Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 807 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 240100 Химическая техноло стр. 3

способностью и готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);
использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2);
использовать знания о строении вещества, природе химической связи в различных классах химических соединений для понимания свойств материалов и механизма химических процессов, протекающих в окружающем мире (ПК-3);
понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4);
основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ПК-5);
владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-6);
производственно-технологическая деятельность:
способностью и готовностью осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции (ПК-7);
составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ПК-8);
применять аналитические и численные методы решения поставленных задач, использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для расчета технологических параметров оборудования (ПК-9);
использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации продуктов и изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-10);
обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-11);
использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума, и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-12);
налаживать, настраивать и осуществлять проверку оборудования и программных средств (ПК-13);
проверять техническое состояние, организовывать профилактические осмотры и текущий ремонт оборудования (ПК-14);
к освоению и эксплуатации вновь вводимого оборудования (ПК-15);
анализировать техническую документацию, подбирать оборудование, готовить заявки на приобретение и ремонт оборудования (ПК-16);
организационно-управленческая деятельность:
анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);
определять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-18);
организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-19);
систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов предприятия и формированию ресурсов предприятия (ПК-20);
научно-исследовательская деятельность:
планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения (ПК-21);
проводить стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и технологических процессов (ПК-22);
способен использовать знание свойств химических элементов, соединений и материалов на их основе для решения задач профессиональной деятельности (ПК-23);
использовать знания основных физических теорий для решения возникающих физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе выходящих за пределы компетентности конкретного направления (ПК-24);
изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-25);
проектная деятельность:
разрабатывать проекты (в составе авторского коллектива) (ПК-26);
использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-27);
проектировать технологические процессы с использованием автоматизированных систем технологической подготовки производства (в составе авторского коллектива (ПК-28).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (Зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б1
Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;- лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;- экономические основы производства и ресурсы предприятия; понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат на производство и реализацию продукции; функции и основные принципы менеджмента; роль маркетинга в управлении предприятием; классификацию предприятий по правовому статусу; категории технологических способов производства; принципы и методы нормирования и оплаты труда; методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;- основы российской правовой системы и российского законодательства, основы организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; права и обязанности гражданина; основы трудового законодательства;уметь:использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов;- использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;владеть:- методами управления первичными производственными подразделениями; методами разработки производственных программ и сменносуточных плановых заданий участкам производства и анализа их выполнения;- основами хозяйственного права,- иностранным языком на уровне разговорного.
30-35
20-22
Философия,Иностранный язык,История России,Основы экономики и управления производством,Правоведение.ОК-1 - ОК-11,ОК-14,ПК-10,ПК-18 - ПК-20
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.2
Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, дискретной математики, теории дифференциальных уравнений и элементов теории уравнений математической физики, теории вероятностей и математической статистики, математических методов решения профессиональных задач;- технические и программные средства реализации информационных технологий, основы работы в локальных и глобальных сетях, типовые численные методы решения математических задач и алгоритмы их реализации, один из языков программирования высокого уровня;- законы Ньютона и законы сохранения, принципы специальной теории относительности Эйнштейна, элементы общей теории относительности, элементы механики жидкостей, законы термодинамики, статистические распределения, законы электростатики, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, волновые процессы, геометрическую и волновую оптику, основы