Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р) стр. 9

где W - фактическая влажность в долях от предела текучести;
ф
В - показатель консистенции грунта, принимаемый по табл.4.14;
а - коэффициент, принимаемый равным для супесей 0,7-0,75, суглинков
0,6-0,65, глин 0,45-0,5. Меньшие значения принимаются по мере
увеличения содержания в грунте глинистых частиц.
Более точное значение влажности устанавливается в лабораторных условиях согласно требованиям действующих стандартов.
Таблица 4.14
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│ Консистенция │ Признаки │
├──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┤
│ Суглинки и глины │
├──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┤
│Твердая В < 0 │Влажность не ощущается. Грунт разминается с большим│
│ │усилием. При ударе молотком рассыпается на куски.│
│ │При растирании пылит │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Полутвердая 0 < В│При сжатии в горсть чувствуется влага и холод. При│
│< 0,25 │ударах рассыпается на куски, почти не лепится, но│
│ │режется ножом │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Туго-пластичная │В руке ощущается влажность. Большие куски│
│0,25 < В < 0,5 │разминаются с трудом. Палец руки слегка оставляет│
│ │отпечаток, но вдавливается в грунт при сильном│
│ │нажатии, лепится тяжело │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Мягко-пластичная │Грунт влажный, легко принимает различные формы при│
│0,5 < В < 0,75 │лепке. Палец вдавливается в грунт легко на глубину│
│ │нескольких сантиметров │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Текуче-пластичная │Грунт мокрый, при лепке не держит заданную форму,│
│0,75 < В < 1,0 │прилипает к рукам, разминается легко │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Текучая В > 1 │Грунт водонасыщенный, в спокойном состоянии│
│ │расползается и растекается, способен течь по│
│ │наклонной плоскости толстым слоем │
├──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┤
│ Супеси │
├──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┤
│Твердая В < 0 │Влажность не ощущается. Образец при сжатии в ладони│
│ │рассыпается, при разрушении пылит │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Пластичная │Образец легко разминается рукой, хорошо формируется│
│0 < В < 1 │и сохраняет приданную форму. При сжатии в ладони│
│ │ощущается влажность │
├──────────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Текучая В > 1 │Образец легко деформируется от незначительного│
│ │нажима и растекается │
└──────────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
4.9.5. По результатам полевых испытаний, обработанных методами математической статистики, определяют фактические показатели прочности дорожных одежд, сопоставляют их с величинами, требуемыми по условиям движения, и принимают решение по несущей способности обследованных дорог.
Требуемые показатели прочности назначают с учетом фактической интенсивности транспортного потока на дороге, приведенной к расчетным нагрузкам. Для приведения автомобиля к расчетным нагрузкам используют коэффициенты приведения.
Для непрочных участков рассчитывают слои усиления или назначают мероприятия по ограничению движения автомобилей по осевым нагрузкам в неблагоприятные по условиям увлажнения периоды года. Возможен и комбинированный подход, когда в течение некоторого периода ограничивают движение по дороге, а затем усиливают дорожную конструкцию. В каждом конкретном случае вопрос о проведении того или иного мероприятия должен решаться на основании технико-экономических расчетов.

4.10. Определение состояния инженерного оборудования и обустройства дорог

4.10.1. К инженерному оборудованию и обустройству дорог относятся пересечения и железнодорожные переезды, технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением, вызывная связь), озеленение, площадки отдыха, малые архитектурные формы.
4.10.2. Под оценкой состояния понимают наличие и соответствие параметров, конструкций и размещения элементов инженерного оборудования и обустройства автомобильных дорог нормативным требованиям. При оценке наличия и состояния инженерного оборудования и обустройства следует руководствоваться требованиями нормативных документов.
4.10.3. Оценка состояния и местоположения инженерного оборудования и обустройства дорог производится визуально с использованием предварительно оттарированных датчика пути, установленного на ходовой лаборатории дорожного курвиметра, мерной ленты. Может быть также использована видеозапись элементов инженерного оборудования и обустройства, сопряженная с датчиком пройденного пути.
4.10.4. По специальному заданию заказчика в состав работ по диагностике может включаться сбор информации об объектах обустройства данной дороги, находящихся на некотором удалении от дороги, если эти сооружения указаны на дорожных знаках сервиса.
Занимаемая площадь придорожных предприятий и сооружений в придорожной полосе устанавливается путем непосредственных измерений.
Вместимость сооружений обслуживания проезжающих (количество мест) определяется по данным их администрации.

4.11. Определение интенсивности и состава транспортных потоков

4.11.1. Данные об интенсивности и составе транспортных потоков получают из баз данных, сформированных по результатам измерений на автоматизированных учетных пунктах.
4.11.2. При отсутствии автоматизированных учетных пунктов выполняют выборочный визуальный учет дорожного движения с использованием или без использования специальных технических средств.
4.11.3. При отсутствии на автомобильной дороге учетных пунктов, их следует располагать на подходах к крупным административным и промышленным центрам, грузо- и пассажирообразующим комплексам, крупным транспортным развязкам.
4.11.4. При выполнении визуального учета дорожного движения сбор информации проводят не реже 4-х раз в квартал по 4 ч в сутки: по одному разу в месяц в рабочие дни и один раз в выходной день во второй месяц каждого квартала. В рабочие дни учет движения проводят во вторник, среду или четверг, а в выходные - в субботу или воскресенье.
4.11.5. Итоговые параметры интенсивности и состава движения по учетным пунктам на каждой автомобильной дороге включаются в отраслевой автоматизированный банк дорожных данных.

