расширение практики формирования при объединении страховщиков третейских судов и внедрение практики медиации при урегулировании спорных ситуаций между страховщиками и юридическими лицами;
содействие формированию механизмов досудебного урегулирования споров между потребителями страховых услуг и страховщиками, в том числе института финансового омбудсмена;
сбор и мониторинг информации от страховщиков об урегулировании убытков, о количестве заявленных и удовлетворенных претензий страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, а также о количестве претензий, решения по которым принимались судами, в том числе выигранными страхователями, застрахованными лицами и выгодоприобретателями, и сроках осуществления страховых выплат;
содействие гармонизации практики осуществления страховщиками своей деятельности с международной практикой в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития и расширение практики взаимодействия с союзами и объединениями страховщиков на международном уровне.
7. Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств
Для обеспечения эффективного использования бюджетных средств на страхование необходимо комплексно проработать вопросы оптимизации системы управления рисками за счет бюджетных средств. Государство является одним из крупнейших страхователей и за счет бюджетных средств осуществляется значительное количество видов личного страхования, а также имущественного страхования.
За счет бюджетных средств осуществляется государственное личное страхование (жизни и здоровья) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации, лиц начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, работников налоговых и таможенных органов, прокуроров, государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей и иных лиц.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Бессистемное введение "обязательного" государственного страхования жизни и здоровья отдельных категорий лиц путем внесения соответствующих положений в федеральные законы, не являющиеся законами о конкретном виде обязательного страхования, и в законы субъектов Российской Федерации приводит к правовым коллизиям и пробелам регулирования осуществления личного страхования за счет бюджетных средств, неопределенности статуса такого страхования и формы его осуществления.
В целях единообразного применения норм требуется их систематизация и исключение противоречий в толковании.
На уплату страховых премий по имущественному страхованию для государственных и муниципальных нужд, в частности по страхованию запусков космических объектов, страхованию федерального и муниципального имущества, подлежащего сдаче в аренду, обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте затрачиваются значительные бюджетные средства, при этом достаточно трудно спрогнозировать эффективность таких расходов.
Предварительный анализ результатов проведения указанных видов страхования свидетельствует о том, что страховые премии значительно превышают страховые выплаты, расходы на администрирование такого страхования, в том числе на проведение конкурсов по отбору страховщиков, и сопоставимы, а в некоторых случаях превышают потенциальные расходы на администрирование соответствующих выплат, в случае, если бы они осуществлялись непосредственно за счет бюджетных средств помимо страховщиков.
Увеличение доли расходов на ведение дела в структуре страховой премии, собираемой по таким видам страхования, отчасти является вынужденной мерой, связанной с реализацией вида страхования (финансирование обучения сотрудников, создание информационных систем и привлечение клиентов), или продиктовано осознанной экономикой страховщика, попадающего в зависимость от страхового посредника (например банка), обеспечивающего расширение страхового поля. Затраты на страхование со стороны граждан и хозяйствующих субъектов признаются избыточными, и для страхователя в лице государства эту долю следует сокращать за счет агрегирования средств страховых фондов, минимизации размера рисковой надбавки по видам страхования, экономии расходов, в частности на ведение дела и комиссионные вознаграждения посредникам. При определении условий договоров обязательного страхования для органов государственной власти и муниципальных образований в целях сокращения расходов бюджетной системы на страхование необходимо рассмотреть возможность учета особенностей объекта страхования и деятельности страхователей, оптимизации форм участия государства в страховании.
Учитывая изложенное, необходимо провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства.
С учетом международного опыта и потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и бюджетных учреждений в управлении различными рисками следует оценить различные формы управления рисками за счет бюджетных средств (страхование, самостоятельная организация страховой защиты путем создания страховых (резервных) фондов и иные формы, в том числе смешанные) и сформировать систему управления рисками, максимально отвечающую интересам государства, обеспечивающую эффективность расходования бюджетных средств, прозрачность и контроль соответствующих расходов, точность их планирования и бесперебойное выполнение соответствующих социальных и иных обязательств государства.
Необходимо разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.
8. Развитие системы сельскохозяйственного страхования
Одним из основных направлений решения задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств на страхование является развитие сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой.
В рамках модернизации системы сельскохозяйственного страхования принят Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", существенно изменяющий систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
Однако доля застрахованных с государственной поддержкой посевных (посадочных) площадей в общем объеме посевных (посадочных) площадей остается невысокой и по итогам ярового сева 2012 года составила 20 процентов (по состоянию на 1 октября 2012 г. без учета площади посевных (посадочных) площадей субъектов Российской Федерации, в которых государственная поддержка сельскохозяйственного страхования не осуществляется).
С января по июнь 2012 г. заключено 121519 договоров сельскохозяйственного страхования, из них с государственной поддержкой - 3575 договоров. Страховые премии по сельскохозяйственному страхованию за этот период составили 7041 млн. рублей, из них по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой - 5810 млн. рублей, страховые выплаты по договорам сельскохозяйственного страхования - 2642 млн. рублей, из них по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой - 1709 млн. рублей.
