Приказ от 25.06.1982 N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети" стр. 2

473 × 631 пикс.     Открыть в новом окне
470 × 606 пикс.     Открыть в новом окне
470 × 629 пикс.     Открыть в новом окне
472 × 495 пикс.     Открыть в новом окне
Примечания. 1. Для строительства отдельно стоящих зданий магазинов применяются типы предприятий торговой площадью не менее 400 кв. м.
2. В больших, крупных и крупнейших городах возможна при необходимости и соответствующих условиях организация магазинов дополнительных типов более крупных размеров.
3. При необходимости возможна организация специализированных магазинов или секций типа "Богатырь" в универмагах, Домах торговли, магазинах одежды и обуви.
4. Специализация и размеры фирменных магазинов определяются в соответствии с настоящей Номенклатурой типов магазинов.
5. В поселках городского типа допускается строительство магазинов типа Дом торговли торговой площадью 1650 и 2150 кв. м.

3. Особенности выбора типов и размеров магазинов

3.1. Организация сети магазинов в городах предполагает формирование рациональной ее структуры, правильное размещение магазинов в городской застройке, выбор их типоразмеров с учетом конкретных экономических и градостроительных факторов.
В городах всех типов подбор предприятий следует начинать с основных типов магазинов, обеспечивая их первоочередное применение. При отсутствии надлежащих условий формирования магазинов основных типов их следует восполнять за счет дополнительных. При этом по мере укрупнения городов, повышения их роли в системе расселения углубляется специализация и увеличиваются размеры магазинов.
Подбор конкретных типов магазинов необходимо осуществлять с учетом численности населения, планировочной структуры городов и плотности застройки их территории согласно табл. 1.
Таблица 1
к Номенклатуре типов магазинов
РАЗМЕРЫ МАГАЗИНОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ
ДЛЯ ГОРОДОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ
474 × 594 пикс.     Открыть в новом окне
472 × 630 пикс.     Открыть в новом окне
472 × 348 пикс.     Открыть в новом окне
3.2. Сеть магазинов местного значения - универсамов и магазинов к ним приравненных - целесообразно формировать на основе существующих и вновь строящихся магазинов с универсальным ассортиментом товаров повседневного спроса;
при невозможности создания таких магазинов, ввиду ограниченности капитальных вложений и недостаточной мощности действующих, при реконструкции торговой сети организуются магазины дополнительных типов, обеспечивающие в совокупности предложение универсального ассортимента товаров повседневного спроса в радиусе пешеходной доступности до 500 м с учетом настоящей Номенклатуры и принятых норм обеспеченности населения торговой площадью для реализации отдельных групп товаров.
3.3. Торговая сеть городского значения включает магазины с универсальным ассортиментом товаров, магазины комплексного спроса и специализированные магазины.
Эти предприятия организуются путем использования и приспособления имеющихся торговых помещений при проведении работ о переспециализации торговой сети и нового строительства.
3.4. В малых городах (с населением до 50 тыс. человек) магазины Универсам или предприятия, их заменяющие, должны составлять основу продовольственной сети города. При этом с учетом плотности расселения жителей рекомендуется организовывать магазины торговой площадью, как правило, 400 или 650 кв. м.
В качестве магазинов городского значения рекомендованы: Гастроном (торговой площадью 400 - 650 кв. м) или Диетические продукты (250 кв. м). При сохранении в городе помещений с меньшей площадью на их базе допускается организация специализированных магазинов дополнительных типов.
Основу сети непродовольственных магазинов в малых городах составляют, как правило, универмаг торговой площадью 3500 кв. метров и организуемые, в основном, на действующих торговых площадях магазины по продаже мебели, книг, цветов, строительных материалов, автомотозапчастей.
В тех случаях, когда в городе нет универмага или его торговая площадь недостаточна для полного удовлетворения потребностей населения города по отдельным группам товаров, за счет переспециализации действующих предприятий, а в отдельных случаях за счет нового строительства создаются специализированные магазины по продаже одежды и обуви, товаров для детей, для спорта и туризма, хозяйственных, культтоваров.
При наличии в городе помещения торговой площадью более 1000 кв. м, предназначенного или приспособленного для продажи непродовольственных товаров, на его базе, впредь до ввода в эксплуатацию надлежащего по размерам универмага, может быть организован Дом торговли, включающий товарные комплексы предметов гардероба для мужчин и женщин.