квантовой механики, строение многоэлектронных атомов, квантовую статистику электронов в металлах и полупроводниках, строение ядра, классификацию элементарных частиц;- электронное строение атомов и молекул, основы теории химической связи в соединениях разных типов, строение вещества в конденсированном состоянии, основные закономерности протекания химических процессов и характеристики равновесного состояния, методы описания химических равновесий в растворах электролитов, химические свойства элементов различных групп Периодической системы и их важнейших соединений, строение и свойства координационных соединений;- принципы классификации и номенклатуру органических соединений; строение органических соединений; классификацию органических реакций; свойства основных классов органических соединений; основные методы синтеза органических соединений; основные этапы качественного и количественного химического анализа; теоретические основы и принципы химических и физико-химических методов анализа - электрохимических, спектральных, хроматографических; методы разделения и концентрирования веществ; методы метрологической обработки результатов анализа;- начала термодинамики и основные уравнения химической термодинамики; методы термодинамического описания химических и фазовых равновесий в многокомпонентных системах; термодинамику растворов электролитов и электрохимических систем;- уравнения формальной кинетики и кинетики сложных, цепных, гетерогенных и фотохимических реакций; основные теории гомогенного, гетерогенного и ферментативного катализа;- основные понятия и соотношения термодинамики поверхностных явлений, основные свойств дисперсных систем;- факторы, определяющие устойчивость биосферы, характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу, глобальные проблемы экологии и принципы рационального природопользования, методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу, организационные и правовые средства охраны окружающей среды, способы достижения устойчивого развитияуметь:- проводить анализ функций, решать основные задачи теории вероятности и математической статистики, решать уравнения и системы дифференциальных уравнений применительно к реальным процессам, применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;- работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, использовать численные методы для решения математических задач, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения;- решать типовые задачи связанные с основными разделами физики, использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;- выполнять основные химические операции, определять термодинамические характеристики химических реакций и равновесные концентрации веществ,- использовать основные химические законы, термодинамические справочные данные и количественные соотношения неорганической химии для решения профессиональных задач;- синтезировать органические соединения, провести качественный и количественный анализ органического соединения с использованием химических и физико-химических методов анализа;- выбрать метод анализа для заданной аналитической задачи и провести статистическую обработку результатов аналитических определений;- прогнозировать влияние различных факторов на равновесие в химических реакциях;- определять направленность процесса в заданных начальных условиях; устанавливать границы областей устойчивости фаз в однокомпонентных и бинарных системах,- определять составы сосуществующих фаз в бинарных гетерогенных системах;составлять кинетические уравнения в дифференциальной и интегральной формах для кинетически простых реакций и прогнозировать влияние температуры на скорость процесса.- проводить расчеты с использованием основных соотношений термодинамики поверхностных явлений и расчеты основных характеристик дисперсных систем;- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;грамотно использовать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;владеть:- методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов;- методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты;- методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;- теоретическими методами описания свойств простых и сложных веществ на основе электронного строения их атомов и положения в Периодической системе химических элементов, экспериментальными методами определения физико-химических свойств неорганических соединений;- экспериментальными методами синтеза, очистки, определения физико-химических свойств и установления структуры органических соединений;- методами проведения химического анализа и метрологической оценки его результатов;- навыками вычисления тепловых эффектов химических реакций при заданной температуре в условиях постоянства давления или объема;констант равновесия химических реакций при заданной температуре;давления насыщенного пара над индивидуальным веществом, состава сосуществующих фаз в двухкомпонентных системах;- методами определения констант скорости реакций различных порядков по результатам кинетического эксперимента;- методами измерения поверхностного натяжения, краевого угла, величины адсорбции и удельной поверхности, вязкости, критической концентрации мицеллообразования, электрокинетического потенциала;- методами проведения дисперсионного анализа, синтеза дисперсных систем и оценки их агрегативной устойчивости;- методами экономической оценки ущерба от деятельности предприятия, методами выбора рационального способа снижения воздействия на окружающую среду.
