Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 62 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 130101 Прик стр. 4

умением выделять породы-коллекторы и флюидоупоры во вскрытых скважинами разрезах, на сейсмопрофилях, картировать природные резервуары и ловушки нефти и газа (ПСК-3.4);
готовностью производить оценку ресурсов и подсчет запасов нефти, горючих газов, газового конденсата (ПСК-3.5);
готовностью осуществлять геологическое сопровождение разработки месторождений нефти и газа (ПСК-3.6);
умением применять знания физико-химической механики для осуществления технологических процессов сбора и подготовки продукции скважин нефтяных и газовых месторождений (ПСК-3.7);
готовностью осуществлять экологическую экспертизу проектов, составлять экологический паспорт, оценивать, предотвращать экологический ущерб на производственных объектах и ликвидировать его последствия (ПСК-3.8);
умением ориентироваться в современном состоянии мировой экономики, оценивать роль нефти и газа в ее развитии (ПСК-3.9).
Специализация N 4 "Прикладная геохимия, петрология, минералогия":
готовностью проводить полевое изучение магматических и метаморфических комплексов, ореолов метасоматических пород, отбирать материал для лабораторного исследования горных пород (ПСК-4.1);
готовностью выполнять диагностику минералов, горных пород и руд с использованием современных методов исследований (ПСК-4.2);
владением современными методами обработки, систематизации и интерпретации петрохимических данных, в том числе и с использованием программных средств (ПСК-4.3);
умением на основе собранных фактов делать выводы о происхождении и условиях формирования магматических, метаморфических и метасоматических горных пород, выявляя связи этих пород и полезных ископаемых (ПСК-4.4);
готовностью проводить обработку геохимических данных с построением специализированных карт, разрезов и моделей лито-, гидро-, атмо- и биогеохимических ореолов, а также на основе их интерпретации выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ (ПСК-4.5);
готовностью интерпретировать данные изотопной геохимии для установления возраста горных пород, комплексов, а также выявления связей горных пород и полезных ископаемых с вероятными источниками рудообразования (ПСК-4.6);
умением использовать знания методов минералого-геохимического и минералого-технологического картирования в практической работе (ПСК-4.7).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста

6.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык". Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП специалистов

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а так же учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
С.1
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
30-40
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основные этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;основные направления и школы философии, философские концепции естествознания, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;профессиональную терминологию на одном из международных иностранных языков;основы экономических теорий и законов макро- и микроэкономики;основы общего трудового законодательства и законодательства в сфере недропользования.Уметь:использовать философские категории в познании окружающего мира;переводить общие и профессиональные тексты с одного из иностранных языков, правильно и аргументировано формулировать свою мысль в устной и письменной формах на родном и иностранном языках;использовать знания основ экономики, знания основ Законодательств о труде и недропользовании при решении социальных и профессиональных задач.Владеть:навыками устной и письменной речи на одном из иностранных языков;навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, нормами деловой переписки и делопроизводства;способностью к деловым коммуникациям и навыками работы в коллективе;навыками критического восприятия информации;навыками здорового образа жизни и физической культуры.
25-30
ИсторияФилософияИностранный языкЭкономика (Основы экономических теорий)ПравоведениеПравовые основы недропользованияОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ОК-15ОК-16ОК-17ОК-18ОК-19ОК-20ОК-21ПК-1ПК-2ПК-21ПК-27ПК-30
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
5-10
С.2
Математический и научно-естественный цикл
60-70
Базовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:аналитическую геометрию и линейную алгебру, последовательности и ряды, дифференциальное и интегральное исчисления, векторный анализ и элементы теории поля, гармонический анализ, дифференциальные уравнения; численные методы, основы вычислительного эксперимента, функции комплексного переменного, элементы функционального анализа;вероятность и статистика, теория вероятностей, случайные процессы, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных, вариационноеисчисление и оптимальное управление, уравнения математической физики - в объеме, необходимом для владения математическимаппаратом геологических наук;физические основы механики, природу колебаний и волн, основы молекулярной физики и термодинамики, электричества и магнетизма, оптики, атомной и ядерной физики в объеме, необходимом для освоения физических основ геологии, геохимии и геофизики;строение атома, химические элементы и их соединения, общие закономерности протекания химических реакций, химическую термодинамику и кинетику, энергетику химических процессов, химическое и фазовое равновесие, реакционная способность веществ, химический, физико-химический и физический анализ - в объеме, необходимом для освоения геохимии, минералогии;понятие информации;общую характеристику процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации, технические и программные средства реализации информационных процессов;модели решения функциональных и вычислительных задач, алгоритмизация и программирование;происхождение, строение, химический состав и физическое состояние земной коры, Земли и планет земной группы, современные физико-геологические процессы;распространенность химических элементов в оболочках Земли, планетах Солнечной системы и главных типах горных пород, факторы, общие характеристики миграции и типичные ассоциации химических элементов в природных и техногенных процессах;основные вопросы геохимии изотопов и способы определения абсолютных возрастов природных объектов;геохимические эпохи;способы измерения концентраций химических элементов в природных средах, глобальные проблемы окружающей среды;экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экологического мониторинга.Уметь:применять математические методы, физические и химические законы и вычислительную технику для решения типовых профессиональных задач;пользоваться горным компасом, различать основные типы горных пород и породообразующих минералов;пользоваться таблицами и справочниками;выбирать методы анализа химических элементов в природных средах и использовать их для решения геологических задач.Владеть:базовыми навыками в области геологии, необходимыми для освоения геологических дисциплин;знаниями по общей геохимии для расшифровки геологических процессов;навыками в области информатики и современных информационных технологий для работы с геологической информацией;методами построения математических, физических и химических моделей при решении производственных задач;методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях.
