Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. N 235 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалифи стр. 3

способностью к научной деятельности и разработке инновационных методов в области архитектурной педагогики (ПК-17);
готовностью к распространению знаний об архитектуре как области творческой деятельности, к выявлению творческого потенциала в образовательных учреждениях общего и профессионального образования (ПК-18).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный;
профессиональный;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код УЦ ОПП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1
Общенаучный циклБазовая частьВ результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:знать:- философские и методологические проблемы современной научной и научно-творческой деятельности;уметь:идентифицировать фундаментальные проблемы научной и научно-творческой деятельности;владеть:современной источниковой базой философско-методологических основ научной и научно-проектной деятельности.
12-15
4-5
Философия и методология научной и проектной деятельностиОК - 1 - 12ПК - 1 - 18
Вариативная часть(знания, умения, владения определяются ООП вуза)
М.2
Профессиональный цикл**(базовая часть 15 - 16 ед., всего - 45 - 48)
Базовая часть -Модуль Проектирование и исследованиязнать:- виды и методы научных исследований в архитектуре при решении инновационных (концептуальных), междисциплинарных и специализированных задач;- проблематику инновационного (концептуального) проектирования;- проблематику специализированных сфер проектирования ("безбарьерного", "сейсмостойкого", "климатически районированного", "энергоэффективного", "экологичного");- проблематику междисциплинарного средового проектирования (архитектурно-ландшафтного; архитектурно-градостроительного, архитектурно-дизайнерского);уметь:- разрабатывать проектные решения, включая инновационные (концептуальные), специализированные и междисциплинарные, основанные на научных исследованиях, путем интеграции знаний из новых областей науки и практики;- находить аргументированные обоснования принимаемых архитектурных решений, отвечающие современным социокультурным, художественно-эстетическим, экономическим, экологическим, инженерно-техническим, функциональным, психологическим требованиям;- проводить комплексный предпроектный анализ и обосновывать концептуально новые проектные идеи, решения и стратегии проектных действий поменять местами 1, 2, 3;- критически оценивать результаты научных исследований и проектных разработок, проводить их экспертизу, составлять соответствующие рецензии и отзывы;- разрабатывать социальные программы и концепции, задания на проектирование принципиально новых архитектурных объектов;- методами планирования и организации научных исследований (из истории и теории);владеть:- методами проведения прикладных и фундаментальных научных исследований, навыками генерирования, восприятия и развития новых идей;- навыками разработки и руководства разработкой проектных решений на основе проведения комплексных исследований, носящих инновационный характер и приумножающих архитектурные знания методами инновационного, междисциплинарного и специализированного архитектурного проектирования.
15-16
Проектирование и исследования по профилю подготовки (2-ой уровень)ОК - 1 - 12ПК - 1 - 15
Модуль История и теориязнать:- тенденции развития новейшей мировой архитектуры в контексте культуры, современный опыт, основные проблемы и направления научных исследований- философские, методологические основания и проблемы архитектурной, градостроительной, дизайнерской, ландшафтной, реставрационной деятельностиуметь:- использовать знания в области истории для прогнозирования процессов развития архитектуры в будущем, выявления наиболее общих закономерностей развития архитектурного пространства и формы- выявлять актуальные проблемы науки и практики, разрабатывать теоретически обоснованные решениявладеть:навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельностиАктуальные проблемы истории и теории архитектуры по профилю подготовкиОК - 1 - 12ПК - 1 - 15
Модуль Менеджмент, право и этиказнать:основные закономерности формирования рынка проектных, экспертных, консультационных услуг, возможности участия в международном рынке архитектурных услуг;права, обязанности и ответственность архитектора за формирование здоровой, безопасной и гуманной среды обитания;нормативно-правовые документы и методы регламентации архитектурной деятельности;перспективные тенденции в сфере финансирования, инвестирования, кредитования, строительных проектов и организации отрасли недвижимости;плановые, организационные, технологические, юридические и экономические основы деятельности архитектурной фирмы, методы стратегического и оперативного планирования;требования профессиональной этики и норм поведения применительно к архитектурной практике;методы защиты интеллектуальной собственности и авторских прав;уметь:вырабатывать стратегию действий творческого коллектива в конкретных рыночных условиях, осуществлять мониторинг ситуации;определять правовой формат взаимоотношений с заказчиком при осуществлении проектной и научной деятельности, отстаивать интересы творческого коллектива;логически выстраивать последовательность деятельности коллектива в процессе взаимодействия с согласующими инстанциями;составлять документацию, обеспечивающую выполнение научной и проектной деятельности;владеть:методами эффективной управленческой деятельности, решения возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем методами консолидации творческого коллектива и установления в проектном решении баланса различных интересов.Профессиональная архитектурная практикаОК - 1 - 12ПК - 9 - 13
Модуль Архитектурная педагогиказнать:историю архитектурной педагогики;- основы теории и методологии креативного образования в архитектуре;проблемы и перспективы развития архитектурного образования;современные педагогические технологии в области креативного архитектурного образования;уметь:строить модели и планы учебного процесса.владеть:методами планирования и ведения учебных занятий.Теория и методология архитектурного образованияОК - 1 - 12ПК - 16 - 18
Вариативная часть -(знания, умения, владения определяются ООП вуза)***
М.3
Практика и (или) научно-исследовательская работаПрактики:- научно-проектная / научно-исследовательская- научно-педагогическая(приобретение практических навыков проектной, научно-исследовательской и педагогической работы, управленческих навыков, способности работать со специалистами смежных областей, готовности к социально-культурному диалогу, инновационности и инициативности)
45
ОК - 1 - 12ПК - 1 - 18
М.4
Итоговая государственная аттестация
15
ОК - 1 - 12ПК - 1 - 18
Общая трудоемкость основной образовательной программы
120
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Набор модулей в профессиональном цикле, их дисциплинарное содержание, состав компетенций и объем в зачетных единицах определяется вузом с учетом профильной направленности ООП магистратуры.
*** Для организации вариативной части профессионального цикла ООП вуз может использовать кроме содержательного наполнения модулей "Проектирование и исследования", "История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика", также и модулей "Архитектурно-строительные конструкции, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "Профессиональный язык и средства коммуникации", и циклов "Гуманитарный, социальный и экономический" и "Математический и естественнонаучный".

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Учебный план основной образовательной программы магистратуры вуз разрабатывает и утверждает самостоятельно.
Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель ООП магистратуры, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, профильную направленность, особенности научной школы, потребности рынка труда.
До поступления в магистратуру студент должен владеть профессиональными базовыми компетенциями в объеме бакалавриата по направлению подготовки 270100 Архитектура.
Высшие учебные заведения проводят профессиональные вступительные испытания абитуриентам по основополагающим предметам - теория архитектуры и архитектурное проектирование.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий. На руководство магистерских диссертаций предусматривается учебная нагрузка в количестве 100 часов.
7.4. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка (эквивалентная "отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы и рефераты рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям профессионального цикла ("История и теория", "Менеджмент, право и этика", "Архитектурная педагогика") и циклам: "Общенаучный цикл", "Практика и научно-исследовательская работа", - и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП магистратуры архитектуры соотношение "преподаватель-студент" должно составлять 1:4 в соответствии с отнесением уровней и специальностей направления подготовки 270100 Архитектура к группе специальностей творческих вузов.
Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Проектирование и исследования" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся по направлению подготовки 270100 Архитектура не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения (развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать курсовое проектирование и практические занятия по следующим модулям базовой части структуры ООП:
проектирование и исследования;
история и теория;
менеджмент, право и этика;
архитектурная педагогика,
а также по тем же модулям вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих знаний, умений, владений.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: