4.6.10. Состояние дорожных покрытий по сцепным качествам оценивают путем сравнения фактической величины коэффициента продольного сцепления с его предельно допустимой величиной. Дорожное покрытие удовлетворяет требованиям эксплуатации, если фактическая величина коэффициента сцепления больше предельно допустимой величины или равна ей.
Предельно допустимая величина коэффициента сцепления установлена ГОСТ Р 50597-93 и составляет 0,3 при измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 при измерении шиной, имеющей рисунок протектора.
4.7. Измерение и оценка колейности дорожного покрытия
4.7.1. Измерения параметров колеи в процессе диагностики выполняют в соответствии с ОДМ "Методика измерений и оценки эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи" по упрощенному варианту с помощью 2-метровой рейки и измерительного щупа.
Измерения производят по правой внешней полосе наката в прямом и обратном направлении на участках, где при визуальном осмотре установлено наличие колеи.
4.7.2. Количество створов измерений и расстояния между створами принимают в зависимости от длины самостоятельного и измерительного участков. Самостоятельным считается участок, на котором по визуальной оценке параметры колеи примерно одинаковы. Протяженность такого участка может колебаться от 20 м до нескольких километров. Самостоятельный участок разбивается на измерительные участки длиной по 100 м каждый.
Если общая длина самостоятельного участка не равна целому количеству измерительных участков по 100 м каждый, выделяется дополнительный укороченный измерительный участок. Также назначается укороченный измерительный участок, если длина всего самостоятельного участка меньше 100 м.
4.7.3. На каждом измерительном участке выделяются 5 створов измерения на равном расстоянии один от другого (на 100-метровом участке через каждые 20 м), которым присваиваются номера от 1 до 5. При этом последний створ предыдущего измерительного участка становится первым створом последующего и имеет номер 5/1.
Укороченный измерительный участок также разбивается на 5 створов, расположенных на равном расстоянии один от другого.
4.7.4. Рейку укладывают на выпоры внешней колеи и берут один отсчет h_k в точке, соответствующей наибольшему углублению колеи в каждом створе, при помощи измерительного щупа, устанавливаемого вертикально, с точностью до 1 мм; при отсутствии выпоров рейку укладывают на проезжую часть таким образом, чтобы перекрыть измеряемую колею.
Если в створе измерения имеется дефект покрытия (выбоина, трещина и т.п.) створ измерения может быть перемещен вперед или назад на расстояние до 0,5 м, чтобы исключить влияние данного дефекта на считываемый параметр.
4.7.5. Измеренная в каждом створе глубина колеи записывается в ведомость, форма которой с примером заполнения приведена в табл.4.9.
По каждому измерительному участку определяют расчетную глубину колеи. Для этого анализируют результаты измерений в 5 створах измерительного участка, отбрасывают самую большую величину, а следующую за ней величину глубины колеи в убывающем ряде принимают за расчетную на данном измерительном участке (h_кн).
4.7.6. Расчетную глубину колеи для самостоятельного участка определяют как среднеарифметическую из всех значений расчетной глубины колеи на измерительных участках:
n
сумма h
1 кн
h = ───────────, мм. (4.1)
кс n
Таблица 4.9
Ведомость измерения глубины колеи
Участок дороги ________________ Направление ____________________________
Номер полосы
Положение начала участка __________ Положение конца участка ____________
Дата измерения
┌──────┬───────────┬───────────┬───────────────────┬──────────┬─────────┐
│Номер │Привязка к │ Длина │ Глубина колеи по │Расчетная │ Средняя │
│самос-│километражу│измеритель-│ створам │ глубина │расчетная│
│тояте-│ и │ ного ├─────────┬─────────┤ колеи │ глубина │
│льного│ протяжен- │участка 1, │ номер │ глубина │ h_к, мм │ колеи │
│участ-│ ность │ м │ створа │ колеи │ │h_кс, мм │
│ ка │ │ │ │h_кн, мм │ │ │
├──────┼───────────┼───────────┼─────────┼─────────┼──────────┼─────────┤
│ 1 │ от км │ 100 │ 1 │ 11 │ 13 │ 12,7 │
│ │ 20+150 до │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │км 20+380, │ │ 2 │ 8 │ │ │
│ │ L=230 м │ │ │ │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 3 │ 12 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 4 │ 17 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 5/1 │ 13 │ │ │
│ │ ├───────────┼─────────┼─────────┼──────────┤ │
│ │ │ 100 │ 2 │ 16 │ 13 │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 3 │ 10 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 4 │ 13 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 5/1 │ 11 │ │ │
│ │ ├───────────┼─────────┼─────────┼──────────┤ │
│ │ │ 30 │ 2 │ 9 │ 12 │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 3 │ 14 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 4 │ 12 │ │ │
│ │ │ ├─────────┼─────────┤ │ │
│ │ │ │ 5 │ 7 │ │ │
└──────┴───────────┴───────────┴─────────┴─────────┴──────────┴─────────┘
┌──────┬───────────┬───────────┬───────────────────┬──────────┬─────────┐
4.7.7. Оценку эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи производят по каждому самостоятельному участку путем сравнения средней расчетной глубины колеи h_кс с допустимыми и предельно допустимыми значениями (табл.4.10).
