Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" стр. 3

6. Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в Федеральную миграционную службу России или в ее территориальные органы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных Федеральной миграционной службой России или ее территориальными органами.
7. Обладающие активным избирательным правом граждане Российской Федерации, находящиеся в иностранных государствах по частным приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в список избирателей при их явке в помещение участковой избирательной комиссии на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы.
8. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка.
9. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
10. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии производится только на основании официальных документов, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При этом в списке избирателей указываются дата исключения гражданина из списка и причина этого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения для голосования на выборах депутатов Государственной Думы - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего это удостоверение.
11. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Статья 17. Ознакомление избирателей со списками избирателей

1. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
2. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение суток, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
3. Решение участковой избирательной комиссии о включении или о невключении гражданина в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.

Глава IV. Избирательные комиссии

Статья 18. Система и статус избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы

1. Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
3. Решения вышестоящей избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
4. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять установленные законом меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
5. Избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
6. Решение избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией по выборам депутатов Государственной Думы или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.
7. Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности, безвозмездно предоставлять необходимые помещения и обеспечивать их охрану, охрану избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы и иной избирательной документации, предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, имеющие государственную долю в своем уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов, органы местного самоуправления обязаны оказывать избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 55 настоящего Федерального закона, должны предоставлять возможность избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы для размещения печатной информации, а также бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, производятся за счет их текущего бюджетного финансирования.
8. Организации (в том числе осуществляющие теле- и (или) радиовещание), редакции периодических печатных изданий, общественные объединения, не указанные в пункте 7 настоящей статьи, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно.

Статья 19. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Статья 20. Порядок формирования окружной избирательной комиссии

1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе.
2. Окружная избирательная комиссия формируется не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем за 90 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса.
3. Половина членов окружной избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а вторая половина - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Назначение членов окружной избирательной комиссии производится на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, соответствующей окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.
4. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, если избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - от иных политических общественных объединений. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
5. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации право внесения предложений в состав окружной избирательной комиссии сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации последнего созыва.
6. В случае, если законодательный (представительный) и исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации не назначили состав либо часть состава окружной избирательной комиссии в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, формирование окружной избирательной комиссии либо назначение части ее состава производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
7. Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, окружная избирательная комиссия по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации.

Статья 21. Порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий

1. Территориальная (районная, городская и другие) избирательная комиссия формируется не ранее чем за 70 и не позднее чем за 60 дней до дня голосования в количестве 5 - 9 членов с правом решающего голоса представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, формируются несколько территориальных избирательных комиссий. В случае, если законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации может возложить полномочия территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы на указанную избирательную комиссию.
2. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем через три дня со дня образования соответствующего избирательного участка представительным органом (представительными органами) местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
до 1000 избирателей - 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, указанное в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена. При этом дополнительная оплата труда данных членов избирательной комиссии производится за счет средств соответствующего бюджета.
4. Представительный орган (представительные органы) местного самоуправления обязан (обязаны) назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательных комиссий на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) в представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а в случае, если избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - иных политических общественных объединений. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
5. В случае, если в формировании избирательной комиссии принимают участие два или более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о составе избирательной комиссии устанавливается указанными представительными органами самостоятельно.
6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе территориальной, участковой избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
7. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательных комиссий.
8. В случае, если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления не назначил (не назначили) состав либо часть состава территориальной, участковой избирательных комиссий в срок, установленный пунктами 1 и 2 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование либо назначение части состава территориальной избирательной комиссии производится окружной избирательной комиссией, а формирование либо назначение части состава участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом.
9. На избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
10. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
11. В субъектах Российской Федерации, система органов государственной власти которых предусматривает создание территориальных органов государственной власти районов и иных административно-территориальных единиц, территориальные избирательные комиссии образуются представительными и исполнительными органами государственной власти в порядке, предусмотренном настоящей статьей.