55-60
МатематикаФизикаХимияИнформатикаОбщая геологияОбщая геохимияЭкологияМатематические методы моделирования в геологииОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-9ОК-10ПК-2ПК-7ПК-8ПК-24ПК-25
1. Специализация "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:физические, химические, ядерно-физические методы изучения металлических, неметаллических, горючих полезных ископаемых;способы подготовки материала для лабораторных исследований минерального сырья различных видов.Уметь:диагностировать минеральный состав твердых полезных ископаемых и определять последовательность и условия их образования.Владеть:приемами и способами диагностики состава полезных ископаемых.
5
Лабораторные методы изучения минерального сырьяПК-12ПК-21ПК-22ПК-23
2. Специализация "Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:- классификации подземных вод по химическому составу, структуру воды, региональные закономерности изменчивости гидрохимических условий, типы месторождений пресных, минеральных, промышленных и термальных вод;- закономерности распределения напряжений в массиве грунтов, методы расчета осадки оснований, устойчивости склонов и давления грунтов на ограждения.Уметь:- моделировать геомиграционные и физико-химические процессы в подземных водах;- проводить расчеты и выводы по оценке устойчивости сооружений и развития экзогенных геологических процессов.Владеть:- методами гидрогеохимических исследований, определения физико-механических свойств грунтов при лабораторных и полевых исследованиях;- методами накопления, обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации.
5
Гидрогеохимия Механика грунтов и горных породПК-12ПК-16ПК-24ПК-26
3. Специализация "Геология нефти и газа"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основы химии нефти и газа; химический состав нефтей и методы их анализа;место физики Земли в системе наук о Земле, строение оболочек Земли; физические поля Земли; магнетизм пород и минералов, источники тепла и теплового потока Земли.Уметь:объяснять генезис углеводородов различных классов в нефтях, конденсатах и оценивать их относительную термодинамическую устойчивость;применять теоретические знания физики Земли в решении практических задач геологии нефти и газа;определять тепловое поле Земли в условиях кондуктивного и конвективного механизма переноса тепла.Владеть:методами корреляции в системах нефть-нефть, нефть-рассеянное органическое вещество на основе относительного содержания углеводородов-биомаркеров и преобразованных углеводородов;знаниями по физическим свойствам горных пород;базовыми навыками при расчетах вариаций геофизических полей.
5
Химия нефти и газаФизика ЗемлиПК-10ПК-21ПК-22
4. Специализация "Прикладная геохимия, петрология, минералогия"С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:Знать:о возникновении химических элементов во Вселенной, распространение их в Солнечной системе;особенности химического и изотопного состава элементов в метеоритах, литосфере, гидросфере, атмосфере;основные закономерности распределения, миграции и накопления химических элементов и их изотопов на Земле и в Космосе;методы физико-химического анализа парагенезисов минералов и термодинамического описания процессов минерало-образования.Уметь:использовать рассмотренные закономерности для решения геологических, поисковых и экологических задач;решать практические задачи по равновесию в физико-химических мультисистемах.Владеть:методом термодинамического моделирования в минералогии и петрологии.