Невысокий интерес сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой обусловлен рядом причин, основными из которых являются:
отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей средств на уплату страховой премии (взноса) по договорам сельскохозяйственного страхования;
низкая правовая грамотность сельскохозяйственных товаропроизводителей;
возможность получения сельскохозяйственными товаропроизводителями государственной поддержки в виде дотаций при наступлении чрезвычайных ситуаций наряду с действующей системой страхования, что снижает эффективность последней;
недостаточность проводимых со стороны страхового сообщества мероприятий, направленных на популяризацию сельскохозяйственного страхования и повышение интереса сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров сельскохозяйственного страхования;
длительные сроки доведения средств государственной поддержки до конечных получателей.
Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:
добровольность участия сельскохозяйственных товаропроизводителей, страховых организаций и обществ взаимного страхования в указанной системе;
доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой на равных условиях;
вариативность условий сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с учетом региональной специфики сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности деятельности;
оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при возникновении чрезвычайных ситуаций с учетом условий заключенного договора сельскохозяйственного страхования;
повышение эффективности института независимой экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;
применением процедур третейского суда, медиации и (или) страхового омбудсмена в целях досудебного разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров сельскохозяйственного страхования;
формирование единых подходов и стандартов осуществления сельскохозяйственного страхования.
Вместе с тем необходимо учитывать, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств путем снижения финансового бремени государства в части возмещения затрат в случае возникновения катастрофических для сельскохозяйственного производства последствий природных явлений и предоставляет минимальный уровень страховой защиты (ограниченные перечни сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и рисков, на случай наступления которых осуществляется страхование, неполная страховая сумма и возможность применения франшизы), который может восполняться за счет дополнения его условиями добровольного страхования. Добровольное сельскохозяйственное страхование должно осуществляться на более гибких условиях, позволяющих сельскохозяйственным товаропроизводителям выбирать страховой продукт, наиболее полно удовлетворяющий их потребности в страховой защите и стимулирующий сельскохозяйственных товаропроизводителей к использованию механизма страхования в качестве одного из способов защиты своих имущественных интересов. Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования.
9. Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости
Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела, является непременным условием реализации большинства задач настоящей Стратегии, в частности обеспечивающим защиту прав потребителей страховых услуг, повышение их качества, поддержание стабильности и надежности инфраструктуры страхового рынка и повышение его инвестиционной привлекательности.
Для улучшения условий осуществления страховой деятельности в Российской Федерации, повышения прозрачности, стабильности и зрелости российского страхового рынка, гармонизации российского страхового законодательства с международной практикой и рекомендациями Международной ассоциации страховых надзоров и Организации экономического сотрудничества и развития необходимо принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленных, в частности:
на совершенствование механизмов проверки соискателя лицензии на соответствие лицензионным требованиям при подаче заявления на выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности (дополнительных видов страхования);
на внедрение в деятельность органа страхового надзора методов оперативного мониторинга и оценки финансовой устойчивости страховщиков с применением систематизированного перечня показателей, характеризующих их финансовое положение на основе отчетности страховщиков, оперативно представляемой в орган страхового надзора и анализируемой, в частности с применением средств автоматизации;
на повышение эффективности и оперативности контроля за деятельностью субъектов страхового дела, осуществляемого на основе представляемой ими в орган страхового надзора бухгалтерской и иной отчетности, переход к контролю на основе отчетности, составленной по международным стандартам финансовой отчетности;
на определение механизмов и способов осуществления контроля за исполнением страхователями обязанности по заключению договоров страхования и взысканию необоснованно сбереженных сумм в связи с неисполнением этой обязанности;
на совершенствование регулирования вопросов проведения проверок субъектов страхового дела, определение видов и форм проверок, оснований для проведения проверок, периодичности и продолжительности проверок, порядка принятия решений о проведении проверок субъектов страхового дела, оформления результатов проверок и доведения их до субъектов страхового дела;
на развитие и расширение иных форм и методов государственного страхового надзора, в том числе направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.
Кроме того, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела, предусматривающий, в частности:
применение органом страхового надзора системы мер реагирования и воздействия на субъектов страхового дела в случае выявления факта нарушения ими страхового законодательства и при выявлении обстоятельств, при которых непринятие или несвоевременное принятие решения об изменении сложившейся практики осуществления субъектом страхового дела своей деятельности приведет к нарушению страхового законодательства;
наделение органа страхового надзора полномочиями по применению мер административного наказания в виде административного штрафа и (или) дисквалификации в случае нарушения субъектом страхового дела (юридическим лицом) или его должностным лицом страхового законодательства;
введение дифференцированной системы мер страхового надзора в зависимости от вида и тяжести нарушения субъектом страхового дела страхового законодательства, а также перечня оснований для применения указанных мер;
разделение оснований, по которым органом страхового надзора выдаются предписания, от составов административных правонарушений, влекущих наложение органом страхового надзора административного наказания, во избежание наказания субъекта страхового дела дважды за одно и то же нарушение;
учет специфики деятельности субъектов страхового дела и необходимости поддержания их финансовой устойчивости для своевременного исполнения обязательств по договорам страхования, обуславливающий умеренность размеров административных штрафов и их соразмерность тяжести допущенного субъектом страхового дела нарушения;