных дорог должны обеспечивать безопасность движения, а также предусматривать обслуживание водителей и автомобилей в пути следования и на стоянках с учетом климатических условий Сибири и Дальнего Востока.
14.2. На пересечениях притрассовой автомобильной дороги с другими автомобильными и железными дорогами должны быть предусмотрены дорожные знаки.
14.3. На всем протяжении притрассовой автомобильной дороги следует предусматривать установку километровых столбов и указателей расположения поселков и действующих телефонных аппаратов. Километровые столбы на автомобильной дороге по возможности следует устанавливать соответственно километражу железной дороги, допуская на автодороге "резаные" километры.
14.4. В местах схода снежных лавин, селей, а также у скальных прижимов, где возможны осыпи и обвалы, необходимо предусматривать установку соответствующих указателей.
14.5. При высоте насыпи более 1 м на кривых следует предусматривать установку направляющих сигнальных столбиков, руководствуясь главой СНиП Нормы проектирования автомобильных дорог.
На особо опасных участках дороги (на кривых малых радиусов, при высоких крутых откосах) надлежит предусматривать ограждения, как правило, в виде деревянных надолбов.
14.6. На притрассовых автомобильных дорогах должна быть предусмотрена установка соответствующих знаков на площадках, предназначенных для перегрузки с автотранспорта на железную дорогу машин, механизмов, оборудования и т.п.
14.7. При проектировании автомобильных остановок на притрассовых автобусных дорогах следует руководствоваться требованиями главы СHиП Нормы проектирования автомобильных дорог.
14.8. В проектах должны быть предусмотрены оборудованные соответствующими сигнальными знаками места стоянок автотранспорта в поселках временного и постоянного типов.

15. Организация строительства

15.1. Проект организации строительства притрассовой автомобильной дороги следует разрабатывать при проектировании железной дороги с уточнением и детализацией в процессе составления рабочей документации.
15.2. Темпы и сроки сооружения притрассовых и всех других построечных автомобильных дорог должны соответствовать графику организации строительства железной дороги.
15.3. Сооружение построечных автомобильных дорог следует проектировать по одной из двух основных схем с головы или на широком фронте. По первой схеме следует сооружать преимущественно построечные дороги небольшого протяжения (до 3 км). Вторая схема может быть применена при необходимости обеспечить высокие темпы строительства притрассовых автомобильных дорог значительной протяженности.
15.4. В проектах организации стpоительства железной дороги должны быть определены сроки начала и окончания строительства притрассовых автомобильных дорог в целом по всей длине, и по отдельным ее участкам, а также при необходимости - этапы строительства (приложение 12).
15.5. В суровых климатических условиях при определении сроков и этапности строительства притрассовых автомобильных дорог следует учитывать максимальное использование зимников.
15.6. При опережающем строительстве притрассовой автомобильной дороги ее следует возводить по поперечным профилям, на которых показан также и весь комплекс сооружений железнодорожного пути.
15.7. Расчистку полосы отвода с рубкой просеки следует проектировать в пределах очертания всех сооружений железнодорожного земляного полотна, включающих притрассовую автомобильную дорогу, если она расположена не далее 50 м от оси железнодорожного пути.
15.8. Выносные столбики закрепления трассы должны быть установлены вне зоны работ механизмов.
15.9. В проекте организации строительства выполнение работ по заготовке торфа, устройству хворостяных выстилок и сланей на грунтах III и IV категорий просадочности и на болотах следует предусматривать в зимний период.
15.10. Коэффициент уплотнения верхней части насыпи, сооружаемой из связных грунтов до глубины 0,8 м от верха покрытия, должен быть не менее 0,95, а в нижней части - не менее 0,92.

