Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 132

6.2.20 В качестве мелкого заполнителя судостроительного бетона следует применять крупные и средние природные кварцевые или полевошпатные пески и высевки из щебня или гравия, удовлетворяющие требованиям стандартов на материалы для судостроительного бетона.
6.2.21 Крупные и мелкие заполнители при хранении нельзя загрязнять и смешивать. Керамзитовый гравий при хранении должен быть защищен от увлажнения.
6.2.22 Для приготовления судостроительного бетона вода должна удовлетворять требованиям стандарта на материалы для судостроительного бетона.
6.2.23 С целью повышения морозостойкости, непроницаемости, улучшения технических качеств бетонной смеси, снижения расхода цемента, а также для обеспечения возможности ведения бетонных работ при отрицательных температурах окружающей среды допускается вводить в бетонную смесь специальные добавки в соответствии с технической документацией, согласованной с Речным Регистром.
6.2.24 Для устранения небольших дефектов допускается применение стеклопластика и пластобетонов на основе эпоксидной смолы, а также цементных коллоидных клеев в соответствии с инструкциями, согласованными с Речным Регистром.

Арматурная сталь

6.2.25 Для изготовления корпусов железобетонных судов следует применять горячекатанную арматуру:
гладкую из углеродистой стали марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 класса A-I (A240);
периодического профиля из углеродистой стали марок Ст5сп2 и Ст5пс2 класса А-II (А300);
периодического профиля из низколегированной стали марок 25Г2С и 35ГС класса А-III (А400).
6.2.26 Арматурную сталь, подвергшуюся упрочнению или профилированию путем холодной обработки, а также термоупрочнению, не разрешается применять в обычном (предварительно ненапряженном) железобетоне.
6.2.27 Для судов, эксплуатируемых в особо суровых климатических условиях, применение арматуры из полуспокойной стали не допускается.
6.2.28 Арматуру из стали марки 35ГС запрещается использовать в конструкциях, подвергающихся переменным или знакопеременным нагрузкам (фундаменты под судовые технические средства и пр.).
6.2.29 В одном сечении железобетонного изделия допускается применение арматуры разных марок при условии, что пределы текучести арматурной стали отличаются не более чем на 30%.
6.2.30 Закладные детали следует изготавливать из стали спокойной и полуспокойной плавок, удовлетворяющей требованиям стандарта на сталь свариваемую для судостроения, а анкеры закладных деталей - из стали, удовлетворяющей требованиям 6.2.25-6.2.28.

Предварительно напряженный железобетон

6.2.31 Для изготовления предварительно напряженных конструкций следует применять тяжелый бетон класса не ниже В40 и легкий бетон класса не ниже В30.
Бетон, применяемый для заполнения каналов, должен иметь марку не ниже В30.
К моменту передачи усилий обжатия на бетон прочность последнего должна быть не менее 70% марочной.
6.2.32 Для предварительно напрягаемой арматуры судовых конструкций следует применять:
.1 высокопрочную арматурную проволоку видов В, Вр и арматурные канаты К-7;
.2 стержни из термически упроченной арматурной стали классов Ат-VI и Aт-V;
.3 стержни из горячекатаной и термически упроченной арматурной стали класса A-IV(600);
.4 стержни из горячекатаной арматурной стали класса (А240) и (А300).
6.2.33 Арматуру, не подвергаемую предварительному напряжению, необходимо назначать в соответствии с указаниями 6.2.25-6.2.28.

6.3 Стеклопластики

Общие указания

6.3.1 Требования настоящей главы распространяются на стеклопластики, применяемые для изготовления судовых конструкций и изделий.
Способ изготовления стеклопластика должен быть согласован с Речным Регистром.

Свойства

6.3.2 В качестве связующего материала при изготовлении стеклопластиков следует использовать полиэфирные смолы.
Эпоксидные и другие смолы допускается применять только с разрешения Речного Регистра.
Организация-изготовитель должна представить Речному Регистру сведения о свойствах смолы: плотности, вязкости, времени гелеобразования при соответствующей температуре и степени отверждения, а также другие необходимые данные. Кроме того, должна быть представлена инструкция о хранении и переработке смолы.
Добавлять в смолу пигменты и другие средства окрашивания, отрицательно влияющие на ее свойства, не допускается; пигментную добавку следует вводить только в декоративный слой.
Способ изготовления стеклопластика и условия его отверждения (температура, влажность, время и т.д.) должны соответствовать способу и условиям при оформлении допуска.
6.3.3 В качестве армирующего материала должно быть применено только малощелочное стекло в виде холстов, тканей, ровниц или отрезков ровниц (длиной 25 мм и более) со щелочностью менее 1% в пересчете на .
Отдельные элементарные волокна должны иметь диаметр от 5 до 15 мкм.
Армирующий материал должен быть обработан гидрофобно-адгезионным составом, гарантирующим надежную связь между стекловолокном и смолой.
У клееных холстов клеящее вещество должно хорошо растворяться в смоле и не оказывать на нее отрицательного воздействия.
Быстрое растворение клеящего вещества в смоле не должно приводить к разрушению холста перед окончанием процесса формовки стеклопластика.
На каждую партию армирующего материала организация-изготовитель должна выдавать свидетельство, содержащее следующие данные: организация-изготовитель, материал, щелочность, размер элементарных волокон, тип тканей, замасливатель и аппрет, связующее вещество для холста.
6.3.4 Механические свойства стеклопластиков устанавливаются по согласованию с Речным Регистром в зависимости от принятых при изготовлении схем армирования.
Воздействие морской воды, нефтепродуктов и старение не должны снижать механических свойств стеклопластика по сравнению с их первоначальными значениями более чем на 25 %.
6.3.5 Процентное содержание стекла в стеклопластике по массе устанавливается по согласованию с Речным Регистром в зависимости от назначения и условий работы конструкции или изделия. Для подверженных нагрузкам конструкций и изделий содержание стекла должно быть не менее 25%.
Максимальное содержание стекловолокна при армировании холстом должно быть не более 35%.

Изготовление проб

6.3.6 Пробы для образцов при определении физико-механических свойств стеклопластика должны быть изготовлены одновременно с формируемым изделием, по одной технологии, из одинаковых материалов с одинаковым содержанием стекловолокна.
Пробы, из которых должны быть изготовлены образцы для испытаний на растяжение и определение содержания стекла по массе, должны иметь длину около 500 мм, ширину около 400 мм, а пробы, из которых должны быть изготовлены образцы для испытания на сжатие, толщину 10-12 мм.
Допускается принимать размеры и форму образцов по стандартам.
Положение проб относительно формуемого изделия должно быть согласовано с Речным Регистром.