В поселках городского типа и части малых городов ассортимент таких предприятий (при отсутствии соответствующей специализированной сети и нецелесообразности ее организации) допускается расширять за счет включения товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
На базе торговых помещений с площадью от 650 до 1000 кв. м могут создаваться вместо Дома торговли магазины комплексного спроса: Товары для женщин, Товары для мужчин.
При отсутствии действующих магазинов такой мощности и наличии торговых помещений меньших размеров (но не менее 200 кв. м) на этих площадях возможна организация магазинов более узкой специализации: Мужская (или женская) одежда, Мужская (или женская) обувь и т.п.
В средних городах (с населением свыше 50 до 100 тыс. человек) предусматривается организация универмага торговой площадью 3500 или 4500 кв. м и магазина Товары для детей торговой площадью 1500 кв. м.
Сеть других магазинов формируется, в основном, за счет реконструкции имеющихся помещений и частично в результате нового строительства, исходя из установленных для каждого из городов нормативов. При этом предполагается необходимость первоочередной организации магазинов основных типов.
В больших городах (с населением свыше 100 до 250 тыс. человек) предусматривается, наряду с использованием указанных выше типов магазинов, организация более широкого круга специализированных предприятий, подбираемых из числа приведенных в табл. 1 и перечне дополнительных типов.
Учитывая возможности разнообразного характера застройки, для построения торговой сети местного значения могут быть использованы универсамы торговой площадью от 400 до 1000 кв. м.
Продовольственная сеть городского значения в этих городах, наряду с магазинами универсального ассортимента (с учетом принятых норм обеспеченности по товарным группам), может включать специализированные магазины: Хлебокондитерский, Кондитерские товары, Рыба, Овощи-фрукты, Винно-водочные изделия с торговой площадью 250 кв. м.
Для части городов этой группы, прежде всего областных центров и центров систем расселения, наряду с общегородским универмагом, могут создаваться Дома торговли в центрах планировочных районов торговой площадью до 3500 кв. м.
В крупных и крупнейших городах (с населением свыше 250 тыс. человек) с учетом принятых норм обеспеченности торговой площадью по отдельным товарным группам предусматриваются, как правило, предприятия основных типов максимальных размеров.
Наряду с этим при формировании розничной торговой сети этих городов в условиях реконструкции сети возрастает роль дополнительных типов магазинов более узкой специализации (по продаже отдельных видов одежды, белья, галантереи, сувениров, радиодеталей и запчастей к электробытовым приборам и т.п.).
Кроме того, в развитие функций основных типов с целью углубления и расширения специализации и создания более благоприятных условий для покупателей становится возможной организация на имеющихся в городе площадях более крупных, по сравнению с приведенными в Номенклатуре, размеров некоторых специализированных магазинов, в том числе по продаже женской или мужской одежды, женской или мужской обуви, головных уборов, галантереи, парфюмерии и чулочно-носочных изделий, фарфоро-фаянсовой посуды и т.д.
В городах необходимо также предусматривать организацию магазинов по торговле товарами, принятыми у населения на комиссию.
В средних и больших городах лучше создавать комиссионные магазины с универсальным ассортиментом товаров торговой площадью 250 - 650 кв. м.
В малых городах допускается организация таких магазинов меньшего размера.
В крупных и крупнейших городах целесообразно создавать специализированные комиссионные магазины по продаже предметов гардероба (одежда, обувь, ткани, галантерея), товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, спорттоваров, автомобилей, мотоциклов, запчастей, а также магазины по продаже изделий из драгоценных металлов и камней, произведений изобразительного искусства и антиквариата.

4. Примерное распределение торговой площади различных типов магазинов

4.1. Рациональное распределение торговой площади магазинов различных типов по товарным группам следует определять по примерным показателям - табл. 2 - 11.
Структура торговой площади отдельных типов магазинов может уточняться с учетом конкретных условий - местоположения магазина, региональных особенностей спроса на отдельные группы товаров, специализации близрасположенных магазинов.
4.2. При распределении торговой площади магазинов по группам товаров необходимо учитывать Перечень основных товаров, включенных в состав товарных групп, в соответствии с табл. 12.
* * *