способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способен выбирать аналитические и численные методы при разработке математических моделей машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов в машиностроении (ОК-6);
способен на научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты свой деятельности, владеть навыками самостоятельной работы в сфере проведения научных исследований (ОК-7);
способен получать и обрабатывать информацию из различных источников с использованием современных информационных технологий, умеет применять прикладные программные средства при решении практических вопросов с использованием персональных компьютеров с применением программных средств общего и специального назначения в том числе в режиме удаленного доступа (ОК-8);
способен свободно пользоваться литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владеет иностранным языком как средством делового общения (ОК-9);
способен проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-10);
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
производственно-технологическая деятельность:
способен разрабатывать технические задания на проектирование и изготовление машин, приводов, систем и нестандартного оборудования и средств технологического оснащения, выбирать оборудование и технологическую оснастку (ПК-1);
способен разрабатывать нормы выработки и технологические нормативы на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии (ПК-2);
способен оценивать технико-экономическую эффективность проектирования, исследования, изготовления машин, приводов, оборудования, систем, технологических процессов, принимать участие в создании системы менеджмента качества на предприятии (ПК-3);
умеет разрабатывать методические и нормативные материалы, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ (ПК-4);
умеет осуществлять экспертизу технической документации (ПК-5);
организационно-управленческая деятельность:
способен организовывать работу коллективов исполнителей,
принимать исполнительские решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ, организовывать в подразделении работы по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, и их элементов, по разработке проектов стандартов и сертификатов, обеспечивать адаптацию современных версий систем управления качеством к конкретным условиям производства на основе международных стандартов (ПК-6);
способен к работе в многонациональных коллективах, в том числе при работе над междисциплинарными и инновационными проектами, создавать в коллективах отношений делового сотрудничества (ПК-7);
способен выбирать оптимальные решения при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты производства (ПК-8);
способен подготавливать заявки на изобретения и промышленные образцы, организовывать работы по осуществлению авторского надзора при изготовлении, монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию выпускаемых изделий и объектов (ПК-9);
способен разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, оценивать инновационные и технологические риски при внедрении новых технологий, организовывать повышение квалификации и тренинг сотрудников подразделений в области инновационной деятельности и координировать работу персонала при комплексном решении инновационных проблем (ПК-10);
умеет обеспечивать защиту и оценку стоимости объектов интеллектуальной деятельности (ПК-11);
способен подготавливать отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения (ПК-12);
способен проводить маркетинговые исследования и подготавливать бизнес-планы выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных изделий (ПК-13);
способен обеспечивать управление программами освоения новой продукции и технологий, проводить оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений (ПК-14);
способен разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства (ПК-15);
способен изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы, систематизировать их и обобщать (ПК-16);
способен организовывать работу по повышению научно-технических знаний работников (ПК-17);
умеет организовать развитие творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрение достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использование передового опыта, обеспечивающих эффективную работу подразделения, предприятия (ПК-18);
научно-исследовательская и педагогическая деятельность:
умеет организовать и проводить научные исследования, связанные с разработкой проектов и программ, проводить работы по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов (ПК-19);
способен разрабатывать физические и математические модели исследуемых машин, приводов, систем, процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере, разрабатывать методики и организовывать проведение экспериментов с анализом их результатов (ПК-20);
способен подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
способен и готов использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной деятельности (ПК-22);
проектно-конструкторская деятельность:
способен подготавливать технические задания на разработку проектных решений, разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты технических разработок с использованием средств автоматизации проектирования и передового опыта разработки конкурентоспособных изделий, участвовать в рассмотрении различной технической документации, подготавливать необходимые обзоры, отзывы, заключения (ПК-23);
способен составлять описания принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов с обоснованием принятых технических решений (ПК-24);
способен разрабатывать методические и нормативные документы, предложения и проводить мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-25);
умеет применять новые современные методы разработки технологических процессов изготовления изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности с определением рациональных технологических режимов работы специального оборудования (ПК-26).
В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретной магистерской программой его подготовки.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистра предусматривает изучение дисциплин следующих учебных циклов (УЦ) (таблица 2): общенаучный и профессиональный и разделов: практики, научно-исследовательская работа, итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый УЦ имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистра
Код | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
М.1. | Общенаучный циклБазовая частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:знать: терминологию делового иностранного языка; методы защиты интеллектуальной собственности; принципы управления в машиностроении; основы философского понимания научных проблем; современные физико-математические методы, применяемые в инженерии; уметь: применять физико-математические методы при моделировании задач в машиностроении; применять знания иностранного языка при проведении рабочих переговоров и составлении деловых документов;владеть: навыками построения моделей и решения конкретных | 15-24 5-8 | Деловой иностранный язык; Защита интеллектуальной собственности; Менеджмент и маркетинг; Философия науки и техники и др. | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-10, ПК-11, ПК-14, ПК-21, ПК-22 |
Вариативная частьЗнания, умения и навыки определяются ООП вуза. | ||||
М.2. | Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) частьВ результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен: знать: проблемы создания машин различных типов, приводов,уметь: применить новые методики создания различных типов машин, приводов, систем, конструкционныематериалы и использовать компьютерные технологии при разработке машин различных типов, приводов, систем, а также технологических процессов в машиностроении;владеть: навыками разработки различных типов новых машин | 37-46 12-15 | Новые конструкционные материалы; Компьютерные технологии в машиностроении;Основынаучных исследований, организация и планирование эксперимента;Математические методы в инженирии и др. | ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-23, ПК-24, ПК-25 |
Вариативная частьЗнания, умения и навыки определяются ООП вуза. | ||||
М.З. | Практики и научно-исследовательская работаПрактические умения и навыки определяются ООП вуза. | 40-49 | ОК-2, ОК-3, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-16, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-23, ПК-24 | |
М.4. | Итоговая государственная аттестация* | 12-20 | ОК-4, ОК-5, ОК-6, ПК-20, ПК-21, ПК-25 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 120 |
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.