расширение функций органа страхового надзора в части осуществления контроля за деятельностью профессиональных объединений страховщиков в сфере обязательного страхования.
Система регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков требует совершенствования в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.
Порядок расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств должен учитывать специализацию страховщика и быть дифференцирован в зависимости от осуществляемых им видов страхования и принимаемых рисков. При этом следует предусмотреть возможность изменения норматива платежеспособности для страховщиков, имеющих стабильный страховой портфель и продолжительный опыт работы по отдельным видам страхования.
Порядок формирования страховщиками страховых резервов должен быть уточнен с учетом международной практики и устанавливать требования и критерии адекватности (достаточности) страховых резервов. Подходы к формированию страховщиками страховых резервов должны более четко учитывать специфику различных видов страхования, для которых характерны:
длительный срок страхования;
увеличение вероятности наступления страховых случаев по мере истечения срока страхования;
сезонное изменение вероятности наступления страховых случаев;
уменьшение страховой суммы по мере истечения срока страхования.
Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Для этого целесообразно ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования.
Для обеспечения устойчивости страховых операций по вновь вводимым видам обязательного страхования с регулируемыми государством страховыми тарифами следует предусмотреть обязательное формирование резерва выравнивания убытков в течение определенного периода с момента введения соответствующего вида обязательного страхования.
Необходимо внедрить практику проверки адекватности и анализа достаточности страховых резервов в целях возможной корректировки методов их расчета и (или) применяемой страховщиком тарифной политики.
Необходимо принять меры по развитию института внутреннего контроля в страховых организациях, который является эффективным инструментом по выявлению и оценке рисков, поддержанию их на приемлемом уровне, не угрожающем финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, а также развитию внутреннего аудита в страховых организациях как ключевого звена их системы внутреннего контроля.
Следует совершенствовать регулирование перестрахования, например установление принципов или алгоритмов определения размеров собственного удержания страховщиков, деятельности перестраховочных пулов, а также совершенствовать перестраховочную политику страховщиков для обеспечения финансовой устойчивости операций по отдельным видам страхования.
Следует продолжить работу по повышению качества и прозрачности информации, раскрываемой субъектами страхового дела в бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, статистической отчетности, а также отчетности, представляемой в порядке надзора, ориентируясь на международную практику осуществления контроля и надзора.
Повышение требований к объему, качеству и периодичности представления субъектами страхового дела отчетности и иной раскрываемой ими информации не должно допускать дублирования показателей и их излишней детализации. При этом должны быть созданы условия для представления указанной отчетности в орган страхового надзора в виде электронных документов, созданных с использованием электронной подписи. Прием и анализ отчетности субъектов страхового дела должен быть полностью автоматизирован для упрощения проведения оперативного мониторинга деятельности субъектов страхового дела.
Ключевыми в процессе проведения мониторинга деятельности страховщиков и анализа представляемой ими отчетности должны стать оперативные методы обнаружения проблем и негативных факторов, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков.
Процесс автоматизированной обработки отчетности страховщиков должен включать проведение ее анализа с использованием комплексных методик, указывающих на ранние признаки несостоятельности (банкротства) страховщиков либо на иные негативные явления в их деятельности, требующие вмешательства со стороны органа страхового надзора.
Для надлежащего исполнения органом страхового надзора полномочий по контролю за достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности необходима выработка критериев ее недостоверности, а также надлежащей системы реагирования на выявленные факты существенного искажения показателей отчетности и меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.
На завершающем этапе реформирования системы отчетности субъектов страхового дела следует создать нормативно-правовые условия для поэтапного перехода страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования) на международные стандарты финансовой отчетности и последующего отказа от составления отчетности по национальным стандартам бухгалтерского учета, исключив двойную нагрузку на них.
По результатам обобщения практики составления страховыми организациями консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности должны быть выработаны подходы и методы осуществления надзора за страховыми группами и финансовыми конгломератами.
10. Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования
Одним из важнейших направлений развития страховой деятельности, позволяющим повысить доверие граждан к страховщикам и институту страхования в целом, популяризировать добровольное страхование, удовлетворить массовые потребности в страховых услугах и повысить качество предоставляемых страховых услуг, обеспечив добросовестную конструктивную конкуренцию субъектов страхового дела, является защита прав потребителей. В этом направлении необходимо принять следующие меры:
информирование граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях предоставляемых ими услуг, обеспечивающее возможность осознанного выбора страхователями страховых услуг, их поставщиков и продавцов, посредством комплексного предоставления соответствующей информации на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с возможностью сравнивать страховщиков и страховых посредников, а также условия и цены различных страховых услуг;
раскрытие соответствующей информации на официальных сайтах субъектов страхового дела, консультирование потребителей, разъяснение им условий страхования при заключении договора страхования, пояснение порядка урегулирования убытков, определения размера страховых выплат и их осуществления при уведомлении страховщика о наступлении страхового случая и подаче потребителем заявления о страховой выплате;
повышение правовой защиты потребителей страховых услуг с учетом специфики страховой деятельности, обеспечение однозначной правоприменительной практики и единообразной судебной практики путем гармонизации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и страхового законодательства;
обеспечение объективной и единообразной оценки размера ущерба путем унификации подходов к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью, а также имуществу граждан;
формирование эффективного механизма досудебного урегулирования споров между страховщиками и физическими лицами - страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями) путем создания института финансового омбудсмена, действующего на принципах независимости, добросовестности, справедливости, объективности и беспристрастности, признания прав и свобод человека и гражданина и их всесторонней защиты, безвозмездности рассмотрения споров для заявителя, упрощения процедуры рассмотрения споров, качественного правового консультирования и обеспечения конфиденциальности персональных данных заявителей;
определение принципов формирования гарантийных фондов по массовым, социально значимым видам страхования в целях обеспечения исполнения обязательств, принятых по договорам страхования страховщиками, на случай невозможности осуществления ими страховых выплат по причине отзыва лицензии или применения процедур банкротства;
определение форм взаимодействия с обществами защиты прав потребителей.
Недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг существенно ограничивает использование и развитие механизмов страховой защиты, что в основном обусловлено особенностью и условиями становления рыночной экономики в России, определившими недоверие к кредитно-финансовым институтам и к страховым услугам, в частности недостаточностью информации о страховании и субъектах страхового дела в средствах массовой информации, недостаточно квалифицированным менеджментом страховой отрасли, низким уровнем жизни значительной части населения, слабым развитием сфер малого бизнеса и предпринимательства, коротким горизонтом финансового планирования домохозяйств и хозяйствующих субъектов.
Для решения существующих проблем необходимо проведение профессиональными участниками страхового рынка, их объединениями, органами государственной власти и другими заинтересованными структурами согласованных действий, направленных:
на регулярное проведение просветительской и разъяснительной работы среди населения и хозяйствующих субъектов на базе представительств профессионального сообщества страховщиков, научных и образовательных учреждений в сотрудничестве со средствами массовой информации, в частности посредством проведения тематических конференций, семинаров, освещения в теле- и радиопередачах, печатных изданиях актуальной и востребованной информации о разновидностях страховых услуг, различных рисках и необходимости обеспечения страховой защиты;
на создание комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере страхования.
11. Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне
Для повышения инвестиционной привлекательности российского страхового рынка, расширения сферы деятельности его участников, повышения стабильности и надежности инфраструктуры страхового рынка необходимо реализовать комплекс мер в направлении усиления роли российского страхового рынка на международном уровне.
В связи с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации и взятыми в связи с этим обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:
определение форм и порядка участия иностранных инвесторов в создании и управлении страховыми организациями и их филиалами;
формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации и трансграничными страховыми операциями.
В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне необходимо уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование, в том числе обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд).
Необходимо разработать комплекс мер по обеспечению деятельности российских страховых и перестраховочных компаний на международном перестраховочном рынке, становлению российского страхового рынка в качестве крупного перестраховочного центра, обеспечивающего защиту интересов и экономическую координацию участников российского и зарубежных страховых рынков, а также мер по участию России на паритетных началах на международном перестраховочном рынке.
В рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития необходимо принять меры по совершенствованию практики деятельности российских страховщиков в соответствии с международными стандартами и рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития.
В рамках сотрудничества со странами - членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества следует продолжить интеграционные процессы отдельных сегментов национальных страховых рынков, создать правовые основы в рамках сотрудничества в сфере страхования между Российской Федерацией и иными международными организациями по аналогии с Европейским союзом. Необходимо поддержание постоянного диалога, направленного на развитие сотрудничества и сближение регулирующих систем в сфере страхования, которые будут получены в результате реализации международных проектов, рекомендаций и директив Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза.
Приложение N 1
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года
Основные показатели страховой деятельности в Российской Федерации в 2007 - 2012 годах
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1. Количество страховщиков и страховых брокеров - всегов том числе: | 944 | 913 | 846 | 790 | 760 | 641 |
количество страховщиков (страховых организаций и обществ взаимного страхования) | 857 | 786 | 702 | 625 | 579 | 469 |
количество страховых брокеров | 87 | 127 | 144 | 165 | 181 | 172 |
2. Величина совокупного уставного капитала российских страховщиков(млрд. рублей) | 156,4 | 153,8 | 148,2 | 153,2 | 187,9 | 208 |
3. Средний уставный капитал (млн. рублей) | 182,5 | 195,7 | 211,1 | 245,1 | 324,5 | 443,5 |
4. Совокупная страховая премия (млрд. рублей) | 486,1 | 555 | 513,2 | 555,8 | 663,7 | 809,1 |
5. Страховые премии по страхованию жизни (млрд. рублей) | 22,7 | 19,3 | 15,7 | 22,7 | 34,7 | 53,82 |
6. Страховые премии по личному страхованию (за исключением страхования жизни) (млрд. рублей) | 90,02 | 108 | 101,8 | 122,5 | 145,58 | 182,41 |
7. Страховые премии по страхованию имущества(млрд. рублей) | 274,3 | 317,4 | 269,7 | 314,3 | 333,21 | 373,15 |
8. Страховые премии по гражданской ответственности(млрд. рублей) | 20,28 | 22,5 | 26 | 26,7 | 27,33 | 29,95 |
9. Страховые премии по обязательному страхованию (кроме обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного медицинского страхования) (млрд. рублей) | 6,28 | 7,6 | 7 | 6,9 | 7,51 | 28,73 |
10. Страховые премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(млрд. рублей) | 72,48 | 80,2 | 85,8 | 91,7 | 103,3 | 121,21 |
11. Страховые выплаты (млрд. рублей) | 203,8 | 248,6 | 285,2 | 293,4 | 303,1 | 369,4 |
12. Объем страховой премии на душу населения (рублей)* | 5370 | 6663 | 6888 | 7000 | 8868 | 5658 |
13. Страховые выплаты по страхованию жизни (млрд. рублей) | 15,75 | 5,99 | 5,33 | 7,84 | 7,66 | 13,35 |
14. Доля страховых премий по добровольным видам страхования в совокупной страховой премии по всем видам страхования (процентов) | 83,8 | 84,2 | 82 | 82,3 | 83,3 | 81,5 |
15. Доля страховых премий во внутреннем валовом продукте (процентов) | 1,46 | 1,34 | 1,32 | 1,23 | 1,22 | 1,3 |
16. Коэффициент выплат (процентов) | 41,9 | 44,8 | 55,6 | 52,8 | 45,7 | 45,7 |
17. Доля иностранного участия в уставном капитале страховых организаций (процентов) | 9,7 | 13,5 | 16,1 | 22,2 | 17,8 | 17,4 |
_____________________________
* Данные по объему страховой премии на душу населения с 2007 по 2011 годы приведены с учетом обязательного медицинского страхования.
Приложение N 2
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года
к Стратегии развития страховой деятельности
в Российской Федерации до 2020 года