Приказ Минобразования РФ от 1 октября 2001 г. N 3249 "Об утверждении Перечня основных показателей государственной аккредитации и критериальных значений показателей, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального

На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)", приказа Минобразования России от 02.07.2001 N 2574 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)" (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2001 за N 2921) и в соответствии с решением Аккредитационной коллегии Минобразования России от 11.04.2000 N 3-2001 приказываю:
1. Утвердить Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 1).
2. Утвердить критериальные значения основных показателей государственной аккредитации, используемых при установлении вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (приложение N 2).
3. Считать утратившим силу п. 10 (приложение N 9) приказа Минобразования России от 06.04.1998 N 875.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова.
Министр
В.М. Филиппов
Приложение N 1
к приказу Минобразования РФ
от 1 октября 2001 г. N 3249

Перечень основных показателей государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования

1. Показатели государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу "образовательное учреждение среднего профессионального образования"
Показатель 1.1. Содержание подготовки (соответствие учебных планов и программ учебных дисциплин требованиям государственных образовательных стандартов).
Показатель 1.2. Качество подготовки:
организация образовательного процесса;
соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;
система управления и контроля качества в образовательном учреждении;
востребованность выпускников.
Показатель 1.3. Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса:
состояние библиотечного фонда;
состояние учебно-информационного фонда.
Показатель 1.4. Материально-техническое обеспечения образовательного процесса:
наличие учебно-лабораторной базы, специализированных кабинетов, производственного оборудования и технических средств необходимых для реализации профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;
наличие и оснащенность баз практики, связь с предприятиями и организациями.
Показатель 1.5. Воспитательная деятельность образовательного учреждения
1.5.1. Наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися:
наличие концепции воспитательной работы в образовательном учреждении (программы, плана, локальных актов, регламентирующих воспитательную деятельность (отчеты совета образовательного учреждения, отделений, разработка инструкций, методических рекомендаций, семинаров и т.д.).
наличие административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу в образовательном учреждении (управление, отдел, ответственный за воспитательную работу, кураторство).
наличие органов студенческого самоуправления (профкома, клубов, объединений, службы занятости, студенческие строительные отряды, службы порядка и т.д.).
наличие и эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы с обучающимися (актовых залов, репетиционных помещений спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков и т.д.).
финансовая обеспеченность внеучебной деятельности (целевое финансирование научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся, наличие механизмов стимулирования).
1.5.2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности:
использование в целях воспитания возможностей учебно-воспитательного процесса (наличие в рабочих учебных программах нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и регионального компонента).
наличие в образовательном учреждении оценки состояния воспитательной работы с обучающимися (опросы обучающихся, преподавателей, отчеты).
наличие элементов системы воспитательной работы:
гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания;
научно-исследовательской и профориентационной работы в образовательном учреждении (студенческое научное общество, олимпиады, конкурсы, организация вторичной занятости, содействие в трудоустройстве);
работы по формированию традиций образовательного учреждения (многотиражная газета, музей истории образовательного учреждения, проведение праздничных мероприятий и т.д.);
культурно-массовой и творческой деятельности обучающихся (система творческих объединений, смотры, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.);
спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни.
организация психолого-консультационной и профилактической работы (адаптация первокурсников, проблемы молодой семьи, профилактика правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций).
формы поощрения за достижения в учебе и внеучебной деятельности обучающихся (грамоты, премии, именные стипендии, звания и т.д.).
Данный показатель оценивается по десятибалльной шкале:
┌───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
│ Оценка показателя │ Кол-во баллов │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Информация не представлена │ 0 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Неудовлетворительное состояние. Работа не ведется │ 1 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Очень низкая оценка. Работа ведется недостаточно │ 2 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Низкая оценка. Работа ведется на очень низком уровне.│ 3 │
│очень много существенных недочетов │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Удовлетворительная оценка. Существенные недостатки в│ 4 │
│работе │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Средняя оценка. Работа ведется на достаточно приемлемом│ 5 │
│уровне. Имеются отдельные недостатки │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Средняя оценка. Работа ведется на достаточно хорошем│ 6 │
│уровне. Недостатки не существенны │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем│ 7 │
│уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко│ │
│исправимы │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Достаточно высокая. Практически полностью соответствует│ 8 │
│предъявляемым требованиям │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Высокая. Полностью соответствует предъявляемым│ 9 │
│требованиям │ │
├───────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┤
│Очень высокая. Полностью соответствует предъявляемым│ 10 │
│требованиям. Рекомендуется использовать для│ │
│распространения опыта │ │
└───────────────────────────────────────────────────────┴───────────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────┬───────────────┐
2. Показатели государственной аккредитации, используемые для определения вида образовательного учреждения среднего профессионального образования (техникум/училище/колледж)
Показатель 2.1. Реализуемые профессиональные образовательные программы.
Показатель 2.2. Информатизация образовательного учреждения.
Показатель 2.3. Качественный состав педагогических кадров.