- участки кривых в плане с радиусами кривых 200 м и более;
- участки кривых в плане с радиусами кривых менее 200 м;
- участки сужений проезжей части над трубами, в местах установки ограждений, парапетов, направляющих столбиков с шагом установки менее 10 м.
На участках подъемов и спусков с дополнительными полосами движения ширина проезжей части измеряется в створах начала и конца дополнительной полосы полной ширины и в любом створе на уклоне.
На подъездах к мостам (ж/д переездам) проводятся два измерения ширины проезжей части: в створе до начала отгона ширины проезжей части на сужение либо уширение (если таковое имеется) и в створе начала моста (ж/д переезда). В случае отсутствия изменения ширины проезжей части на подходах к мосту, измерение ширины проезжей части на подходах может не производиться.
В пределах населенных пунктов сельского и городского типа (городах) ширина проезжей части измеряется в начале и конце застройки (на подходах - в местах уширения или сужения проезжей части), в любом характерном створе дороги, расположенном в пределах рассматриваемого участка, а также в местах изменения ее ширины (если таковое имеется), отслеживаемых визуально.
4.5.2. В месте измерения ширины проезжей части разбивают поперечник, параметры которого заносят в полевой журнал. Измерения проводят стальной лентой, рулеткой или курвиметром типа КП-203 с точностью до 0,1 м. До начала измерений с поверхности проезжей части, краевых укрепленных полос и укрепленных обочин очищают пыль и грязь, чтобы были четко видны границы укрепления. На многополосных дорогах и дорогах с высокой интенсивностью движения рекомендуется выполнять измерения с использованием геодезических инструментов.
4.5.3. В тех случаях, когда из-за одинакового покрытия визуально невозможно выделить границу проезжей части и краевой укрепленной полосы или укрепленной обочины, их размеры уточняют по данным проектной и исполнительской документации или разделяют в соответствии с указаниями п.5.4.9.
4.5.4. Ширину основной укрепленной поверхности определяют как сумму ширины проезжей части и краевых укрепительных полос.
4.5.5. Одновременно с измерением ширины проезжей части, краевых укрепительных полос и обочин в журнал измерений заносят данные о числе полос движения, типе и состоянии покрытия и поверхности обочины, а также о наличии разметки.
4.5.6. Для определения уклонов обочин, заложения откосов земляного полотна, поперечных уклонов дорожных покрытий используют специальные приборы, в том числе и угломерные линейки (например, типа КП-135), а также геодезические приборы.
4.5.7. Для определения радиусов горизонтальных кривых, длин прямых и кривых, продольных и поперечных уклонов проезжей части участков автомобильных дорог применяют специализированные передвижные лаборатории, оборудованные соответствующей измерительной аппаратурой (например, гироскопическими установками). При измерении радиусов кривых в плане траектория движения автомобиля должна соответствовать кривизне автомобильной дороги, для этого в процессе проезда кривой измерительная установка должна двигаться строго параллельно оси проезжей части. При измерении радиусов кривых на автомобильных дорогах с многополосной проезжей частью передвижная лаборатория должна двигаться по внутренней полосе проезжей части (по полосе с наименьшим радиусом) как в прямом, так и в обратном направлении.
При этом точность определения параметров должна быть для угла поворота трассы не менее 1 град., для продольного и поперечного уклона проезжей части - 5%о, для пройденного пути - 0,2%о.
4.5.8. Измерение расстояния геометрической видимости поверхности дороги выполняют с помощью дальномера. Порядок проведения измерений и обработки результатов изложен в паспорте на данный прибор.
4.5.9. Число полос движения является общей характеристикой дороги, устанавливаемой в ходе обследований как расчетным путем, так и непосредственно в результате инструментальных измерений ширины проезжей части.
Следует различать число полос движения, устанавливаемое по:
- официальным данным дорожных организаций;
- фактической разметке проезжей части (при ее наличии);
- фактической ширине проезжей части.
Число полос движения, по официальным данным дорожных организаций, устанавливается по паспорту дороги при сборе исходной информации.
Число полос движения по фактической разметке проезжей части устанавливается при визуальном обследовании покрытия проезжей части.