16. Содержание автомобильных дорог

16.1. В сметах следует предусматривать средства на текущее содержание и при необходимости на капитальный ремонт притрассовых автомобильных дорог, руководствуясь примерной схемой дорожно-эксплуатационной службы (приложение 13).
16.2. Мероприятия по содержанию притрассовых автомобильных дорог должны предусматривать бесперебойное движение транспортных средств в течение всего года или установленного сезона года.
16.3. Весеннее содержание щебеночных покрытий должно предусматривать уборку снега или ледяной корки по мере ее таяния, очистку дороги от грязи, несвязного щебня-катуна и рассыпку каменной мелочи на проезжую часть.
16.4. Весной необходимо наблюдать за состоянием водоотводных и водопропускных сооружений и предупреждать возможные размывы.
16.5. Все водоотводные и водопропускные сооружения в конце зимы, когда уже не ожидаются снежные заносы, должны быть подготовлены к пропуску высоких вод, очищены от льда и снега.
16.6. В летний период для поддержания в исправности гравийного покрытия необходимо проводить периодически легкие профилактические работы с целью устранения поперечной волнистости, образовавшейся колеи, обеспечения проектного поперечного профиля.
16.7. Профилирование следует проводить при оптимальной влажности гравийного материала, например, после дождя, когда материал легко срезается и перемещается.
16.8. Для уменьшения износа гравийного покрытия следует обеспечивать на нем защитный слой толщиной примерно в 1 см из мелкого гравия и крупнозернистого песка в объеме 20-30 на 1 км.
16.9. Зимнее содержание притрассовой автомобильной дороги должно предусматривать следующие мероприятия:
защита дороги от снежных заносов;
очистка от снега;
устранение скользкости;
защита от снежных лавин;
установка вдоль дороги вешек, указывающих бровку земляного полотна.
16.10. Дорогу от снега следует очищать на всю ширину земляного полотна; оставшийся слой снега толщиной 3-5 см должен быть выровнен по поверхности покрытия, что позволяет развить скорость движения автотранспорта до 80 км/ч.
16.11. На участках, где автомобильная дорога расположена на совмещенном полотне с железной дорогой, при сильных снежных заносах должна быть предусмотрена совместная работа автогрейдера или бульдозера и роторного снегоочистителя. При этом автогрейдер или бульдозер должны срезать плотный снег с дороги и перемещать его в сторону нижней бровки, а роторный снегоочиститель отбрасывать снег в сторону от железной дороги.
16.12. При сильных заносах дорог, расположенных на косогорных участках, технология очистки снега должна быть аналогична описанному в п. 16.11, но роторный снегоочиститель должен, как правило, сбрасывать снег в подветренную от дороги сторону.
16.13. Для расчистки снежных отложений на участках, защищенных лесом, следует применять двухотвальные тракторные снегоочистители. На открытых участках местности они должны быть использованы с роторными очистителями.
16.14. Для борьбы со скользкостью следует рассыпать на поверхности проезжей части дороги песок, мелкий гравий или отходы камнедробления с крупностью зерен до 6 мм.
16.15. Не допускаются для борьбы со скользкостью материалы с примесью глинистых частиц, а также материалы из сильно выветривающихся пород, которые легко крошатся под колесами и зачастую приводят к повышению скользкости.
16.16. Борьбу со скользкостью необходимо вeсти сразу же с началом гололеда. В первую очередь следует посыпать участки с крутыми уклонами, с кривыми малых радиусов, с плохой видимостью, пересечения дорог и места экстренного торможения.
16.17. В горных лавиноопасных местах следует защищать притрассовую автомобильную дорогу и железную дорогу одновременно. Для этого необходимо устраивать по лавиноопасному склону железобетонные заборы с посадкой по лавиноопасному бассейну или заблаговременное искусственное обрушение снежных масс, пока объем их невелик; в крайних случаях на перспективных дорогах необходимо предусматривать устройство специальных лавинозащитных галерей.
16.18. При появлении на притрассовой автомобильной дороге большого количества неровностей и значительных искажений профиля должен быть назначен средний ремонт.
16.19. Ремонтная профилактика гравийного покрытия должна включать очистку его от пыли и грязи, кирковку, планировку поверхности, россыпь дополнительного количества гравия, профилировку и укатку.