Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. N 1293-р стр. 6

расширение функций органа страхового надзора в части осуществления контроля за деятельностью профессиональных объединений страховщиков в сфере обязательного страхования.
Система регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков требует совершенствования в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.
Порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств должен учитывать специализацию страховщика и быть дифференцирован в зависимости от осуществляемых им видов страхования и принимаемых рисков. При этом следует предусмотреть возможность изменения норматива платежеспособности для страховщиков, имеющих стабильный страховой портфель и продолжительный опыт работы по отдельным видам страхования.
Порядок формирования страховщиками страховых резервов должен быть уточнен с учетом международной практики и устанавливать требования и критерии адекватности (достаточности) страховых резервов. Подходы к формированию страховщиками страховых резервов должны более четко учитывать специфику различных видов страхования, для которых характерны:
длительный срок страхования;
увеличение вероятности наступления страховых случаев по мере истечения срока страхования;
сезонное изменение вероятности наступления страховых случаев;
уменьшение страховой суммы по мере истечения срока страхования.
Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Для этого целесообразно ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования.
Для обеспечения устойчивости страховых операций по вновь вводимым видам обязательного страхования с регулируемыми государством страховыми тарифами следует предусмотреть обязательное формирование резерва выравнивания убытков в течение определенного периода с момента введения соответствующего вида обязательного страхования.
Необходимо внедрить практику проверки адекватности и анализа достаточности страховых резервов в целях возможной корректировки методов их расчета и (или) применяемой страховщиком тарифной политики.
Необходимо принять меры по развитию института внутреннего контроля в страховых организациях, который является эффективным инструментом по выявлению и оценке рисков, поддержанию их на приемлемом уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, а также развитию внутреннего аудита в страховых организациях как ключевого звена их системы внутреннего контроля.
Следует совершенствовать регулирование перестрахования, например установление принципов или алгоритмов определения размеров собственного удержания страховщиков, деятельности перестраховочных пулов, а также совершенствовать перестраховочную политику страховщиков для обеспечения финансовой устойчивости операций по отдельным видам страхования.
Следует продолжить работу по повышению качества и прозрачности информации, раскрываемой субъектами страхового дела в бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, статистической отчетности, а также отчетности, представляемой в порядке надзора, ориентируясь на международную практику осуществления контроля и надзора.
Повышение требований к объему, качеству и периодичности представления субъектами страхового дела отчетности и иной раскрываемой ими информации не должно допускать дублирования показателей и их излишней детализации. При этом должны быть созданы условия для представления указанной отчетности в орган страхового надзора в виде электронных документов, созданных с использованием электронной подписи. Прием и анализ отчетности субъектов страхового дела должен быть полностью автоматизирован для упрощения проведения оперативного мониторинга деятельности субъектов страхового дела.
Ключевыми в процессе проведения мониторинга деятельности страховщиков и анализа представляемой ими отчетности должны стать оперативные методы обнаружения проблем и негативных факторов, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков.
Процесс автоматизированной обработки отчетности страховщиков должен включать проведение ее анализа с использованием комплексных методик, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков либо на иные негативные явления в их деятельности, требующие вмешательства со стороны органа страхового надзора.
Для надлежащего исполнения органом страхового надзора полномочий по контролю за достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности необходима выработка критериев ее недостоверности, а также надлежащей системы реагирования на выявленные факты существенного искажения показателей отчетности и меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.
На завершающем этапе реформирования системы отчетности субъектов страхового дела следует создать нормативно-правовые условия для поэтапного перехода страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) на международные стандарты финансовой отчетности и последующего отказа от составления отчетности по национальным стандартам бухгалтерского учета, исключив двойную нагрузку на них.
По результатам обобщения практики составления страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности должны быть выработаны подходы и методы осуществления надзора за страховыми группами и финансовыми конгломератами.

10. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования

Одним из важнейших направлений развития страховой деятельности, позволяющим повысить доверие граждан к страховщикам и институту страхования в целом, популяризировать добровольное страхование, удовлетворить массовые потребности в страховых услугах и повысить качество предоставляемых страховых услуг, обеспечив добросовестную конструктивную конкуренцию субъектов страхового дела, является защита прав потребителей. В этом направлении необходимо принять следующие меры:
информирование граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях предоставляемых ими услуг, обеспечивающее возможность осознанного выбора страхователями страховых услуг, их поставщиков и продавцов, посредством комплексного предоставления соответствующей информации на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с возможностью сравнивать страховщиков и страховых посредников, а также условия и цены различных страховых услуг;
раскрытие соответствующей информации на официальных сайтах субъектов страхового дела, консультирование потребителей, разъяснение им условий страхования при заключении договора страхования, пояснение порядка урегулирования убытков, определения размера страховых выплат и их осуществления при уведомлении страховщика о наступлении страхового случая и подаче потребителем заявления о страховой выплате;
повышение правовой защиты потребителей страховых услуг с учетом специфики страховой деятельности, обеспечение однозначной правоприменительной практики и единообразной судебной практики путем гармонизации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и страхового законодательства;
обеспечение объективной и единообразной оценки размера ущерба путем унификации подходов к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью, а также имуществу граждан;
формирование эффективного механизма досудебного урегулирования споров между страховщиками и физическими лицами - страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) путем создания института финансового омбудсмена, действующего на принципах независимости, добросовестности, справедливости, объективности и беспристрастности, признания прав и свобод человека и гражданина и их всесторонней защиты, безвозмездности рассмотрения споров для заявителя, упрощения процедуры рассмотрения споров, качественного правового консультирования и обеспечения конфиденциальности персональных данных заявителей;
определение принципов формирования гарантийных фондов по массовым, социально значимым видам страхования в целях обеспечения исполнения обязательств, принятых по договорам страхования страховщиками, на случай невозможности осуществления ими страховых выплат по причине отзыва лицензии или применения процедур банкротства;
определение форм взаимодействия с обществами защиты прав потребителей.
Недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование и развитие механизмов страховой защиты, что в основном обусловлено особенностью и условиями становления рыночной экономики в России, определившими недоверие к кредитно-финансовым институтам и к страховым услугам, в частности недостаточностью информации о страховании и субъектах страхового дела в средствах массовой информации, недостаточно квалифицированным менеджментом страховой отрасли, низким уровнем жизни значительной части населения, слабым развитием сфер малого бизнеса и предпринимательства, коротким горизонтом финансового планирования домохозяйств и хозяйствующих субъектов.
Для решения существующих проблем необходимо проведение профессиональными участниками страхового рынка, их объединениями, органами государственной власти и другими заинтересованными структурами согласованных действий, направленных:
на регулярное проведение просветительской и разъяснительной работы среди населения и хозяйствующих субъектов на базе представительств профессионального сообщества страховщиков, научных и образовательных учреждений в сотрудничестве со средствами массовой информации, в частности посредством проведения тематических конференций, семинаров, освещения в теле- и радиопередачах, печатных изданиях актуальной и востребованной информации о разновидностях страховых услуг, различных рисках и необходимости обеспечения страховой защиты;
на создание комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере страхования.

11. Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне

Для повышения инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, расширения сферы деятельности его участников, повышения стабильности и надежности инфраструктуры страхового рынка необходимо реализовать комплекс мер в направлении усиления роли российского страхового рынка на международном уровне.
В связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации и взятыми в связи с этим обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:
определение форм и порядка участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми организациями и их филиалами;
формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации и трансграничными страховыми операциями.
В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне необходимо уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование, в том числе обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд).
Необходимо разработать комплекс мер по обеспечению деятельности российских страховых и перестраховочных компаний на международном перестраховочном рынке, становлению российского страхового рынка в качестве крупного перестраховочного центра, обеспечивающего защиту интересов и экономическую координацию участников российского и зарубежных страховых рынков, а также мер по участию России на паритетных началах на международном перестраховочном рынке.
В рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития необходимо принять меры по совершенствованию практики деятельности российских страховщиков в соответствии с международными стандартами и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития.
В рамках сотрудничества со странами - членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества следует продолжить интеграционные процессы отдельных сегментов национальных страховых рынков, создать правовые основы в рамках сотрудничества в сфере страхования между Российской Федерацией и иными международными организациями по аналогии с Европейским союзом. Необходимо поддержание постоянного диалога, направленного на развитие сотрудничества и сближение регулирующих систем в сфере страхования, которые будут получены в результате реализации международных проектов, рекомендаций и директив Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза.
Приложение N 1
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года

Основные показатели страховой деятельности в Российской Федерации в 2007 - 2012 годах

2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
2011
год
2012
год
1. Количество страховщиков и страховых брокеров - всегов том числе:
944
913
846
790
760
641
количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования)
857
786
702
625
579
469
количество страховых брокеров
87
127
144
165
181
172
2. Величина совокупного уставного капитала российских страховщиков(млрд. рублей)
156,4
153,8
148,2
153,2
187,9
208
3. Средний уставный капитал (млн. рублей)
182,5
195,7
211,1
245,1
324,5
443,5
4. Совокупная страховая премия (млрд. рублей)
486,1
555
513,2
555,8
663,7
809,1
5. Страховые премии по страхованию жизни (млрд. рублей)
22,7
19,3
15,7
22,7
34,7
53,82
6. Страховые премии по личному страхованию (за исключением страхования жизни) (млрд. рублей)
90,02
108
101,8
122,5
145,58
182,41
7. Страховые премии по страхованию имущества(млрд. рублей)
274,3
317,4
269,7
314,3
333,21
373,15
8. Страховые премии по гражданской ответственности(млрд. рублей)
20,28
22,5
26
26,7
27,33
29,95
9. Страховые премии по обязательному страхованию (кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного медицинского страхования) (млрд. рублей)
6,28
7,6
7
6,9
7,51
28,73
10. Страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(млрд. рублей)
72,48
80,2
85,8
91,7
103,3
121,21
11. Страховые выплаты (млрд. рублей)
203,8
248,6
285,2
293,4
303,1
369,4
12. Объем страховой премии на душу населения (рублей)*
5370
6663
6888
7000
8868
5658
13. Страховые выплаты по страхованию жизни (млрд. рублей)
15,75
5,99
5,33
7,84
7,66
13,35
14. Доля страховых премий по добровольным видам страхования в совокупной страховой премии по всем видам страхования (процентов)
83,8
84,2
82
82,3
83,3
81,5
15. Доля страховых премий во внутреннем валовом продукте (процентов)
1,46
1,34
1,32
1,23
1,22
1,3
16. Коэффициент выплат (процентов)
41,9
44,8
55,6
52,8
45,7
45,7
17. Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций (процентов)
9,7
13,5
16,1
22,2
17,8
17,4
_____________________________
* Данные по объему страховой премии на душу населения с 2007 по 2011 годы приведены с учетом обязательного медицинского страхования.
Приложение N 2
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года

План мероприятий ("дорожная карта") "Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года"

I. Общее описание "дорожной карты"