5
Изотопная геохимия Физико-химическое моделирование процессовПК-4ПК-6ПК-8ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПСК-4.4ПСК-4.6
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
5-10
С.3
Профессиональный цикл
130-140
Базовая(общепрофессиональная)частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:основы охраны труда, предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий, пожаров и взрывов на предприятиях; правила безопасности при решении профессиональных задач;основные понятия и методы построения изображений на плоскости; проекции с числовыми отметками (точка, прямая линия, плоскость, многогранники и кривые поверхности, пересечение поверхностей);стереографические и наглядные проекции; правила оформления чертежей для целей геологоразведочных работ;общие законы движения и равновесия материальных тел под действием приложенных к ним сил, теоретические основы сопротивления материалов и теории упругости, основные понятия теории машин и механизмов, основы проектирования и конструирования;принципы формирования электрических цепей и электронные системы и приборы, используемые в геологоразведке;основы метрологии, правовые основы и системы стандартизации, сертификации применительно к геологоразведочному производству;системы координат, геодезические измерения и опорные сети, методы геодезических исследований, способы составления топографических карт и планов, GPS технологию топографической привязки и используемые геодезические приборы;классификацию буровых скважин по целевому назначению и способу бурения; механические и технологические свойства горных пород, способы разрушения пород при бурении; основное буровое оборудование, очистные агенты и тампонажные смеси, основные технологии и режимы бурения;оборудование и основные технологические схемыпроведения подземных и открытых разведочныхвыработок, формы организации безопасного веденияпроходческих работ;основные типы складчатых и разрывных структур Земной коры;важнейшие типы ископаемых организмов, используемых для установления геологического возраста слоев;общие стратиграфические и геохронологические шкалы,методы определения возраста геологических тел;эволюцию литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы в истории Земли;главнейшие особенности геологического строения крупных регионов России;крупнейшие типы тектонических структур Земной коры, их размещение на поверхности Земли и связь с ними полезных ископаемых;закономерные связи рельефа поверхности и геологического строения регионов, типы рельефа, типы четвертичных образований и их размещения на площади;основные особенностикристаллических веществ и их свойств, простые формы и символы граней кристаллов, физические свойства, типоморфизм минералов, условия их нахождения и образования, типичные природные ассоциации;важнейшие типы горных пород магматического, осадочного и метаморфического генезиса, их систематики, условия формирования, методы диагностики;основные типы осадочных толщ, магматических и метаморфических комплексов, обстановки их формирования и типичные для них полезные ископаемые;типы подземных вод, закономерности их распространения в Земной коре;типы грунтов, методы оценки их устойчивости;содержание гидрогеологических и инженерно-геологических исследований;типы месторождений металлических, неметаллических, горючих полезных ископаемых, условия формирования, закономерности их геологического строения;нормативные документы и требования к проектно-сметной документации при составлении проектов геологоразведочных работ, способы расчетастоимостей работ и трудозатрат, основные принципы организации геологоразведочных работ.Уметь:ориентироваться в пространстве, определять координаты геологических объектов, горных выработок и скважин, наносить их на карты, планы и разрезы;собирать и обрабатывать фондовую и опубликованную геологическую, геохимическую, геофизическую, гидрогеологическую, инженерно-геологическую, эколого-геологическую, техническую и экономико-производственную информацию;выполнять графические документы горно-геологического содержания в различных видах проекций; правильно выбирать расчетные схемы, модели и делать расчеты с использованием знаний по теоретической механике, сопротивлению материалов, теории машин и механизмов для оценки процессов геологоразведочного назначения;пользоваться электрическими и электронными устройствами, используемыми в быту и при геологоразведочных работах;рассчитывать детали механизмов на прочность, жесткость и устойчивость.Владеть:методами графического изображения горно-геологической информации;знаниями законов механики для оценки деформации горных пород и проектирования технологических процессовгеологоразведочных работ;метрологическими правилами и нормами;методами оценки уровня безопасности при проведении геологоразведочных работ;способностью анализировать и обобщать фондовые геологические, геохимические, геофизические,гидрогеологические, эколого-геологические, технические и экономико-производственные данные;методами расчета основных технологических и организационных параметров предлагаемых технологических решений проходки разведочных выработок;методами выбора способов разработки месторождений полезных ископаемых, схем вскрытия и подготовки месторождений к отработке;регламентом составления геологических, и методических разделов проектов производственных подразделений в составе творческих коллективов и самостоятельно.
