Административный регламент и стандарт государственных услуг должны являться взаимосвязанными нормативными документами, первый из которых детально устанавливает процедуру оказания государственной услуги, а второй - параметры государственной услуги, т.е. то, что потребитель услуги вправе ожидать от государственных органов в связи с реализацией своих прав и обязанностей.
5.4.3.2. Целевые индикаторы и показатели
Унифицированные критерии ценообразования на государственные услуги в городе Москве целесообразно разработать в ходе реализации выше упоминавшихся работ по оптимизации перечней государственных услуг и государственных функций, предоставляемых и оказываемых органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями на территории города Москвы и формировании соответствующих городских реестров.
Данные критерии будут использованы при разработке типовых требований к предоставлению государственных услуг и методических рекомендаций по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями.
В рамках создания механизмов досудебного обжалования должны быть подготовлены соответствующие нормативные правовые акты, а также сформированы механизмы их реализации, контроля и мониторинга их соблюдения, которые также будут использованы при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Реализация мероприятий по блоку "Стандартизация и регламентация" позволит обеспечить высокий уровень открытости и качества оказания публичных государственных услуг, позволит сориентировать деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления на интересы потребителей, повысит эффективность управленческих процессов внутри государственного аппарата и в целом создаст условия для снижения административных барьеров и уменьшения уровня коррупции.
Возможными показателями результативности реализации мероприятий блока могут быть:
- доля государственных услуг, для которых разработаны типовые требования к качеству государственных услуг;
- доля внедренных типовых требований к государственным услугам от общего числа разработанных типовых требований;
- доля общественно значимых государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей;
- доля городских структур, внедривших административные регламенты.
5.4.4. Совершенствование деятельности городских структур по принципу "одного окна"
5.4.4.1. Характеристика поэтапного решения задачи
С учетом того, что система "одного окна" есть базовая составляющая городской модели административной реформы, в обязательном порядке должна быть продолжена реализация мероприятий по совершенствованию деятельности городских структур по принципу "одного окна".
По данному направлению необходимо проводить в постоянном режиме комплекс мероприятий по развитию системы "одного окна" в отношении всех органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, расширения количества документов, выдаваемых по принципу "одного окна", оптимизации работы служб "одного окна" путем сокращения перечня предоставляемых заявителями документов, деперсонализации взаимодействия государственных служащих с заявителями и повышения оперативности и качества предоставляемых государственных услуг, формированию комплексных услуг.
Указанные мероприятия целесообразно структурировать по 3 концептуальным направлениям:
- Совершенствование методологических основ деятельности городских структур по принципу "одного окна";
- Координация деятельности органов исполнительной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы в сфере оказания услуг по подготовке и выдаче документов заявителям;
- Контроль деятельности органов городского управления по подготовке и выдаче документов заявителям.
Следует отметить, что Комитет государственных услуг города Москвы, фактически являясь единственным органом власти, разрабатывающим, организующим и координирующим мероприятия по первым двум направлениям развития принципа "одного окна", не имеет законодательно закрепленных за ним правовых инструментов административного регулирования и контроля проведения таких мероприятий, так как уполномоченным органом на осуществление регионального государственного контроля за работой органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций, осуществляемой в режиме "одного окна", а также за работой по подготовке, согласованию и выдаче документов заявителям на территории города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.08.2006 N 602-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Госинспекции по недвижимости).
В связи с этим, на стадии разработки Программы целесообразно проработать вопрос о передаче Комитету функций по контролю за соблюдением требований правовых актов города Москвы, устанавливающих порядок и правила работы, осуществляемой органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями по принципу "одного окна", а также требований по подготовке, согласованию и выдаче документов заявителям на территории города Москвы.
Учитывая, что вопросы внедрения и совершенствования принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти и городских организаций являются базовой составляющей всех ключевых административных преобразований, как проводимых, так и планируемых к проведению на территории города, передача вышеуказанных контрольных функций Комитету, с учетом наделения его функциями по координации проведения административной реформы, позволит окончательно оптимизировать существующий на сегодняшний день в Москве сложный механизм разграничения и реализации властных полномочий в данной отрасли городского управления.
