10. В случае, если после первоначального распределения депутатских мандатов зарегистрированный кандидат отказался его принять или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата Государственной Думы полномочия, а также если депутатский мандат оказался свободен в силу иных оснований, указанный мандат передается зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Депутатский мандат передается первому из не получивших мандатов зарегистрированных кандидатов, внесенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть) федерального списка кандидатов, в которую был внесен зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался свободен. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (в общефедеральной части федерального списка кандидатов) отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, то оказавшийся свободным депутатский мандат подлежит распределению между иными региональными группами кандидатов того же федерального списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 8 настоящей статьи.
11. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Государственной Думы.
Статья 83. Повторные выборы
1. В случае, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными по соответствующему избирательному округу по основаниям, предусмотренным статьями 79 - 81 настоящего Федерального закона, либо их результаты были аннулированы в соответствии с пунктом 4 статьи 84 настоящего Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Голосование при повторных выборах проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней после принятия соответствующего решения. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может распорядиться о продлении полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий либо о формировании в этих случаях окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий в новом составе в порядке, установленном статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. В случае, если повторные выборы в одномандатном избирательном округе были признаны не состоявшимися в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 статьи 79 настоящего Федерального закона, голосование на следующих повторных выборах в этом одномандатном избирательном округе должно проводиться не позднее чем через два года со дня последних повторных выборов.
2. Повторные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва.
3. При проведении повторных выборов на вакантный депутатский мандат депутат Государственной Думы не может баллотироваться в качестве кандидата.
Статья 84. Регистрация избранных депутатов Государственном Думы
1. Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом Государственной Думы, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
2. Если зарегистрированный кандидат, избранный в результате распределения депутатских мандатов по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, не выполнит требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, он исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктами 6 и 9 статьи 82 настоящего Федерального закона.
3. Если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата Государственной Думы, занимал в федеральном списке кандидатов избирательного объединения, избирательного блока одно из первых трех мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, федеральный список кандидатов выдвинувшего его избирательного объединения, избирательного блока лишается депутатского мандата. В этом случае освободившийся депутатский мандат передается другому избирательному объединению, избирательному блоку в соответствии с процедурой дополнительного распределения депутатских мандатов, изложенной в пункте 9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Это положение не распространяется на кандидатов, занимавших на момент голосования государственные должности Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей.
4. Если зарегистрированный кандидат, избранный по одномандатному избирательному округу, не выполнит требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации аннулирует результаты выборов по данному избирательному округу и назначает повторные выборы. Если требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, не выполнены кандидатом без вынуждающих к тому обстоятельств, предусмотренных пунктом 16 статьи 51 и пунктом 3 статьи 88 настоящего Федерального закона, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить связанные с проведением повторных выборов расходы средств федерального бюджета, произведенные соответствующими избирательными комиссиями.
5. Соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, регистрирует избранного депутата Государственной Думы и выдает ему удостоверение об избрании.
Статья 85. Опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов Государственной Думы
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления любым избирателям, зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченным представителям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования,о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия.
2. Окружные избирательные комиссии и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляют общие данные о результатах выборов по соответствующим избирательным округам в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов.
3. Окружная избирательная комиссия либо избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через две недели со дня голосования осуществляет официальное опубликование данных, содержащихся в протоколах N 1 и N 2 всех территориальных и участковых избирательных комиссий соответствующего одномандатного избирательного округа, в средствах массовой информации, указанных в пункте 3 статьи 55 настоящего Федерального закона. При этом подлежат опубликованию все числовые данные, содержащиеся в протоколах каждой участковой избирательной комиссии в одномандатном избирательном округе. В случае проведения на отдельных избирательных участках, территориях повторного подсчета голосов, результаты которого поступают в окружную избирательную комиссию после этого срока, окружная избирательная комиссия официально опубликовывает уточненные данные в течение недели после принятия на их основании соответствующего решения.
4. Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, федеральных списков кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех недель со дня голосования. В этот же срок Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов N 1 и N 2 всех окружных избирательных комиссий.
5. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования и о результатах выборов, а также предусмотренных пунктом 5 и 6 статьи 71 настоящего Федерального закона данных обо всех избранных депутатах.
Статья 86. Использование государственной автоматизированной информационной системы
1. При проведении выборов депутатов Государственной Думы, в том числе при проведении регистрации (учета) избирателей, составлении списков избирателей, установлении итогов голосования и определении результатов выборов, для оперативного получения, передачи и обработки информации может использоваться государственная автоматизированная информационная система в целом либо отдельные ее технические средства. Требования к государственной автоматизированной информационной системе и порядок ее использования определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
2. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов сразу после подписания протокола передаются по техническим каналам связи в электронном виде в рамках государственной автоматизированной информационной системы в вышестоящую избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первых экземпляров протокола об итогах голосования, протокола о результатах выборов в вышестоящую избирательную комиссию.
3. Соответствующая избирательная комиссия своим решением образует из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса группу контроля за использованием государственной автоматизированной информационной системы либо отдельных ее технических средств. Группа контроля проверяет готовность комплекса средств автоматизации к работе, контролирует правильность ввода данных из протоколов избирательных комиссий и правильность повторного ввода или корректировки введенных данных, если об этом было принято соответствующее решение избирательной комиссии, следит за соблюдением требований настоящего Федерального закона, инструкций и других документов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по использованию государственной автоматизированной информационной системы, в том числе сканеров избирательных бюллетеней или иных технических средств подсчета голосов избирателей, а также за обязательным документированием фактов выполнения действий, предусмотренных регламентами и планами соответствующих избирательных комиссий (записи в журнале, акты, компьютерные распечатки, заверенные подписями членов группы контроля). Группа контроля может привлекать к своей работе специалистов в области автоматизированных систем обработки информации.
