В последние годы на территории г. Москвы интенсивными темпами реализуется программа строительства новых и реконструкции действующих автозаправочных станций (АЗС) и комплексов (АЗК). На топливном рынке города действуют более 780 станций, при функционировании которых, а также при хранении и перевозке моторного топлива, ежегодно в виде паров в атмосферу выбрасывается более 2,0 тыс. тонн нефтепродуктов.
В целях реализации мер, направленных на повышение экологической безопасности города за счет исключения выбросов паров моторного топлива в окружающую среду, Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Правила предотвращения выбросов паров моторного топлива в окружающую среду на объектах топливного рынка города Москвы (приложение 1) и ввести их в действие с 01.09.2002.
2. Утвердить план-график оснащения АЗС, расположенных на территории Центрального административного округа в 2002 - 2003 гг. системами улова паров моторного топлива за счет средств их владельцев (приложение 2).
3. Утвердить план-график оснащения АЗС г.Москвы, намечаемых к строительству и реконструкции в 2002 - 2003 гг., системами улова паров моторного топлива за счет средств их владельцев (приложение 3).
4. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы совместно с префектурами административных округов и при участии Московской топливной ассоциации разработать в IV квартале 2002 года план-график поэтапного до 2005 года оснащения АЗС, не вошедших в приложения 2 и 3, системами улова паров моторного топлива.
5. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы:
5.1. При продлении разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу предприятиям топливного рынка (АЗС, АЗК, нефтяные терминалы) учитывать проведение мероприятий по оснащению объектов современными техническими средствами по улавливанию паров моторного топлива.
5.2. Совместно с Мосгосэкспертизой:
5.2.1. Не согласовывать проекты строительства и реконструкции АЗС, АЗК и нефтяных терминалов, по которым в проектно - сметной документации отсутствуют мероприятия по улавливанию паров моторного топлива.
5.2.2. В 2002 - 2003 гг. переработать действующие нормативно-методические документы, регламентирующие предельные лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города от АЗС, АЗК и нефтяных терминалов, расположенных в г.Москве, и до 31.12.2003 представить их на рассмотрение Правительства Москвы.
5.3. В месячный срок подготовить обращение в Минэнерго России и Минтранс России о необходимости при выдаче лицензий на осуществление реализации и перевозки продуктов переработки нефти и газа учитывать оснащение АЗС, АЗК, нефтяных терминалов и бензовозов системами улова и приема паров моторного топлива.
5.4. Утратил силу.
5.5. В месячный срок подготовить обращение в Минэнерго России о внесении изменений в Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) в части введения мер по улавливанию паров моторного топлива в состав обязательных требований к АЗС.
6. Московской транспортной инспекции в соответствии с пунктами 2, 3, 4 настоящего постановления в IV квартале 2002 года разработать план-график модернизации и замены бензовозов, осуществляющих перевозку моторного топлива на территории г.Москвы, с обязательным их оснащением до 2010 г. системами приема уловленных паров моторного топлива.
7. Управлению транспорта и связи Правительства Москвы выступить координатором выполнения работ по предотвращению выбросов паров моторного топлива при строительстве и реконструкции объектов топливного рынка г.Москвы, в том числе сливно-наливной эстакады ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод".
8. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно до 1 октября, начиная с 2003 года.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
И.о. Мэра Москвы | В.П. Шанцев |
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 20 августа 2002 г. N 663-ПП
Правила предотвращения выбросов паров моторного топлива в окружающую среду на объектах топливного рынка города Москвы
1. Общие положения
1.1. Настоящий документ устанавливает правила по разработке, использованию и эксплуатации оборудования установок (систем) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива на автозаправочных станциях.
1.2. Настоящий документ является обязательным для всех организаций, разрабатывающих и эксплуатирующих установки (системы), предназначенные для улавливания и рекуперации паров моторного топлива на АЗС или отвода их в автоцистерны с целью вывоза паров моторного топлива на наливные станции с последующей их рекуперацией.