Число полос движения по фактической ширине проезжей части устанавливается расчетным способом путем деления измеренной ширины проезжей части на:
- 3,75 для дорог I - II категории;
- 3,5 для дорог III категории;
- 3,0 для дорог IV - V категории.
Количество полос движения принимают равным округленному до целого числа результату деления. Округление выполняется в сторону меньшего значения в случае, если дробная часть числа равна или меньше: 0,7 для дорог I - II категории, 0,85 для дорог III категории и 0,95 для дорог IV - V категории.
4.6. Измерение и оценка продольной ровности и сцепных свойств дорожного покрытия
4.6.1. При оценке продольной ровности и сцепных свойств дорожных покрытий выполняют сплошные или выборочные измерения в соответствии с ГОСТ 30412-96 и ГОСТ 30413-96. Сплошные измерения выполняют при обследовании участков дорог протяженностью более 1 км, выборочные - менее 1 км. Выборочные измерения выполняют при обследовании участков концентрации ДТП, опасных участков дорог, участков дорог, на которых произошло ДТП, отремонтированных участков.
4.6.2. Сплошные измерения продольной ровности и сцепных свойств дорожных покрытий осуществляют с помощью передвижной установки ПКРС-2У. При измерении сцепных свойств дорожных покрытий в установке ПКРС-2У должна использоваться шина без рисунка протектора или с рисунком глубиной не менее# 1 мм. В случае отсутствия специальной шины с гладким протектором допускается использовать обычную изношенную шину того же размера с остаточной глубиной канавок не более 1 мм. Для измерения ровности допускается использование передвижных лабораторий, оборудованных толчкомерами ТХК-2, ИР-1 или ИВП-1, на базе автомобилей УАЗ-2206, ГАЗ-31022, ГАЗ-2705 и других автомобилей семейства "Газель" с колесной формулой 4х2. Могут быть использованы и другие приборы, имеющие необходимое метрологическое обеспечение, показания которых должны быть приведены к показаниям ПКРС-2У или толчкомера, установленного на один из базовых автомобилей. В этом случае составляется акт о результатах корреляционных испытаний, а также проводится калибровка используемого прибора. Эти действия оформляются протоколом и аттестатом по установленным формам. Корреляционные испытания необходимо проводить не менее чем на 5 участках, различающихся не менее чем на 20% по ровности или сцепным свойствам дорожного покрытия.
4.6.3. Выборочные измерения ровности выполняют с помощью нивелиров, трехметровых реек или многоопорных реек ПКР-4М. Выборочные измерения сцепных свойств дорожного покрытия выполняют с помощью портативного прибора ППК-МАДИ-ВНИИБД. Могут быть использованы и другие приборы, имеющие необходимое метрологическое обеспечение, показания которых должны быть приведены к показаниям, перечисленным выше приборов. При этом корреляционные испытания необходимо проводить не менее, чем на 5 участках, различающихся по ровности и сцепным свойствам дорожного покрытия.
4.6.4. Измерения продольной ровности дорожного покрытия с помощью передвижной установки ПКРС-2У производятся при постоянной скорости движения 50+-5 км/ч, а сцепных свойств - при скорости 60+-5 км/ч. Измерения ровности производят по правой, а сцепных свойств по левой полосе наката каждой полосы движения. При невозможности произвести измерения по левой полосе наката (двухполосная дорога, крайняя левая полоса многополосной дороги) допускается производить их по правой полосе наката. Измерения сцепных свойств дорожного покрытия с помощью портативного прибора ППК-МАДИ-ВНИИБД выполняют по левой полосе наката каждой полосы движения. Требуемое количество измерений на 1 км дороги в зависимости от однородности поверхности покрытия колеблется от 2 до 6.
4.6.5. При проведении измерений толчкомером эксплуатационное состояние автомобиля должно соответствовать требованиям технического паспорта: давление в шинах, состояние рессор и амортизаторов, допуск люфтов в пальцах и серьгах рессор. Спидометр или датчик пройденного пути необходимо предварительно откалибровать. Давление воздуха в шинах следует контролировать не реже одного раза в сутки. Подготовленность аппаратуры ходовой лаборатории проверяют сопоставлением показаний толчкомера, полученных при проезде по одному и тому же участку дороги с однородным покрытием не менее 3-х раз. При этом результаты измерений не должны различаться более чем на 5%.
