Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 131

Объем испытаний отливок, к которым пробы должны быть прилиты, подлежит согласованию с Речным Регистром. При испытании на растяжение должны быть определены предел текучести, временное сопротивление и относительное удлинение, однако по согласованию с Речным Регистром предел текучести в обоснованных случаях может не определяться.
При проверке отливок поршней небольших размеров Речной Регистр может не требовать проведения испытаний на растяжение, ограничившись в этом случае определением твердости.

Осмотр

5.2.6 Отливки следует предъявлять к осмотру очищенными, с удаленными литниками, прибылями и заусенцами. Отливки не должны иметь дефектов, отрицательно влияющих на прочность и применение их по назначению.
Дефекты на поверхности в пределах допусков на размеры могут быть оставлены без внимания или устранены механической обработкой.
Отдельные литейные дефекты допускается устранять сваркой, при этом технологический процесс сварки должен быть согласован с Речным Регистром.
Если материал отливок проверяется на плотность гидравлическим испытанием, на чертеже отливки должны быть указаны рабочее давление в испытываемой полости и пробное давление при испытании.
Значение пробного давления устанавливается согласно требованиям соответствующих частей Правил или по согласованию с Речным Регистром.
Отливки для изделий, работающих при больших нагрузках, по требованию Речного Регистра могут быть подвергнуты неразрушающему контролю с целью выявления внутренних дефектов.

Маркировка

5.2.7 Маркировка отливок должна удовлетворять требованиям 1.3.

6 Неметаллические материалы

6.1 Общие указания

6.1.1 Требования настоящего раздела распространяются на неметаллические материалы, которые используют в судостроении и судовом машиностроении для изготовления конструкций и деталей.
6.1.2 Если не оговорено иное, все пластмассы и материалы органического происхождения, а также включающие эти материалы образцы корпусных конструкций, должны:
.1 быть оценены на горючесть, распространение пламени, воспламеняемость и огнестойкость в соответствии с приложениями 1-5;
.2 не выделять взрывоопасных газов даже тогда, когда температура пластмасс и материалов будет выше той, при которой они должны надежно работать;
.3 обеспечивать надежную работу конструкций и изделий на открытой палубе при температуре от -40 до +70°С, а во внутренних помещениях судна при температуре от -10 до +70°С, если условия эксплуатации не предусматривают более низких или более высоких рабочих температур;
.4 не становиться хрупкими в процессе эксплуатации и не допускать снижения механических свойств более чем на 30% по сравнению с первоначальными значениями;
.5 быть стойкими против гниения и поражения грибками, а также не оказывать отрицательного влияния на материалы, с которыми они соприкасаются.

6.2 Железобетон

Общие указания

6.2.1 Все материалы, применяемые для постройки судов, должны удовлетворять требованиям стандартов, технических условий и настоящего раздела Правил.
6.2.2 Отсеки судна, используемые для хранения нефтепродуктов, следует изготавливать из специального нефтенепроницаемого бетона.

