Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия), за пределами установленных границ участков этих объектов. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 метров.
Примечание - К жилым зонам могут относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) населенных пунктов и соответствующие функциональному зонированию (жилая зона) в документах территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, а также обеспеченные социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой. В отношении таких зон, при разработке градостроительной документации, необходимо предусматривать развитие инфраструктуры в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.
Нормативы жилищной обеспеченности
32. Норматив жилищной обеспеченности следует принимать 20 кв. метров на 1 человека (не менее).
Нормативы общей площади территорий для размещения объектов жилой застройки
33. Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 гектаров для застройки без земельных участков и 20 гектаров - для застройки с участком; от 4 до 5 этажей - 8 гектаров; в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой - 40 гектаров.
При определении размера территории жилых зон следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом. Для государственного и муниципального жилищного фонда - с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы распределения зон жилой застройки по видам жилой застройки
34. При планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и обеспечения противопожарной безопасности.
В состав жилых зон могут включаться:
зона застройки среднеэтажными жилыми домами (от 4 -5 этажей, включая мансардный);
зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный);
зона застройки блокированными жилыми домами;
зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Нормативы размера придомовых земельных участков
35. Размер земельного участка при доме (квартире) определяется с учетом демографической структуры населения в зависимости от типа дома и других местных особенностей.
Размеры земельных участков, выделяемых около жилых домов на индивидуальный дом или квартиру, в зависимости от применяемых типов жилых домов, характера формирующейся застройки (среды), ее размещения в структуре городов разной величины следующие:
400 - 600 кв. метров и более (включая площадь застройки) - при одно-, двухквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке усадебного типа на новых периферийных территориях или при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки малых городов, на резервных территориях малых и средних городов в сельскохозяйственных районах, в новых или развивающихся поселках в пригородных зонах городов любой величины;
200 - 400 кв. метров (включая площадь застройки) - при одно-, двух- или четырехквартирных одно-, двухэтажных домах в застройке коттеджного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших городов, при реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки и в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне городов любой величины;
60 - 100 кв. метров (без площади застройки) - при многоквартирных одно, двух-, трехэтажных домах в застройке блокированного типа на новых периферийных территориях малых, средних и больших городов, на резервных территориях больших и крупных городов, в новых и развивающихся поселках в пригородной зоне крупных и крупнейших городов и в условиях реконструкции существующей индивидуальной усадебной застройки городов любой величины;
30 - 60 кв. метров (без площади застройки) - при многоквартирных одно-, двух-, трехэтажных блокированных домах или 2-, 3-, 4 (5)-этажных домах сложной объемно-пространственной структуры (в том числе только для квартир первых этажей) в городах любой величины при применении плотной малоэтажной застройки и в условиях реконструкции.
Предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются органами местного самоуправления. Допускается для ведения личного подсобного хозяйства выделение части земельного участка, недостающей до установленной максимальной нормы, за пределами жилой зоны.
Нормативы распределения жилищного строительства по типам жилья
36. Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с таблицей 5. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом. В случае отсутствия необходимых данных принимается для жилых домов и квартир 1-го и 2-го типов по уровню комфортности - 20 - 30 кв. метров площади дома или на человека, а 3-го и 4-го типов по уровню комфортности - 50 кв. метров.
Таблица 5 | ||||
Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта | Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, квадратные метры | Формула заселения жилого дома и квартиры | Доля в общем объеме жилищного строительства, проценты | |
1 | Высококомфортный (Элитный) | 60 и более | k = n + 2 k > (n + 2) | 3 5 |
2 | Престижный(Бизнес - класс) | 40 | k= n +1 k= n + 2 | 10 15 |
3 | Массовый(Экономкласс) | 30 | k = n k = n + 1 | 25 50 |
4 | Социальный(муниципальное жилище) | 20 | k = n - 1 k = n | 60 30 |
5 | Специализированный | - | k = n - 2 k = n - 1 | 7 5 |
Примечания:
1. Общее количество жилых комнат в квартире или доме (k) и количество проживающих человек (n).
2. Специализированные типы жилища - дома гостиничного типа, специализированные жилые комплексы.
3. В числителе - на первую очередь, в знаменателе - на расчетный срок.
4. Указанные нормативные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.
Нормативы распределения жилищного строительства по этажности
37. Нормативы распределения жилищного строительства по этажности следует принимать по таблице 6.
Таблица 6 | ||
N п/п | Типы жилых домов по этажности | Доля в общем объеме, процентов |
1 | Среднеэтажные жилые дома секционного типа,4 - 5 этажей | 20 |
2 | Малоэтажные жилые дома (в т. ч. блокированные), 1 - 3 этажа | 15 |
3 | Индивидуальные дома, 1 - 3 этажа | 20 |
Нормативы соотношения общей площади жилых помещений и площади жилых помещений специализированного жилищного фонда социального найма
38. Доля площади жилых помещений специализированного жилищного фонда социального найма в общей площади жилых помещений должна составлять не менее 3 процентов.
IV. Расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обслуживания
Общие требования
39. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.
40. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или под центры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.
41. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.
Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.
42. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в таблице 7.
Таблица 7 | |
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, метров |
Детские дошкольные учреждения*: | |
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке | 500 |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | 500 |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | 1500 |
Поликлиники и их филиалы в городах** | 1000 |
Раздаточные пункты молочной кухни | 500 |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | 800 |
Аптеки в городах | 500 |
То же, при одно- и двухэтажной застройке | 800 |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения: | |
в городах при застройке: | |
многоэтажной | 500 |
одно-, двухэтажной | 800 |
в сельских поселениях | 2000 |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка | 500 |
** Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта). Примечания 1 Для климатических подрайонов IA, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%. 2 Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. | * Указанный радиус обслуживания не распространяем на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным градостроительным нормативам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
43. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в таблице 8.
Таблица 8 | ||||
Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания | Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, метров | |||
до красной линии | до стен жилых домов | до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений | ||
в городах | в сельских поселениях | |||
Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания) | 25 | 10 | По нормам инсоляции и освещенности | |
Приемные пункты вторичного сырья | - | - | 20* | 50 |
Пожарные депо | 10 | 10 | - | - |
Кладбища традиционного захоронения и крематории | 6 | 6 | 300 | 300 |
Кладбища для погребения после кремации | 6 | 6 | 100 | 100 |
Примечания: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам. 2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 метров. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 метров. 3.Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта. 4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патологоанатомического. | * С входами и окнами.
Нормативы площади территорий для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения
44. Нормативы площади территорий для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения следует принимать в соответствии с приложением 3.
Нормативы обеспеченности объектами дошкольного, начального, общего и среднего образования
45. Нормативы обеспеченности объектами дошкольного, начального общего и среднего образования следует принимать в соответствии с приложением 3.