Таблица 4.10
Шкала оценки состояния дорог по параметрам колеи, измеренным по упрощенной методике
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│ Расчетная скорость движения, │ Глубина колеи, мм │
│ км/ч │ │
│ ├─────────────────────┬─────────────────┤
│ │ допустимая │ предельно │
│ │ │ допустимая │
├───────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│ >120 │ 4 │ 20 │
├───────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│ 120 │ 7 │ 20 │
├───────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│ 100 │ 12 │ 20 │
├───────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│ 80 │ 25 │ 30 │
├───────────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────┤
│ 60 и меньше │ 30 │ 35 │
└───────────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────┘
┌───────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
Участки дорог с глубиной колеи больше предельно допустимых значений относятся к опасным для движения автомобилей и требуют немедленного проведения работ по устранению колеи.
4.8. Визуальная оценка состояния дорожной одежды
4.8.1. Визуальная оценка состояния дорожного покрытия позволяет получить данные о его состоянии, выявить места, подлежащие оценке прочности дорожной одежды, определить объем повреждений, необходимый для планирования работ по ремонту и содержанию, а также установить значение показателя ро для вычисления величины K_рс8.
4.8.2. Визуальную оценку рекомендуется проводить в весенний период после того, как дорога освободилась от снега. Для визуальной оценки фиксируются все дефекты поверхности проезжей части, перечень и характеристики которых приведены в разделе 5, табл.5.16.
4.8.3. Оценку выполняет группа в составе: инженер (руководитель группы), техник и водитель автомобиля. При ограниченном объеме работ обязанности водителя может совмещать техник.
4.8.4. Группа должна иметь специальное оборудование для автоматизированной регистрации дефектов с помощью видеокамеры или видеокомпьютерной съемки с фиксацией состояния дорожной одежды на электронных носителях информации.
Кроме того, группа должна быть снабжена следующим оборудованием:
- автомобилем, оборудованным датчиком пройденного пути;
- дорожными знаками: "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева";
- деревянными рейками длиной 1 и 2 м и линейкой с миллиметровыми делениями для измерения глубины колей;
- журналом визуальной оценки;
- желтыми жилетами безопасности;
- курвиметром.
При отсутствии оборудования для видеокомпьютерной съемки допускается вести глазомерную оценку с занесением дефектов одежды в журнал.
4.8.5. До начала визуальной оценки необходимо подготовить журнал с ведомостями дефектов, убедиться в исправности автомобиля и оборудования, установить на автомобиле дорожные знаки "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева", провести инструктаж всех членов группы, обратив особое внимание на важность соблюдения всех требований безопасности работ. До проведения обследования осуществляют обучение пользованием данной методикой с целью приобретения необходимых навыков.
4.8.6. В случаях, если дефекты на покрытии отсутствуют, встречаются редко (через 100 м и более), либо на большом протяжении дороги (более 100 м) встречаются одинаковые дефекты, глазомерную оценку допускается производить в процессе проезда автомобиля со скоростью не более 30 км/ч. В остальных случаях глазомерную оценку осуществляют в процессе прохождения вдоль дороги с соблюдением правил техники безопасности. При наличии оборудования для видеокомпьютерной съемки ее производят в процессе движения автомобиля со скоростью, которая обеспечивает последующую обработку результатов. В этом случае заполнение журнала дефектов производят при камеральной обработке результатов обследования.
4.8.7. Для проведения измерений (глубины колеи, раскрытия трещин, расстояний между трещинами, длины сторон ячеек сетки трещин) автомобиль проезжает вперед от места дефекта на 5 - 10 м, инженер и техник выходят из автомобиля и двигаются по обочине в направлении, обратном движению. В случае выхода на проезжую часть работу следует производить под защитой автомобиля, располагающегося так, чтобы знаки "Дорожные работы" и "Объезд препятствия слева" были обращены навстречу движения.
4.8.8. Результаты визуальной оценки заносят в соответствующий журнал, форма которого приведена в табл.4.11.