115-125
Безопасность жизнедеятельности и ведения геологоразведочных работ Инженерно-геологическая графика Механика Электротехника и электроника Метрология и стандартизация Основы геодезии и топографии Буровые станки и бурение скважинГорные машины и проведение горных выработокСтруктурная геологияОсновы палеонтологии и общая стратиграфияИсторическая геологияРегиональная геологияГеотектоника и геодинамикаГеоморфология и четвертичная геологияКристаллография и минералогияПетрографияЛитологияОсновы гидрогеологииОсновы инженерной геологииОсновы учения о полезных ископаемыхЭкономика и организация геологоразведочных работОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-21ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-11ПК-12ПК-13ПК-16ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-25
1. Специализация "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:виды, способы и технологии ведения геолого-съемочных работ;принципы и технологию выделения формаций как ассоциаций горных пород;требования промышленности к качеству минерального сырья по видам полезных ископаемых и группировки месторождений непромышленным типам;электромагнитные, гравитационные, сейсмические и температурные поля, способы их измерения, обработки и интерпретации; основные приборы, используемые при геофизических исследованиях, методология полевых и скважинных методов исследований;виды, способы, технические средства опробования горных пород и полезных ископаемых, методы анализа, условия применения и контроль результатов опробования;стадийность геологоразведочных работ, цели и задачи работ каждой стадии;методологию проведения и геолого-экономической оценки объектов геологоразведочных работ на разных стадиях и в различных природных условиях любого из видов твердых полезных ископаемых;машины и инструменты для бурения шпуров, основные промышленные взрывчатыевещества, способы взрывания и их технологию, техникубезопасности при ведении взрывных работ;основные способы, технологические процессы и схемы вскрытия и подготовки месторождений полезных ископаемых к отработке в различных условиях их залегания;основы методов и процессов обогащения и переработки полезных ископаемых.Уметь:составлять карты и разрезы геологического содержания;выделять перспективные площади и участки для поисков и оценки различных видов полезных ископаемых;формулировать цели и задачи геолого-съемочных, поисковых, разведочных и научно-исследовательских работ для различных геологических объектов;выбирать оборудование и технологии геофизических, буровых и горных работ при- предлагать технологии проходки разведочных выработок и взрывных работ для конкретных горно-геологических и горнотехнических условий;выбирать способы и проводить опробование полезных ископаемых и вмещающих их пород в различной природной обстановке и на различных стадиях изучения и освоения;составлять проектно-сметную документацию на геологоразведочные работы; организовывать рациональное проведение геологоразведочных работ в составе отряда или партии;применять компьютерные программы для обработки геолого-геофизической информации;выбирать схему вскрытия и подготовки месторождения к отработке.Владеть:навыками разрабатывать комплексные геолого-генетические, прогнозно-поисковые и геолого-промышленные модели месторождений полезных ископаемых различных видов и выбирать рациональные методы решения поисково-съемочных и разведочных задач.
35-40
Геологическое картирование Формационный анализПромышленные типыместорождений полезных ископаемых Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых Опробование твердых полезных ископаемых Прогнозирование и поиски полезных ископаемых Разведка и геолого-экономическая оценка полезных ископаемых Буровзврывные работыОсновы разработки месторождений твердых полезных ископаемых Основы технологии переработки рудОК-1ОК-7ОК-8ПК-2ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПСК-1ПСК-2ПСК-3ПСК-4ПСК-5ПСК-6
2. Специализация "Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы поисков, разведки и оценки запасов различных типов подземных вод;методы моделирования гидрогеологических и экзогенных геологических процессов;методику гидрогеологических и инженерно-геологических изысканий;методы оценки условий мелиорации сельскохозяйственных земель.Уметь:прогнозировать изменения гидрогеологической и инженерно-геологической обстановок под воздействием природных и техногенных процессов;оценивать свойства грунтов в качестве оснований инженерных сооружений и рассчитывать их возможные осадки и иные деформации;оценивать гидрогеологические и инженерно-геологические условия разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.Владеть:методами гидрогеологических и инженерно-геологических исследований;методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной гидрогеологической и инженерно-геологической информации;теоретическими основами организации и планирования гидрогеологических и инженерно-геологических работ.
35-40
Общаягидрогеология Общая инженерная геология Динамика подземных вод Инженерная геодинамика Грунтоведение Инженерно-геологические изысканияПоиски и разведка подземных вод Основы геофизических методовисследований при инженерно-геологических изысканияхВодоснабжение и инженерные мелиорацииИнженерные сооруженияОК-1ОК-7ОК-8ПК-2ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПСК-2.1ПСК-2.2ПСК-2.3ПСК-2.4ПСК-2.5ПСК-2.6ПСК-2.7
3. Специализация "Геология нефти и газа"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:методы получения промысловой геологической информации; принципы геолого-промыслового статического и динамического моделирования;энергетические характеристики залежей нефти и газа, типы залежей углеводородов, методы геолого-промыслового контроля за разработкой месторождения;закономерности размещения нефтегазоносных территорий (пояса, провинции, области), региональных и локальных скоплений нефти и газа в зависимости от особенностей геологического строения материков и акваторий России и зарубежных стран.Уметь:самостоятельно анализировать и обобщать фактические данные исследования пород, флюидов;графически изображать различные генетические типы скоплений нефти и газа;систематизировать, обобщать и анализировать разнородную информацию широкого комплекса методов геолого-промыслового изучения залежей углеводородов (УВ);выделять на примере конкретных нефтегазоносных территорий России и зарубежных стран зоны нефтегазонакопления, региональные нефтегазоносные комплексы, крупные месторождения нефти и газа;изучать особенности залегания УВ в недрах и влияние различных геолого-физических и геолого-промысловых факторов на условия извлечения промышленных запасов УВ из продуктивных пластов;обосновывать с геолого-промысловых позиций наиболее эффективную технологию разработки залежей УВ с разной геолого-физической характеристикой.Владеть:навыками сравнительного анализа геологического строения и нефтегазоносности провинций и областей различного типа для практической деятельности специалиста при прогнозировании нефтегазоносности недр любой перспективной территории;основными навыками решения геологических задач путем построений и расчетов, необходимых при проведении геологоразведочных работ на нефть и газ;программными компьютерными комплексами геологического моделирования залежей УВ, контроля и анализа разработки; методологией и материалами промысловой геологии для обоснования систем и показателей разработки и для управления процессом разработки залежей УВ в целях обеспечения необходимой динамики годовых показателей разработки и возможно более полного извлечения запасов УВ из недр.
35-40
Теоретические основы поиска и разведки нефти и газаГеология и геохимия нефти и газаНефтегазоносные провинции России и зарубежных странНефтегазопромысловая геологияПолевая геофизикаГеофизические методы исследования скважин Подземная гидромеханика Подсчет запасов и оценка ресурсов нефти и газаОсновы компьютерных технологий решения геологических задачОсновы разработки месторождений нефти и газаОК-1ОК-7ОК-11ОК-21ПК-2ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПСК-3.1ПСК-3.2ПСК-3.3ПСК-3.4ПСК-3.5ПСК-3.6ПСК-3.7ПСК-3.8ПСК-3.9
4. Специализация "Прикладная геохимия, петрология, минералогия"С целью получения данной специализации при изучения базовой части цикла обучающийся должен:Знать:законы организации материи на мега, макро и микро-уровнях (литосфера, горные породы, минералы, кристаллические структуры) и их проявления, связанные с внутренним строением объектов и окружающей средой;условия образования горных пород разного генезиса, физико-химические закономерности магматических, метаморфических и метасоматических процессов и закономерности распределения магматических и метаморфических пород в пространстве и времени;методы изучения минералов, горных пород и руд;промышленные типы месторождений твердых полезных ископаемых;основы геофизических методов исследования природной среды;методы, условия и технологию применения геохимических и минералогических поисков;основные технологические методы, процессы и оборудование по переработке твердых полезных ископаемых.Уметь:анализировать и систематизировать результаты исследования природных веществ на разных уровнях строения для решения прикладных задач;выбирать технологию переработки твердых полезных ископаемых и технологическое оборудование.Владеть:современными методиками изучения химического состава, кристаллической структуры, свойств минералов, горных пород и руд;методиками минералого-геохимического и минералого-технологического картирования.
35-40
Петрология Прикладная геохимия Поисковая минералогия Основы технологии переработки минерального сырья Минералогическая термобарометрия Технологическая минералогия и геммология Лабораторные методы изучения минералов, пород и рудПромышленные типы месторождений полезных ископаемых Прикладная геофизика Компьютерное моделирование геохимических поисковОК-1ОК-7ОК-8ПК-2ПК-5ПК-6ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПСК-4.1ПСК-4.2ПСК-4.3ПСК-4.4ПСК-4.5ПСК-4.6ПСК-4.7
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
15-20
С.4
Физическая культураВладеть:- навыками здорового образа жизни и физической культуры.
2
ОК-9ОК-10ОК-22
С.5
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
35-45
ОК-1-22ПК-2-25ПСК-1.1-4.7
С.6
Итоговая государственная аттестация
15-25
ОК-1-22ПК-1-30ПСК-1.1-4.7
Общая трудоемкость основной образовательной программы
300
______________________________
* Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы подготовки специалиста в очной форме обучения составляет 30 академических часов, при этом недельная нагрузка может перераспределяться в процессе обучения в зависимости от продолжительности сроков проведения учебных, производственных и преддипломной практик. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.