1.3. Все установки, системы улавливания паров моторного топлива, в том числе и с вывозом уловленных паров за пределы АЗС, должны иметь технические нормативы выбросов и сертификаты, подтверждающие соответствие содержания загрязняющих веществ в выбросах этих установок, систем.
1.4. Все установки, системы, аппараты, смонтированные на АЗС и введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в установленном порядке.
1.5. На основании настоящих Правил организации разрабатывают для каждой установки (системы) в отдельности паспорт и другую необходимую документацию с учетом конкретных рабочих условий и технической документации завода-изготовителя.
1.6. При проектировании, монтаже, вводе в эксплуатацию и эксплуатации установок (систем) для улавливания паров моторного топлива должны руководствоваться действующими нормативными документами, утвержденными и введенными в действие установленным порядком.
1.7. В случае применения в установках (системах) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива технических решений, на которые отсутствую нормативные требования, согласование технико-эксплуатационной документации должно осуществляться на основании заключения уполномоченных организаций.
2. Термины и определения
2.1. Установка (система) для улавливания паров моторного топлива - совокупность оборудования, аппаратуры, предназначенных для улавливания паров моторного топлива, от резервуаров, топливораздаточных колонок (ТРК) автозаправочной станции, рекуперации их непосредственно на АЗС или вывоз паров моторного топлива в емкостях автоцистерн на наливные станции для дальнейшей рекуперации.
2.2. Аппарат установки для улавливания паров моторного топлива - основной элемент установки, в котором непосредственно осуществляется избирательный процесс извлечения паров моторного топлива из потока отходящего из резервуара загрязненного воздуха, их накапливание и рекуперация паров в резервуар.
2.3. Система для улавливания и отвода паров моторного топлива в емкость бензовоза - включает в себя оборудование автозаправочной станции, предназначенное для отвода паров моторного топлива в цистерну бензовоза.
2.4. Неэффективная установка для улавливания паров моторного топлива - установка, фактические показатели работы которой не соответствуют паспортным показателям.
2.5. Неисправная установка - установка, не обеспечивающая паспортную степень улавливания паров моторного топлива из-за повреждений аппарата, оборудования, не герметичности оборудования, неисправности контрольно-измерительных и регулирующих устройств, предусмотренных эксплуатационной документацией.
2.6. В состав установки может входить один или несколько расположенных последовательно или параллельно однотипных аппаратов, осуществляющих избирательный процесс извлечения паров моторного топлива, отходящих из резервуаров автозаправочной станции.
2.7. Вспомогательное оборудование - насосы, компрессоры, трубопроводы, запорная арматура, дыхательные клапаны, технические средства контроля, предназначенные для сбора, рекуперации или транспортирования паров моторного топлива, а также средства автоматики и прочее оборудование, необходимое для обеспечения надежной работы установки.
3. Общие требования к установкам (системам) для улавливания и рекуперации паров бензина на АЗС
3.1. Установки (системы) должны обеспечивать улавливание паров моторного топлива и их возврат (в виде конденсата) в резервуары АЗС.
3.2. Аппараты (системы) для улавливания и рекуперации должны обеспечивать улавливание и рекуперацию всех выбросов паров моторного топлива на АЗС, а именно:
- "больших дыханий" в ходе слива топлива в резервуары АЗС с производительностью до 45 - 60 м3/час;
- "малых дыханий" из резервуаров АЗС в ходе хранения топлива с производительностью до 2 - 6 м3/час;
- выбросов паров моторного топлива из бензобаков автомобилей в ходе их заправки с производительностью 5 - 10 м3/час.
3.3. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны обеспечивать надежность и бесперебойность работы с показателями соответствующими паспортным данным в пределах установленного срока службы в любых погодных условиях.
3.4. Установки (системы) для улавливания и рекуперации (отвода) паров моторного топлива должны предусматривать возможность использования их на оборудовании стационарной, модульной станций.
3.5. Аппараты для улавливания паров моторного топлива должны позволять последовательное, параллельное или смешанное соединения, с условием размещения их для улавливания паров от резервуаров АЗС и от пистолетов топливно-раздаточных колонок.