5.4.4.2. Целевые индикаторы и показатели
Работа по "совершенствованию деятельности городских структур по принципу "одного окна" предполагает достижение следующих результатов:
- обеспечение единства правового регулирования работы органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций по принципу "одного окна";
- создание правовых и организационных условий для адаптации принципа "одного окна" под требования федерального законодательства в сфере исполнения государственных функций и услуг;
- оптимизация процессов предоставления услуг;
- повышение эффективности и прозрачности работы служб "одного окна" органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций:
- обеспечения комплексного управления и контроля за проведением мероприятий по совершенствованию деятельности городских структур по принципу "одного окна".
Возможными показателями результативности реализации мероприятий блока могут быть:
- доля государственных услуг, предоставляемых по принципу "одного окна";
- доля служб "одного окна", качество работы которых удовлетворяет заявителей;
- время ожидания в очереди на предоставление государственной услуги;
- общие затраты личного времени на получение государственной услуги;
- количество личных обращений в органы власти, необходимых для получения государственных услуг;
- продолжительность общения заявителя со специалистом службы "одного окна" (т.е. производительность специалистов);
- количество предоставляемых дополнительных услуг;
- уровень комфортности обращения в службу "одного окна".
5.4.5. Создание многофункциональных центров обслуживания населения и организаций
5.4.5.1. Характеристика поэтапного решения задачи
Как упоминалось выше, по данному направлению в Москве реализуется Городская целевая программа по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" на территории города Москвы на 2009-2011 гг.
Все необходимые к проведению мероприятия по созданию многофункциональных центров уже заложены в соответствующем плане мероприятий указанной целевой программы и находятся на разной стадии реализации, конкретизировать которые в рамках настоящей Концепции представляется нецелесообразным.
Вместе с тем время диктует все новые требования, предъявляемые на федеральном уровне, которые, по объективным причинам, не были учтены при разработке целевой программы по центрам.
Федеративный характер государства предполагает относительно самостоятельные формы осуществления власти на каждом из ее уровней. Ввиду чего, решение вопроса об определении компетенции той или иной структуры власти заключается, прежде всего, в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями осуществления публичной власти. Это порождает немало серьезных проблем в условиях, когда речь идет о создании единой системы предоставления государственных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, и ответственности перед населением за ее эффективное функционирование.
Учитывая комплексный характер функций, реализуемых органами государственной власти, необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (особенно с учетом процесса передачи полномочий на муниципальный уровень), на региональном уровне необходимо не только воспринять рекомендованную федеральным центром модель в отношении функций и услуг, урегулированных регламентами органов исполнительной власти субъектов Федерации, но и предусмотреть участие региональных органов исполнительной власти в процессе оказания публичных услуг органами местного самоуправления.
Передача (делегирование) полномочий по оказанию государственных услуг как городских, так и федеральных органов исполнительной власти в центры обслуживания населения организаций по принципу "одного окна" требует, прежде всего, совершенствования правовых механизмов обеспечения передачи таких полномочий.
В целом передача полномочий по оказанию государственных услуг органов исполнительной власти в центры способствует активизации социально-экономического развития субъектов РФ, поскольку позволяет передать осуществление важных социальных функций государства на максимально приближенный к населению уровень осуществления государственной власти.
Несмотря на масштабы проделанной работы в уже действующих в Москве Центрах, еще преждевременно говорить о завершении формирования сбалансированной схемы передачи полномочий по предоставлению услуг, позволяющей находить правильное соотношение между централизацией (предоставление услуги по месту нахождения органа власти или организации) и децентратизацией (предоставление услуги в центрах обслуживания населения и организаций на всей территории города Москвы).
Кроме того, на федеральном уровне применяется ряд особенных требований к порядку предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров в субъектах РФ, которые нельзя не учитывать при создании подобных центров на территории города.
Ввиду того, что все указанные вопросы, хотя и имеют непосредственное отношение к целевой программе по центрам, самым тесным образом связаны с другими мероприятиями настоящей Программы, в том числе с оптимизацией полномочий органов государственной власти, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий города Москвы, а также со стандартизацией и регламентацией, при разработке Программы немаловажно проработать варианты и методы комплексной интеграции городских окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу "одного окна" в общефедеральную систему предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров.