15. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдать на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывесить в местах производства работ.
16. Для строповки груза на крюк грузоподъемной машины назначить стропальщиков, обученных и аттестованных по профессии стропальщика в порядке, установленном Ростехнадзором России.
17. Способы строповки грузов должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза.
18. До начало работы, с применением машин, руководитель работ должен определить схему движения и место установки машин, места и способы заземления (зануления) машин, имеющих электропривод, указать способы взаимодействия и сигнализации машиниста (оператора) с рабочим-сигнальщиком, обслуживающим машину, определить (при необходимости) место нахождения сигнальщика, а также обеспечить надлежащие освещение рабочей зоны. В случае, когда машинист, управляющий машиной, не имеет достаточную обзорность рабочего пространства или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и сигнальщиком необходимо установить двухстороннюю радиосвязь или телефонную связь. Использование промежуточных сигнальщиков для передачи сигналов машинисту не допускается.
9.2 Организация места работ
1. Организация строительной площадки, участков работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность и здоровые условия труда работающих на всех этапах выполнения работ в соответствии с требованиями СНиП 12-03-2001 (часть 1), СНиП 12-04-2002 (часть 2), («Безопасность труда в строительстве», санитарных, противопожарных и других норм, относящихся к строительному производству).
2. Территория площадки, а в ходе строительства и участки производства работ оградить согласно СНиП 12-03-2001 (часть 1). Опасные зоны должны обеспечить знаками безопасности, дороги и проезды - дорожными знаками. Скорость движения автотранспорта на площадке не должна превышать: 10 км/ч — на прямых участках и 5 км/ч — на поворотах.
3. Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,60 м, а высота проходов в свету — не менее 1,80 м.
4. Проинструктировать рабочих о пути следования к рабочему месту, с записью в журнале по технике безопасности (схемы путей следования рабочих разработать в ППР).
5. Освещение строительной площадки и мест производства строительно-монтажных работ организовать согласно требованиям СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. В темное время суток рабочие места осветить переносными прожекторами на возводимой захватке. Освещенность рабочих мест организовать не менее 30 лк, согласно ГОСТ 12.1.046-85 ССБТ «Нормы освещения строительных площадок».
6. При производстве работ обеспечить свободный проезд ко всем строящимся и временным зданиям.
7. Погрузочно-разгрузочные работы с транспортных средств выполнять в соответствии с требованиями глав 8.1; 8.2; 8.5 СНиП 12-03-2001 и «Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98.
8. Обеспечить устойчивость, пространственную жесткость, геометрическую неизменяемость всех элементов здания, а также безопасные условия работ при возведении здания.
9.3 Указания по производству погрузо-разгрузочных работ кранами и складированию конструкций
1. Завоз материалов и конструкций на территорию строительной площадки производить автотранспортом.
2. Транспортные средства должны соответствовать характеру и размерам перевозимого груза.
3. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ спланировать с уклон не более 5°, а их размеры и покрытие — соответствовать проекту производства работ.
4. Расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), не менее 1м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), — не менее 1,5м, Расстояние между автомобилем и штабелем груза не менее 1м.
5. Погрузку-разгрузку конструкций весом более 50кг выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и под руководством лица, назначенного приказом руководителя организации, ответственного за безопасное производство работ кранами.
6. Разгрузку конструкций и материалов с транспортных средств производить с помощью траверс и стропов, обеспечивающих безопасность производства работ.
7. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запретить нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.
8. Нахождение людей в кузове или в кабине автомашине при подъеме-опускании груза - запрещается.
9. Перед началом работ, ответственный за производство погрузо-разгрузочных работ, должен проверить исправность крана, такелажа, приспособлений, а так же другого инвентаря, разъяснить рабочим последовательность операций, значение подаваемых сигналов и свойства материалов, поданных к погрузке (выгрузке).
10. Такелажные работы или строповка грузов выполнять лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ. Графическое изображение способов строповки грузов с указанием их массы должны быть выданы на руки стропальщикам и машинисту крана и вывешены в местах производства погрузо-разгрузочных работ.
11. Перед погрузкой или разгрузкой сборных железобетонных колонн монтажные петли осмотреть, очистить от раствора или бетона и при необходимости выправить без повреждения конструкции.
12. Подъем элементов строительных конструкций, не имеющих монтажных петель, отверстий или маркировки и меток, обеспечивающих их правильную строповку и монтаж - запретить.
13. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускать строповку груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.
14. При выполнении погрузо-разгрузочных работ соблюдать следующие требования безопасности:
- работать грузоподъемными механизмами и механизмами передвижения крана по сигналу стропальщика;
- немедленно приостанавливать работу по сигналу «Стоп» независимо от того, кем он подан;
- подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно без рывков;
- перед подъемом или опусканием груза убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или монтажник;
- стропить и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске иле траверсе;
- для подводки стропа под груз необходимо применять специальные приспособления;
- строповку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;
- груз во время перемещения поднять не менее чем на 0,5м выше встречающихся на пути предметов;
- опускать груз необходимо на предназначенное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропа.
15. На производство погрузочно-разгрузочных работ со шламом (загрузка в тару и выгрузка, погрузка в транспорт и др.) должен быть оформлен наряд-допуск, подписанный техническим директором предприятия.
16. При выполнении работ со шламом на рабочем месте должно быть не менее двух человек.
9.4 Производство работ грузоподъёмными кранами
1. На участке (захвате), где ведутся монтажные работы, не допускать выполнение других работ и нахождение посторонних лиц.
2. Монтаж конструкций осуществлять последовательно.
3. Монтаж конструкций одновременно в нескольких ярусах по одной вертикали запретить.
4. При производстве работ оставлять проходы на рабочие места.
5. При производстве работ, работникам применять предохранительные пояса.
6. При монтаже конструкций предотвратить самопроизвольное обрушение или падение конструкций.
7. Неустойчивые конструкции, находящиеся в зоне выполнения работ, удалять или закреплять, или усиливать.
8. Поднимаемые грузы поднимать плавно, без рывков, раскачивания и вращения.
9. Поднимать грузы или конструкции в 2 приема: сначала на высоту 20-30см, а затем, после проверки надежности строповки, производить дальнейший подъем.
10. Нахождение людей и производство каких-либо работ под поднимаемым грузом или монтируемыми элементами до установки их в проектное положение и закрепления запретить.