Бетон

6.2.3 Для корпусов плавучих кранов и транспортных судов следует применять судостроительные бетоны классов не ниже В40, а для остальных судов - В30.
Под классом бетона понимается класс по прочности на сжатие.
6.2.4 Марку бетона по морозостойкости для смачиваемых элементов корпуса (днище, борта, открытые участки палубы, непроницаемые переборки, ограничивающие балластные отсеки и т.п.) следует назначать с помощью табл. 6.2.4 в зависимости от климатических условий района, в котором предполагается эксплуатация судна. Для не смачиваемых элементов корпуса, а также надстроек марка по морозостойкости должна быть не менее F50.
Таблица 6.2.4
Климатические условия
Марка морозостойкости судостроительного бетона при числе циклов замораживания и оттаивания за зимний период
до 50
от 50 до 100
свыше 100
Умеренные
F50
F100
F150
Суровые
F100
F150
F200
Особо суровые
F150
F200
F250
Примечание. Умеренные климатические условия характеризуются среднемесячной температурой наиболее холодного месяца от 0 до -10°С, суровые условия - от -10 до -20°С, особо суровые - ниже -20°С.
6.2.5 Испытания судостроительного бетона с целью определения параметров прочности, а также непроницаемости, морозостойкости проводят в соответствии с указаниями стандартов и других руководящих технических материалов, согласованных с Речным Регистром.
Для судов с длительным циклом постройки допускается определять параметры прочности бетона в "возрасте" 60 и 90 дней.
6.2.6 Если бетон одного и того же состава созревает в естественных условиях и при пропаривании, то для проверки непроницаемости и морозостойкости можно ограничиться испытанием только пропаренного бетона.
6.2.7 При серийном строительстве судов из бетона с одинаковыми составом, режимом созревания и параметрами прочности допускается по согласованию с Речным Регистром проводить одно испытание на морозостойкость для нескольких судов.
6.2.8 Если проектом предусматривается проверка параметров прочности бетона в различные сроки, отличающиеся от 28-дневного, то для каждого срока необходимо отбирать и испытывать образцы от каждой партии бетона.
6.2.9 Содержание цемента в тяжелом и легком бетоне должно быть не менее 450 .
В бетоне для закрытых палуб и переборок содержание цемента может быть снижено на 15% по сравнению с указанным при условии, что получаемый бетон будет удовлетворять требованиям 6.2.3 - 6.2.5.
6.2.10 Судостроительный бетон должен хорошо заполнять форму (опалубку) и не расслаиваться при выбранном способе укладки, а также не должен иметь усадочных трещин при назначенном режиме созревания.
6.2.11 В случае предъявления к судостроительному бетону требований нефтенепроницаемости, повышенной истираемости, стойкости против агрессивной среды и прочих условия их обеспечения должны быть специально оговорены и в каждом отдельном случае согласованы с Речным Регистром.
6.2.12 Для бетонирования межсекционных соединений допускается мелкозернистый (песчаный) бетон, состав которого и укладка должны быть дополнительно согласованы с Речным Регистром.

Составляющие бетонной смеси

6.2.13 Для приготовления судостроительного бетона следует применять портландцемент (обычный, быстротвердеющий, сульфатостойкий) марки не ниже 400.
Для бетонирования стыков и заделки сквозных отверстий допускается также применять гипсоглиноземистый расширяющий цемент марки не ниже 400.
Для судов, которые можно эксплуатировать в морской воде, бетон следует приготавливать только на сульфатостойком портландцементе марки не ниже 400.
6.2.14 Свойства цементов должны обеспечивать получение судостроительного бетона требуемой марки при содержании цемента согласно 6.2.9.
6.2.15 Цемент разрешается использовать после проверки его физико-механических свойств в соответствии со стандартами. Время между указанной проверкой и употреблением цемента не должно превышать 2 мес для обычного цемента и 1 мес для быстротвердеющего.
6.2.16 Цемент следует хранить в соответствии с требованиями стандартов в специальных закрытых складах, где исключены подмочка, а также перемешивание отдельных партий.
6.2.17 В качестве крупного заполнителя судостроительного тяжелого бетона следует применять фракционированный щебень из дробленых горных твердых пород или фракцонированный гравий естественного происхождения, удовлетворяющие требованиям стандартов на материалы для судостроительного бетона.
6.2.18 В качестве крупного заполнителя судостроительного легкого (керамзитового) бетона следует применять керамзитовый гравий, имеющий в свободнонасыпном состоянии плотность 600-800 и водопоглощение в течение 2 ч не более 15%.
6.2.19 Наибольшая крупность зерен заполнителя не должна превышать 20 мм или 1/4 наименьшего размера бетонируемого элемента, а также должна быть меньше минимального расстояния между параллельно расположенными стержнями арматуры.