ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния стр. 19

- обугливание, превращение в сыпучую массу или слизь, разбухание древесины (разрушения под воздействием химических веществ - кислот, щелочей, солей в жидком, твердом или газообразном состоянии);
- гниение, поражение ракообразными морскими древоточцами или червеобразными моллюсками (повреждения биологического характера).
Гниение деревянных конструкций характеризуется разрыхлением (деструкцией) древесины, появлением характерных продольных и поперечных трещин на пораженной поверхности. Участками наиболее вероятного поражения гнилостными грибками являются места непосредственного контакта деревянных конструкций со стальными, бетонными, железобетонными и каменными элементами сооружений.
Характерным признаком поражения древесины ракообразными морскими древоточцами является губчатая структура поверхности с ходами в поверхностном слое. Сучки при этом остаются неповрежденными, ходы идут параллельно годовым кольцам; длина ходов 4-5 см, диаметр 1-3 мм.
Древесина, пораженная червеобразными моллюсками, снаружи выглядит неповрежденной (диаметр входного отверстия моллюсков не превышает 1,5 мм). О степени поражения ее можно судить только на основании исследования образцов древесины.
5.8.4 Образцы древесины, предназначенные для определения ее механических свойств, степени поражения гниением или червеобразными моллюсками, следует отбирать на трех уровнях по высоте сооружения (в подводной, надводных зонах и в зоне переменного уровня воды) и в трех створах по длине сооружения. Образцы следует отбирать путем выбуривания пустотелым буром или выпиливанием из элементов, не несущих нагрузок. Отбор и испытания образцов следует проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 16483.0.
5.8.5 Оценку прочностных качеств древесины при отсутствии повреждений биологического характера проводят по ГОСТ 16483.1, ГОСТ 16483.2, ГОСТ 16483.3, [6].

5.9 Надводная часть сооружений  

5.9.1 Обследование технического состояния надводной части сооружений (элементов верхнего строения) заключается в их осмотре, выявляющем отклонения их состояния от нормативного по внешним признакам, и в измерениях, позволяющих контролировать пространственное положение сооружения и его размеры, а также определять техническое состояние материалов конструкций.
5.9.2 Определение пространственного положения, размеров и смещений элементов верхнего строения, а также технического состояния их материалов следует производить в соответствии с 5.3-5.8 и рекомендациями, приведенными в приложениях Щ, Э.
5.9.3 К элементам верхнего строения, подлежащим осмотру в ходе обследования сооружения, относятся: лицевая плита, оголовок, ригели, плита ростверка, колесоотбойный брус, отбойные и швартовные устройства, элементы сопряжения эстакад с территорией, покрытие территории, крановые пути, элементы гидротехнических сооружений, обеспечивающих нормальное функционирование инженерных сетей.
5.9.4 Осмотр лицевой плиты, отбойных устройств, оголовка, ригелей, плиты ростверка и элементов сопряжения эстакад с территорией необходимо выполнять с плавсредств, остальных элементов верхнего строения - с поверхности сооружения.
5.9.5 При осмотре лицевых плит, оголовка, ригелей и плиты ростверка фиксируют разрушения поверхности - каверны, сколы углов и ребер, трещины. Особое внимание в ходе осмотра лицевых плит необходимо уделять состоянию их поверхности под отбойными устройствами.
5.9.6 Осмотр колесоотбойного бруса заключается в выявлении сколов ребер и защитного слоя бетона с обнажением арматуры железобетонного бруса, сколов, расщеплений, смятия деревянного бруса, механических и коррозионных повреждений металлического бруса.
5.9.7 Осмотр отбойных устройств включает в себя подсчет неисправных отбоев и их распределение по длине причала, а также осмотр самих отбоев и элементов их крепления к причальной стенке в целях выявления повреждений:
- трещин у резиновых цилиндров;
- разрывов пневматических амортизаторов;
- отсутствия автопокрышек у навесных деревянных щитов с автопокрышками;
- излома, скола, расщепления, разрушения вследствие гниения брусьев деревянной отбойной рамы.
Тип, количество и схема расстановки отбойных устройств должны соответствовать проекту.
5.9.8 Марка швартовной тумбы должна соответствовать проектной. Если нет другого способа убедиться в этом, при осмотре необходимо выполнить обмеры тумбы и по ним определить ее марку. Особое внимание при осмотре швартовных тумб следует обращать на наличие и состояние крепежных шпилек. При осмотре необходимо контролировать наличие и правильность надписей на поверхности головы каждой швартовной тумбы, где должны быть нанесены следующие цифровые обозначения, читаемые со стороны берега: сверху - порядковый номер тумбы, отсчитываемый с начала данного причала, и ниже, под горизонтальной чертой - расстояния в метрах до ближайших швартовных тумб слева и справа, разделенные вертикальной чертой.
5.9.9 При осмотре покрытия территории фиксируют места и определяют размеры повреждений:
- выкрашивания, выбоин, вмятин, раковин, трещин, шелушения асфальтобетонного покрытия и волн на его поверхности;
- отколов кромок цементобетонного покрытия и железобетонных плит;
- разрушения заполнителя швов между железобетонными плитами покрытия.
5.9.10 Обследование элементов кранового пути проводят в соответствии с 6.5 с учетом требований [25] к организации эксплуатации кранов. При осмотре кранового пути выявляют следующие дефекты его конструкций: