Таблица 4.11
Дефектная ведомость состояния дорожной одежды
________________________________________________________________________
(наименование автомобильной дороги, участка)
протяженность _____________ км, ________________________________значения
(федер., территор., мест.)
категория дороги ___________________; тип покрытия______________________
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Адрес дефекта, км + │ Вид дефекта │
│ │ │
├──────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│ │ │
└──────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
4.8.9. В процессе визуальной оценки состояния покрытия его делят на однотипные участки длиной от 100 до 1000 м, границы которых назначают по однотипным или близким дефектам. Расстояния устанавливают по спидометру автомобиля или датчику пройденного пути. Внутри каждого участка назначают частные микроучастки протяженностью 20-50 м с практически одинаковым состоянием дорожной одежды (с однотипными видами дефектов).
4.8.10. На каждом однотипном участке в камеральных условиях вычисляют средневзвешенный балл Б_ср:
n
сумма Б x l Б х l + Б x l + ... + Б x l
i=1 i i 1 1 2 2 n n
Б = ───────────── = ───────────────────────────────, (4.2)
ср n l + l +... + l
сумма l 1 2 n
i=1 i
где Б и l - соответствующие балл (табл.5.16) и протяженность частных
i i микроучастков i с практически одинаковым состоянием дорожной
одежды в баллах; n - количество частных микроучастков в
составе однотипного участка.
По величине среднего балла устанавливают целесообразность проведения оценки прочности дорожной одежды и детальных обследований состояния дорожной конструкции на соответствующих однотипных участках:
для дорог I категории - Б_ср <= 3,5;
для дорог II категории - Б_ср <= 3,0;
для дорог III и IV категорий - Б_ср <= 2,5.
4.9. Оценка прочности дорожных одежд
4.9.1. Оценку прочности дорожных одежд проводят для решения вопроса о необходимости усиления или введения временного ограничения дорожного движения в случаях, когда нет возможности своевременно выполнить необходимые работы по усилению дорожных конструкций или обеспечению водоотвода.
Полевые работы и обработку полученных результатов выполняют в соответствии с "Указаниями по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд" ОДН 218.1.052-2002.
4.9.2. Оценку состояния дорожных одежд для определения адресов участков дорог, на которых необходимо выполнить детальные обследования дорожных конструкций, осуществляют по данным визуальной оценки состояния проезжей части дороги.
При невозможности выполнить инструментальную оценку прочности дорожной одежды, определение вероятного значения коэффициента прочности производят в зависимости от величины средневзвешенного балла, вычисляемого по формуле (4.2) и характеризующего состояние дорожной одежды на однотипном участке обследуемой дороги (табл.4.12).
4.9.3. Фактический модуль упругости Е_ф на каждом однотипном участке определяют по формуле
Е = Е х К , МПа, (4.3)
ф общ пр
где Е - общий расчетный модуль упругости, устанавливаемый для
общ суммарного расчетного количества приложений нагрузки с
момента строительства дорожной одежды или предыдущего
строительства слоя усиления до момента испытаний, МПа.
Таблица 4.12
Значения коэффициента прочности дорожной одежды
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Значения среднего балла Б_ср │ Величина коэффициента прочности │
│ │ К_пр │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 5,0 │ 1,0 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 4,5 │ 0,95 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 4,0 │ 0,90 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 3,5 │ 0,85 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 3,0 │ 0,80 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 2,5 │ 0,75 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 2,0 │ 0,70 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 1,5 │ 0,65 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│ 1,0 │ 0,60 │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
В случае холодного фрезерования существующего покрытия перед усилением величина Е_ф должна быть снижена с учетом толщины фрезеруемого слоя.
4.9.4. Для последующего расчета усиления дорожной одежды следует установить тип грунта. Для этого выполняют определение показателей свойств грунта земляного полотна (гранулометрический состав и число пластичности), взятого непосредственно под дорожной одеждой, согласно ГОСТу. Можно пробы грунта для этой цели отбирать из шурфов или скважин, устраиваемых, например, буром геолога на обочине у кромки проезжей части, с глубины (от нижней границы дренирующего слоя) не менее 0,5 м. Допустимо использовать данные о грунте земляного полотна из паспорта на дорогу.
Таблица 4.13
┌────┬────────┬────────┬──────────────────────┬───────────┬─────────────┐
│Код │ Грунт │Опреде- │ Состояние грунта │ При │ При │
│гру-│ │ление на├───────────┬──────────┤скатывании │ сдавливании │
│нта │ │ ощупь │ Сухой │ Влажный │во влажном │ во влажном │
│ │ │ при │ │ │ состоянии │ состоянии │
│ │ │растира-│ │ │ │ │
│ │ │ нии │ │ │ │ │
├────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────────┤
│ 1. │Супесь │Преобла-│Комья легко│Мало │Трудно │Образуется │
│ │ │дают │рассыпаются│пластичное│скатывается│комок, │
│ │ │песчаные│и крошатся│ │в шнур│который при│
│ │ │частицы │при │ │диаметром │легком │
│ │ │ │надавлива- │ │3-5 мм │надавливании │
│ │ │ │нии │ │ │рассыпается │
├────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────────┤
│ 2. │Супесь │При │То же │При частом│То же │Комок при│
│ │пылева- │растира-│ │ударе │ │сотрясении │
│ │тая │нии │ │ладонью │ │растекается в│
│ │ │напоми- │ │легко │ │лепешку, │
│ │ │нает │ │отдает │ │выделяя на│
│ │ │сухую │ │воду │ │поверхность │
│ │ │муку │ │ │ │капиллярную │
│ │ │ │ │ │ │воду │
├────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────────┤
│ 3. │Суглинок│Песка на│Комья и│Пластич- │Длинного │Комок при│
│ │легкий │ощупь │куски │ность и│шнура не│сдавливании │
│ │ │при │сравнитель-│липкость │образуется │образует │
│ │ │растира-│но тверды,│малая, │ │лепешку с│
│ │ │нии │но │похоже на│ │трещинами по│
│ │ │мало. │раздавлива-│слегка │ │краям │
│ │ │Комочки │ются рукой │подогретый│ │ │
│ │ │раздав- │ │стеарин │ │ │
│ │ │ливаются│ │ │ │ │
│ │ │легко │ │ │ │ │
├────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────────┤
│ 4. │Суглинок│То же,│То же, но с│Пластичный│Дает шнур│То же │
│ │пылева- │пылева- │трудом │и липкий │диаметром │ │
│ │тый │то-гли- │ │ │2-3 мм │ │
│ │ │нистых │ │ │ │ │
│ │ │частиц │ │ │ │ │
│ │ │заметно │ │ │ │ │
│ │ │больше │ │ │ │ │
│ │ │песчаных│ │ │ │ │
├────┼────────┼────────┼───────────┼──────────┼───────────┼─────────────┤
│ 5. │Суглинок│При │Комья и│То же, но│При │То же │
│ │тяжелый │растира-│куски │в большей│раскатыва- │ │
│ │ │нии │сравнитель-│степени │нии дает│ │
│ │ │слабо │но тверды,│ │длинный │ │
│ │ │чувству-│при ударе│ │шнур │ │
│ │ │ется │молотком │ │диаметром │ │
│ │ │присутс-│рассыпаются│ │1-2 мм. │ │
│ │ │твие │, │ │ │ │
│ │ │песчаных│образуется │ │ │ │
│ │ │частиц │мелочь │ │ │ │
└────┴────────┴────────┴───────────┴──────────┴───────────┴─────────────┘
┌────┬────────┬────────┬──────────────────────┬───────────┬─────────────┐
Для экспресс-оценки тип грунта можно установить на месте, используя их визуальные отличительные признаки (табл.4.13). При необходимости ориентировочное значение относительной влажности грунта по этим данным на период ее определения может быть рассчитано по формуле:
W = B х (l - a) + a, (4.4)
ф