4. Все члены избирательной комиссии, наблюдатели имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в государственную автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
5. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, входящие в состав группы контроля, имеют равные права, в том числе право знакомиться с любой информацией, переданной в соответствующую избирательную комиссию по техническим каналам связи, с технической документацией государственной автоматизированной информационной системы, требовать разъяснений всех действий эксплуатационного персонала государственной автоматизированной информационной системы, сопоставлять результаты ручной и автоматизированной обработки информации, получать на представляемых ими машиночитаемых носителях данные протоколов об итогах голосования, о результатах выборов и соответствующих сводных таблиц. В случае выявления нарушений и неправомерных действий со стороны эксплуатационного персонала этой системы или наблюдателей группа контроля информирует о таких нарушениях и действиях председателя избирательной комиссии и вносит свои предложения об их устранении. Результаты проверок, проводимых группой контроля, должны отражаться в текущей документации информационного центра (службы) соответствующей избирательной комиссии.
6. С момента начала голосования и до момента подписания протокола об итогах голосования, о результатах выборов соответствующей избирательной комиссией государственная автоматизированная информационная система, в которой данные от нижестоящих избирательных комиссий передаются вышестоящим избирательным комиссиям, используется для наблюдения за ходом и итогами голосования. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров, служб вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам, службам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
7. Данные о ходе голосования и его результаты, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной, не имеющей юридического значения информацией.
8. К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, прилагается имеющийся текст компьютерной распечатки, содержащий данные, введенные в государственную автоматизированную информационную систему. Подлинность данных, содержащихся в компьютерной распечатке, подтверждается подписями членов группы контроля и лица, ответственного за введение данных.
9. Введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах, о предварительных и окончательных итогах голосования, о результатах выборов должны быть оперативно доступны (в режиме "Только чтение") абонентам информационно-коммуникационных сетей общего пользования в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 87. Хранение избирательной документации
1. Документация участковых избирательных комиссий (включая избирательные бюллетени), территориальных избирательных комиссий хранится в охраняемых помещениях и передается в вышестоящие избирательные комиссии не позднее окончания срока полномочий участковых, территориальных избирательных комиссий.
2. Документация окружных избирательных комиссий, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вместе с переданной им на хранение документацией нижестоящих избирательных комиссий хранится в соответствующих избирательных комиссиях в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения и списки избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов, а протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и сводные таблицы - не менее одного года со дня официального опубликования решения о назначении следующих основных выборов депутатов Государственной Думы. Финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, хранятся не менее одного года со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении следующих основных выборов депутатов Государственной Думы.
4. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей, протоколы избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенные к ним материалы, сводные таблицы, финансовые отчеты избирательных комиссий, итоговые финансовые отчеты зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, являются документами строгой отчетности. Ответственность за сохранность избирательной документации возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи документации в вышестоящую избирательную комиссию либо в архив.
Глава XI. Замещение вакантных депутатских мандатов
Статья 88. Замещение вакантного депутатского мандата по федеральному избирательному округу
1. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов в соответствии с пунктом 8 статьи 82 настоящего Федерального закона.
2. Государственная Дума принимает постановление о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, по основаниям, установленным федеральным законом, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Государственной Думы - не позднее чем через десять дней после их возобновления. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления.
3. Пункт 1 настоящей статьи не применяется в случае досрочного выбытия депутата, занимавшего на момент заверения федерального списка кандидатов одно из первых трех мест в общефедеральной части федерального списка кандидатов, без вынуждающих к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Государственной Думы. В этом случае депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации другому федеральному списку кандидатов из числа участвовавших в распределении депутатских мандатов в данном созыве Государственной Думы в соответствии с пунктом 9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Обстоятельствами, вынуждающими к выбытию депутата Государственной Думы, являются замещение государственной должности, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, а также обстоятельства, указанные в пункте 16 статьи 51 настоящего Федерального закона.
4. Федеральный список кандидатов, лишившийся депутатского мандата в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, утрачивает право на получение депутатских мандатов, освободившихся в результате досрочного выбытия депутатов, занимавших одно из первых трех мест в общефедеральной части федеральных списков кандидатов.
5. В случае, если в федеральном списке кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов Государственной Думы.
Статья 89. Замещение депутатского мандата по одномандатному избирательному округу
1. Государственная Дума принимает постановление о прекращении полномочий избранного по одномандатному избирательному округу депутата Государственной Думы по основаниям, установленным федеральным законом, не позднее чем через десять дней после возникновения указанных оснований, а в случае перерыва в заседаниях Государственной Думы - не позднее чем через десять дней после их возобновления. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае подачи им письменного заявления о сложении своих полномочий со дня подачи этого заявления.
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в случае появления вакантного депутатского мандата назначает дополнительные выборы депутата Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу, голосование на которых проводится не позднее чем через год со дня появления вакантного депутатского мандата.
3. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва. В случае, если дополнительные выборы по одномандатному избирательному округу были признаны несостоявшимися в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 2 статьи 79 настоящего Федерального закона, голосование на повторных дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через два года после проведения последних дополнительных выборов. Дополнительные выборы должны быть назначены не позднее чем за 85 дней до дня голосования, при этом сроки выполнения избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
4. При проведении дополнительных выборов на вакантный депутатский мандат депутат Государственной Думы не может баллотироваться в качестве кандидата.
5. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия при проведении дополнительных выборов осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава XII. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Статья 90. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан
1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу по существу.
2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд.