1. Утвердить Положение о порядке разработки, экспертизы, утверждения и составе предпроектной и проектной документации на строительство в Министерстве обороны Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу).
2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 24.
3. Внести изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 417 согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Исполняющий обязанности Министра обороны Российской Федерации генерал армии | М. Колесников |
Приложение N 1
к приказу Министра обороны РФ
от 8 июля 1996 г. N 264
к приказу Министра обороны РФ
от 8 июля 1996 г. N 264
Положение о порядке разработки, экспертизы, утверждения и составе предпроектной и проектной документации на строительство в Министерстве обороны Российской Федерации
1. Настоящее Положение разработано на основании действующего законодательства и нормативных актов Российской Федерации*(1) и направлено на обеспечение непрерывности и упорядочения инвестиционного процесса создания объектов военной инфраструктуры*(2), жилых и общественных зданий, усиление контроля за рациональным расходованием средств на капитальное строительство в Министерстве обороны Российской Федерации.
В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства объектов, военных городков, отдельных общевойсковых, жилых, общественных зданий и сооружений*(3) Министерства обороны Российской Федерации включает разработку предпроектной и проектной документации. Предпроектная документация составляется для определения цели, способа и возможности создания объекта, военного городка, здания, сооружения, его основных характеристик и служит основанием для принятия решения о его проектировании и строительстве. Проектная документация детализирует и уточняет намечаемые решения и служит основанием для открытия финансирования и реализации строительства.
Положением устанавливается порядок разработки, экспертизы, утверждения и требования к составу предпроектной и проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение*(4) объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации.
2. Предпроектная и проектная документация на строительство объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с Порядком разграничения функций и взаимодействия между органами государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации и территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему Положению), требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 1994 года N 417 и настоящим Положением.
По потенциально опасным и технически особо сложным объектам, перечень которых установлен Министерством строительства Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и соответствующими органами надзора, а также объектам, признанным особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации, предпроектная и проектная документация подлежит комплексной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Министерстве строительства Российской Федерации (Главгосэкспертизе России) независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и подчиненности (принадлежности) объектов.
3. Предпроектная документация разрабатывается, как правило, в два этапа:
Первый этап - на основании указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам военного строительства в Российской Федерации, федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны, планов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, программы развития вооружения и военной техники, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, планов оперативного оборудования территории страны в интересах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации с использованием имеющихся материалов исследований и проработок об условиях и средствах реализации поставленной цели, максимально возможной информационной базы других исходных данных - заказчиками строительства Министерства обороны Российской Федерации*(5) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических характеристик создаваемых объектов, военных городков, зданий, сооружений.
При необходимости предоставления земельного участка, технических условий на присоединение к инженерным сетям и коммуникациям, решения других вопросов, связанных с размещением объектов, военных городков, зданий, сооружений, заказчиками строительства представляется в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти ходатайство (декларация) о намерениях.
С учетом принятых на данном этапе решений заказчиками строительства составляются соответствующие перечни объектов, военных городков, зданий, сооружений, по которым должны разрабатываться материалы, обосновывающие целесообразность проектирования и строительства*(6), по форме, указанной в приложении N 2 к настоящему Положению. Порядок подписания и утверждения перечней должностными лицами указан в этом же приложении. Порядок формирования (составления) перечней определяется документами, регламентирующими планирование проектно-изыскательских работ.
Второй этап - в соответствии с утвержденными перечнями на основании заданий заказчиков строительства разрабатываются, как правило, проектными организациями обоснования в виде:
обоснований инвестиций в строительство объектов (во всех случаях), а также зданий, сооружений, когда это связано с необходимостью выделения новых территорий (земельных участков), проработки вариантов архитектурно-строительных решений, вопросов инженерного обеспечения, использования ресурсов, оценки воздействия на окружающую природную среду и т.п., находящихся в ведении соответствующих органов исполнительной власти;
генеральных планов военных городков; при этом, исходя из расчетной численности населения, генеральные планы военных городков, как правило, разрабатываются совмещенными с проектами детальной планировки;
проектов детальной планировки отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п. военных городков, а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений;
градостроительной или архитектурной концепции, эскизного проекта застройки или эскизного проекта - при размещении объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации в крупных городах и населенных пунктах - по требованию соответствующих органов архитектуры и градостроительства.
Состав и содержание разрабатываемых Обоснований в зависимости от их вида определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.
4. Обоснования разрабатываются на полное развитие объекта, военного городка, здания, сооружения, как правило, на вариантной основе с учетом всех работ и затрат, необходимых для выполнения инвестиционного замысла и удовлетворения обоснованных условий соответствующих органов исполнительной власти, являются предпроектным документом, на основании которого принимается окончательное решение о проектировании и строительстве. В Обоснованиях определяются назначение, основные характеристики (мощность, емкость, пропускная способность и т.п.), место размещения, возможное влияние на окружающую среду, ориентировочные потребности во всех видах ресурсов, принципиальные технологические и инженерно-строительные решения, обеспечивающие заданные режимы функционирования и экологическую безопасность в ходе строительства и эксплуатации, условия проживания военнослужащих и населения, застройку и благоустройство отведенной территории с сохранением историко-культурного и природного наследия, устанавливаются границы территориального развития, функциональное зонирование, очередность и стоимость строительства.
5. Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон в случае привлечения к разработке Обоснований проектных, научно-исследовательских и других организаций, является договор, неотъемлемой частью которого должно быть задание на разработку этих материалов, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели, характеристики и требования заказчика строительства. Привлечение проектных, научно-исследовательских и других организаций должно осуществляться, как правило, на конкурсной основе с учетом особенностей объекта, военного городка, здания, сооружения.
Оплата разработки Обоснований осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных годовыми титульными списками строек и объектов в составе раздела "Проектно-изыскательские работы по объектам строительства будущих лет" с последующим отнесением затрат на стоимость строительства. В годовых титульных списках эти затраты выделяются в отдельную строку.
6. Задания на разработку Обоснований составляются заказчиками строительства с участием, при необходимости, проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций.
Состав и содержание задания на разработку Обоснований, прилагаемых исходных данных и материалов определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.
Задания и прилагаемые исходные данные и материалы в части их полноты, обоснованности и достоверности подлежат экспертизе в порядке, установленном для Обоснований (ст. 7 настоящего Положения), и при положительном заключении соответствующего органа государственной экспертизы проектов Министерства обороны Российской Федерации утверждаются в порядке, установленном заказчиками строительства в Центре с учетом их организационной структуры.
Перечень документации, представляемой для экспертизы заданий на разработку Обоснований, указан в приложении N 3 к настоящему Положению.
7. Разработанные Обоснования подлежат государственной экспертизе:
при стоимости строительства 5,0 млн. рублей и выше*(7), а также подлежащие утверждению Министром обороны Российской Федерации или его первыми заместителями (ст. 8 настоящего Положения, приложение N 5) и по специальным объектам независимо от подчиненности и стоимости их строительства - в Государственной экспертизе проектов Министерства обороны Российской Федерации;
по остальным объектам - в отделах государственной экспертизы проектов (округов, флотов).
Перечень документации, представляемой для экспертизы Обоснований, указан в приложении N 4 к настоящему Положению.
8. При положительном заключении органа государственной экспертизы по Обоснованиям решение о проектировании и строительстве принимается в соответствии с Порядком принятия решений о проектировании и строительстве объектов, военных городков, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации, приведенным в приложении N 5 к настоящему Положению, в зависимости от стоимости строительства на полное развитие.
Предпроектная документация, рассмотренная территориальными органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации (в соответствии со ст. 2 настоящего Положения), утверждается в порядке, установленном настоящим Положением.
При утверждении предпроектной документации устанавливаются стадийность дальнейшего проектирования и состав разрабатываемой проектно-сметной документации с учетом сложности и природных условий строительства, а также предложений заказчика строительства и рекомендаций органа, проводившего государственную экспертизу.
9. По отдельным несложным объектам, зданиям, сооружениям, строящимся с применением типовых (базовых) и повторно применяемых проектов, при наличии Акта выбора земельного участка исходных данных и необходимых согласований соответствующего органа исполнительной власти, а также при проработке решений, связанных с техническим перевооружением, заменой систем и оборудования в отдельных зданиях, сооружениях, помещениях и т.п., решение о проектировании и строительстве объекта, здания, сооружения, виде разрабатываемой проектной документации может приниматься должностными лицами в порядке, установленном ст. 8 настоящего Положения, без разработки Обоснований, по ходатайству заказчика строительства (с приложением имеющейся исходной и разрешительной документации), при условии его согласования с соответствующим органом государственной экспертизы в порядке, установленном для экспертизы Обоснований (ст. 7 настоящего Положения).
Требования к содержанию ходатайства и прилагаемых к нему материалов для представления в органы государственной экспертизы проектов указаны в приложении N 6 к настоящему Положению.
10. На основании решения о проектировании и строительстве объекта, военного городка, здания, сооружения, принятого в порядке, установленном настоящим Положением, заказчиком строительства заключается договор с привлекаемыми им для разработки проектной документации проектными и другими заинтересованными организациями, с их участием составляется задание на проектирование.
Проектная документация разрабатывается в две или одну стадию:
на строительство объектов, зданий, сооружений Министерства обороны Российской Федерации:
технико-экономическое обоснование (проект)*(8) и рабочая документация;
рабочий проект (утверждаемая часть и рабочая документация) или рабочая документация;
на строительство военных городков, их отдельных зон, учебно-тренировочных площадок и т.п., а также кварталов, микрорайонов, групп и комплексов зданий, сооружений:
проект застройки и рабочая документация;
рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация).
Состав и содержание заданий на проектирование и разрабатываемой проектной документации в зависимости от ее вида и стадии определяются действующими нормативными документами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации.
11. Разработка проектной документации в две стадии - проект (проект застройки) и рабочая документация - осуществляется по технически и экологически сложным объектам, военным городкам, зданиям, сооружениям, в которых предусматривается применение новых технологий, вооружения и военной техники, находящихся в стадии разработки и изготовления; при строительстве на площадках с повышенной сейсмичностью, особыми природными условиями, а также по объектам, военным городкам и комплексам, имеющим в своем составе уникальные сооружения, при строительстве которых предусматривается применение новых материалов, конструкций и технических решений. В необходимых случаях для таких строек по решению утверждающей инстанции на основании предложений заказчика строительства, заключения органа государственной экспертизы по рассмотренному проекту (проекту застройки) одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным сооружениям, конструкциям, разделам и вопросам.
Разработка проектной документации в одну стадию - рабочий проект, рабочий проект застройки (утверждаемая часть и рабочая документация) - осуществляется по технически несложным объектам, зданиям, сооружениям с использованием типовых (базовых) и повторно применяемых проектов.