5. Методика оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог

5.1. Общие положения

5.1.1. Оценку транспортно-эксплуатационного состояния дороги осуществляют по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за ее потребительские свойства.
К ним относятся: обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, удобство и безопасность движения, пропускная способность, способность пропускать автомобили и автопоезда с осевой нагрузкой и общей массой, установленными для соответствующих категорий дорог.
Интегральным показателем, наиболее полно отражающим все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята скорость движения, выраженная через коэффициент обеспеченности расчетной скорости.
Рассматриваемый метод применяется для оценки качества проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги, качества дороги в момент сдачи ее в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта, а также качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги, находящейся в эксплуатации.
5.1.2. Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дороги.
5.1.3. Оценку потребительских свойств дороги выполняют применительно к работе дороги и ее состоянию в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года с влажной или мокрой поверхностью, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период. Поэтому результаты обследований, выполненных в сухое теплое время года, приводятся к расчетным осенне-весенним условиям работы дороги.
5.1.4. Конечным результатом оценки является обобщенный показатель качества и состояния дороги (П_д), включающий в себя комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КП_д), показатель инженерного оборудования и обустройства (K_об) и показатель уровня эксплуатационного содержания (K_э):
П = КП х К х К . (5.1)
д д об э
5.1.5. Показатели П_д, КП_д, К_об, K_э являются критериями оценки качества и состояния дороги. Их нормативные значения для каждой категории принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Порядок определения категории эксплуатируемой дороги приведен в п.4.3.
5.1.6. Нормативные значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КП_н) соответствуют требованиям СНиП 2.05.02-85, ВСН 24-88 и ГОСТ Р 50597-93. В неблагоприятных условиях погоды осенне-весеннего периода года допускается снижение требований к показателю транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КП_д), но не более чем на 25%. Эти значения принимают за предельно допустимые (КП_п). Фактические значения КП_д могут колебаться от 0,15 до 1,25 и более (табл.5.1).
5.1.7. Нормативным считается такое состояние дороги, при котором ее параметры и характеристики обеспечивают значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния не ниже нормативного (КП_д >= КП_н) в течение всего осенне-весеннего периода. Допустимым, но требующим улучшения и повышения уровня содержания, считается такое состояние дороги, при котором ее параметры и характеристики обеспечивают значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния в осенне-весенний период ниже нормативного, но не ниже предельно допустимого (КП_н > КП_д > КП_п).
Таблица 5.1

Нормативные значения КП_н (числитель) и предельно допустимые КП_п (знаменатель) значения комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог

┌───────┬────────┬───────────────┬──────────────────────────────────────┐
│Катего-│Основная│ На основном │ На трудных участках местности │
│ рия │расчет- │ протяжении ├───────────────────┬──────────────────┤
│дороги │ ная │ │ пересеченной │ горной │
│ │скорость│ │ │ │
│ │ , км/ч │ │ │ │
├───────┼────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│ I-а │ 150 │ 1,25/0,94 │ 1,0/0,75 │ 0,67/0,50 │
├───────┼────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│I-б, II│ 120 │ 1,0/0,75 │ 0,83/0,62 │ 0,5/0,38 │
├───────┼────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│ III │ 100 │ 0,83/0,62 │ 0,67/0,50 │ 0,42/0,33 │
├───────┼────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│ IV │ 80 │ 0,67/0,50 │ 0,50/0,38 │ 0,33/0,25 │
├───────┼────────┼───────────────┼───────────────────┼──────────────────┤
│ V │ 60 │ 0,5/0,38 │ 0,33/0,25 │ 0,25/0,17 │
└───────┴────────┴───────────────┴───────────────────┴──────────────────┘
┌───────┬────────┬───────────────┬──────────────────────────────────────┐
Примечание. Критерии выделения трудных участков пересеченной и горной местности приняты в соответствии с примечанием 1 к п.4.1 СНиП 2.05.02-85.
Недопустимым, требующим немедленного ремонта или реконструкции, считается такое состояние дороги, при котором значение комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги в осенне-весенний период ниже предельно допустимого (КП_д < КП_п).
5.1.8. За нормативную величину показателя инженерного оборудования и обустройства принимают К_об = 1, который обеспечивается при наличии и соответствии требованиям стандартов и других нормативных документов основных элементов инженерного оборудования и обустройства дорог: дорожных знаков, ограждений, разметки, примыканий, пересечений автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок и площадок отдыха, тротуаров и пешеходных дорожек в населенных пунктах, освещения. Фактические значения величины К_об могут колебаться от 0,9 до 1,0.
5.1.9. За нормативную величину показателя уровня эксплуатационного содержания принимают К_э = 1,0, который обеспечивается средним уровнем содержания согласно "Временному руководству по оценке уровня содержания автомобильных дорог", утвержденному ФДС России 26.11 1997 г. Фактические значения величины K_э могут колебаться от 0,9 до 1,1.
5.1.10. Нормативные и предельно допустимые значения обобщенного показателя качества и состояния дороги принимают равными соответствующим значениям комплексного показателя ТЭС АД, т.е. П_н = КП_н и П_п = КП_п. Дорога, находящаяся в эксплуатации, полностью соответствует требованиям к качеству и состоянию, когда П_д >= П_н, и находится в допустимом состоянии, когда П_н > П_д > П_п.
При других значениях показателей дорога находится в недопустимом состоянии.