80-90
55-60
Математика,Информатика,Физика,Общая и неорганическая химия,Органическая химия,Аналитическая химия и физико-химические методы анализа,Физическая химия,Коллоидная Химия,Экология.ПК-5,ОК-11,ОК-13,ПК-7,ПК-8,ПК-21,ПК-23,ПК-24,ПК-27
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.3
Профессиональный циклБазовая частьВ результате освоения базовой части цикла студент должен:знать:способы отображения пространственных форм на плоскости; правила и условности при выполнении чертежей;- основополагающие понятия и методы статики, кинематики, расчетов на прочность и жесткость упругих тел, порядок расчета деталей оборудования химической промышленности;- основные понятия и законы электрических и магнитных цепей; методы анализа цепей постоянного и переменного токов; принципы работы электромагнитных устройств, трансформаторов, электрических машин, источников вторичного питания;- теоретические основы безопасности жизнедеятельности; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов;- основы теории переноса импульса, тепла и массы; принципы физического моделирования химико-технологических процессов; основные уравнения движения жидкостей; основы теории теплопередачи; основы теории массопередачи в системах со свободной и неподвижной границей раздела фаз; типовые процессы химической технологии, соответствующие аппараты и методы их расчета;- методы построения эмпирических (статистических) и физико-химических (теоретических) моделей химико-технологических процессов;- методы идентификации математических описаний технологических процессов на основе экспериментальных данных;- методы оптимизации химико-технологических процессов с применением эмпирических и/или физико-химических моделей;- основные принципы организации химического производства, его иерархической структуры, методы оценки эффективности производства; общие закономерности химических процессов; основные химические производства;- основы теории процесса в химическом реакторе, методологию исследования взаимодействия процессов химических превращений и явлений переноса на всех масштабных уровнях, методику выбора реактора и расчета процесса в нем; основные реакционные процессы и реакторы химической и нефтехимической технологии;- основные понятия теории управления технологическими процессами; статические и динамические характеристики объектов и звеньев управления; основные виды систем автоматического регулирования и законы управления; типовые системы автоматического управления в химической промышленности; методы и средства диагностики и контроля основных технологических параметров;уметь:- выполнять и читать чертежи технических изделий и схем технологических процессов, использовать средства компьютерной графики для изготовления чертежей;- выполнять расчеты на прочность, жесткость и долговечность узлов и деталей химического оборудования при простых видах нагружения, а также простейшие кинематические расчеты движущихся элементов этого оборудования;- выбирать необходимые электрические устройства и машины применительно к конкретной задаче;проводить электрические измерения;- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;- определять характер движения жидкостей и газов; основные характеристики процессов тепло- и массопередачи; рассчитывать параметры и выбирать аппаратуру для конкретного химико-технологического процесса;- применять методы вычислительной математики и математической статистики для решения конкретных задач расчета, проектирования, моделирования, идентификации и оптимизации процессов химической технологии;- рассчитывать основные характеристики химического процесса, выбирать рациональную схему производства заданного продукта, оценивать технологическую эффективность производства;- произвести выбор типа реактора и произвести расчет технологических параметров для заданного процесса;определить параметры наилучшей организации процесса в химическом реакторе;- определять основные статические и динамические характеристики объектов; выбирать рациональную систему регулирования технологического процесса; выбирать конкретные типы приборов для диагностики химико-технологического процесса;владеть:- способами и приемами изображения предметов на плоскости, одной из графических систем;- методами механики применительно к расчетам процессов химической технологии;методами технологических расчетов отдельных узлов и деталей химического оборудования;- навыками проектирования простейших аппаратов химической промышленности;- методами расчета электрических цепей;- методами проведения электрических измерений;- приемами действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим;- методами определения оптимальных и рациональных технологических режимов работы оборудования;- методами математической статистики для обработки результатов активных и пассивных экспериментов, пакетами прикладных программ для моделирования химико-технологических процессов;- методами анализа эффективности работы химических производств;- методами расчета и анализа процессов в химических реакторах,- определения технологических показателей процесса,- методами выбора химических реакторов;- методами управления химико-технологическими системами и методами регулирования химико-технологических процессов;
90-100
40-45
Инженерная графика,Прикладная механика,Электротехника и промышленная электроника,Безопасность жизнедеятельности,Общая химическая технология,Процессы и аппараты химической технологии,Моделирование химико-технологических процессов,Химические реакторы,Системы управления химико-технологическими процессамиПК-6,ПК-7,ПК-12 - ПК-15,ПК-25,ПК-26,ПК-28
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
Б.4
Практика и (или) научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза)
12
ОК-3,ОК-4,ОК-13,ПК-6,ПК-7,ПК-10,ПК-12 - ПК-14;
Б.5
Физическая культура
2 (400 часов)
ОК-15
Б.6
Итоговая государственная аттестация
12
ПК-1,ПК-2,ПК-8,ПК-9,ПК-11,ПК-21,ПК-23,ПК-27
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
_____________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, и разделов Б.3, Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.