4.8 Конструкция тракторов, мотоблоков должна исключать возможность самопроизвольного включения и выключения трансмиссии и привода рабочих органов.
4.9 В системе электрооборудования тракторов и мотоблоков должно применяться напряжение из ряда 6, 12, 24 В.
В цепи низкого напряжения системы зажигания карбюраторных двигателей должен быть установлен выключатель (замок зажигания).
4.10 В цепях однопроводной системы, питаемых от аккумуляторной батареи (исключая цепь заземленного магнето), должны быть установлены предохранители от перегрузки (короткого замыкания). В двухпроводной системе предохранители могут быть установлены как в плюсовом, так и в минусовом проводе.
Предохранители должны быть установлены как можно ближе к выводам аккумуляторной батареи, стартера, генератора.
Плюсовые клеммы электропроводов в местах возможного замыкания их на массу случайными токопроводящими предметами должны быть защищены изолирующими материалами. Клеммы на выводах стартера, аккумулятора и генератора также должны быть защищены.
4.11 Должна быть обеспечена защита оператора от случайного контакта с частями цепи, находящимися под высоким напряжением. Отсоединение проводов высокого напряжения от контактов свечей должно осуществляться без применения инструмента.
4.12 Электропроводка должна собираться в жгуты. Жгуты по возможности должны группироваться и крепиться к неподвижным частям. Должны быть исключены контакты с элементами топливной аппаратуры (трубопроводами, карбюратором, топливным баком), выхлопной системой, подвижными частями, острыми кромками. Жгуты должны быть защищены от повреждения и трения.
4.13 Отсек для установки аккумуляторной батареи должен иметь вентиляционные и дренажные отверстия.
4.14 Электростартерный пуск двигателя должен приводиться в действие с рабочего места оператора. При этом необходимо иметь устройство, блокирующее запуск двигателя при включенных передаче и приводе рабочего органа мотоблока.
Допускается иметь дублирующую ручную систему пуска двигателя (шнур и т.п.).
4.15 Тракторы и мотоблоки должны иметь устройство для остановки двигателя, которое должно быть доступно оператору с места пуска двигателя и управляться рукой.
4.16 В системе пуска двигателя по заказу потребителя может устанавливаться замок зажигания с извлекаемым ключом, исключающий запуск посторонними лицами.
4.17 Расположение заправочных горловин должно исключать попадание топлива при заправке на части, способные его воспламенить.
4.18 В топливной системе должны быть исключены утечки (подтекания) топлива.
4.19 Выпускная система двигателя должна обеспечивать гашение искр в отработавших газах. Струя отработавших газов должна быть направлена в сторону от оператора.
4.20 Тормозные системы должны обеспечивать:
- остановку и удержание трактора или мотоблока в агрегате с одноосным прицепом, имеющего тормозное устройство, на преодолеваемом им уклоне, величина угла которого установлена техническими условиями на трактор/мотоблок конкретной модели;
- тормозной путь трактора или мотоблока в соединении с одноосным прицепом и сиденьем оператора S_0, м, вычисляют для "холодных" тормозов по формуле
2
v
S <= 0,1 v + ────,
0 0 90
где v - скорость трактора/мотоблока, км/ч.
4.21 Части механических передач (шестерни, звездочки, шкивы, ролики, цепи, вентиляторы, ремни) и детали с возвратным движением, а также части и детали, имеющие температуру выше 70°С (кроме выхлопной трубы и глушителя), должны быть ограждены либо установлены таким образом, чтобы исключить соприкосновение с ними оператора.
Защитные кожухи и ограждения должны сниматься только при помощи инструмента.
4.22 Колесные тракторы должны быть оборудованы защитными крыльями. Допускается использование элементов конструкции в качестве защитных крыльев.
4.23 Навесные системы тракторов должны иметь механические устройства для их фиксации в транспортном положении.
4.24 Тракторы и мотоблоки должны иметь устройства или места строповки при подъеме, а тракторы - также места для установки домкратов. Место строповки должно обозначаться знаком N 9 "Место строповки" по ГОСТ 14192, а место для установки домкрата - кругом диаметром не менее 40 мм. Цвета обозначений должны быть контрастными по отношению к основному цвету тракторов/мотоблоков.
5 Требования к рабочему месту оператора
5.1 Тракторы должны быть оборудованы защитными кабинами или устройствами (дуги или каркасы), которые при опрокидывании трактора сохраняли бы свободное пространство (зону) для оператора.
Размеры зоны ограничения деформации и ее расположение относительно КТС - по приложению А.
По заказу потребителя рабочее место оператора может оборудоваться тентом для защиты от атмосферных осадков и солнечных лучей.
5.2 Рабочее место оператора трактора должно быть оборудовано сиденьем со спинкой. Высота спинки сидения - по ГОСТ 20062.
Размеры и регулирование сиденья - по техническим условиям на трактор конкретной модели. Сиденье должно быть оснащено ремнем безопасности по ГОСТ 26879.
5.3 Параметры вибрации на сиденье оператора трактора - по ГОСТ 12.1.012.
Допускаются другие уровни вибрации на сиденьи при ограничении времени непрерывной работы (приложение Б).
5.4 Параметры вибрации (локальной) на органах управления - по ГОСТ 12.1.012.
Допускаются другие уровни вибрации на органах управления при ограничении времени непрерывной работы (приложение В).
5.5 Уровень шума на рабочем месте оператора - по ГОСТ 12.1.003.
Допускаются другие уровни шума на рабочем месте оператора при ограничении времени непрерывной работы (приложение Г).
5.6 За допустимое время безопасной непрерывной работы трактора и мотоблока принимают наименьшее из приведенных в 5.3-5.5.
Указанное время вносят в технические условия и инструкцию по эксплуатации.
5.7 Тракторы и мотоблоки, уровень шума которых на рабочем месте оператора превышает установленный ГОСТ 12.1.003 или допустимые уровни шума при ограничении времени непрерывной работы, должны быть оснащены индивидуальными средствами защиты органов слуха. Это требование должно быть указано в технических условиях.
5.8 На тракторе должно быть предусмотрено место для размещения аптечки первой медицинской помощи.