4.6.6. Измерение ровности с помощью толчкомера производится при движении автомобиля строго по полосам наката. Загрузка автомобиля в период измерений должна быть распределена равномерно на правое и левое колесо задней оси. Суммарный вес груза с пассажирами и нагрузка на заднюю ось автомобилей приведены в табл.4.5.
Таблица 4.5
┌───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐
│ Тип автомобиля │ Суммарный вес груза и │Нагрузка на заднюю ось │
│ │ пассажиров, кН │ автомобиля, кН │
├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤
│УАЗ-2206 │ 29,5-30,0 │ 14,2-14,6 │
├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤
│ГАЗ-31022 │ 17,0-17,5 │ 9,3-9,7 │
├───────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────┤
│"Газель" с колесной│ 35,0-36,0 │ 18,5-19 │
│формулой 4х2 │ │ │
└───────────────────────┴───────────────────────┴───────────────────────┘
┌───────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────┐
При использовании другого автомобиля показания толчкомера следует привести к показаниям базовых приборов в соответствии с требованиями п.4.6.2.
4.6.7. Измерение продольной ровности с помощью толчкомера производится при постоянной скорости движения 50+-2 км/ч. Показания спидометра должны соответствовать фактической скорости движения. Если по непреодолимым причинам невозможно выдержать требуемую скорость (например, при движении в плотном транспортном потоке), то показания толчкомера следует умножить на поправку (табл.4.6).
Таблица 4.6
┌────────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬────────┐
│ Скорость │ 30 │ 40 │ 50 │ 60 │ 70 │ 80 │
│ движения, км/ч │ │ │ │ │ │ │
├────────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Поправочный │ 1,1 │ 1,05 │ 1 │ 0,95 │ 1,1 │ 1,15 │
│коэффициент │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┘
┌────────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬────────┐
4.6.8. Состояние покрытия проезжей части автомобильных дорог по продольной ровности оценивают путем сравнения фактических показателей ровности с предельно допустимыми. Дорожное покрытие удовлетворяет требуемым условиям эксплуатации по ровности, если величина фактического показателя ровности меньше предельно допустимого значения или равна этому значению (табл.4.7).
Таблица 4.7
┌────────────┬──────┬───────────────┬──────────────────────────┬────────┐
│ Интенсив- │Кате- │ Тип дорожной │ Предельно допустимые │Допусти-│
│ ность │гория │ одежды │ показатели продольной │ мое │
│ движения, │дороги│ │ ровности, см/км │количес-│
│ авт/сут │ │ ├────────┬─────────────────┤ тво │
│ │ │ │ По │ По толчкомеру │просве- │
│ │ │ │прибору │ ТХК-2, │тов под │
│ │ │ │ ПКРС- │установленному на│3-метро-│
│ │ │ │ 2У │ автомобиле │ вой │
│ │ │ │ ├────────┬────────┤рейкой, │
│ │ │ │ │ УАЗ- │ ГАЗ- │превыша-│
│ │ │ │ │ 2206 │ 31022 │ ющих │
│ │ │ │ │ │"Газель"│указан- │
│ │ │ │ │ │ │ ные в │
│ │ │ │ │ │ │ СНиП │
│ │ │ │ │ │ │3.06.03-│
│ │ │ │ │ │ │ 85, % │
├────────────┼──────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ Более 7000 │ I │ Капитальный │ 540 │ 100 │ 220 │ 6 │
├────────────┼──────┤ ├────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 3000-7000 │ II │ │ 660 │ 120 │ 270 │ 7 │
├────────────┼──────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1000-3000 │ III │ Капитальный │ 860 │ 170 │ 350 │ 9 │
│ │ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ │ Облегченный │ 1100 │ 240 │ 460 │ 12 │
├────────────┼──────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 500-1000 │ IV │ Облегченный │ 1200 │ 265 │ 500 │ 14 │
├────────────┤ ├───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 200-500 │ │ Переходный │ - │ 340 │ 510 │ - │
├────────────┼──────┼───────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ До 200 │ V │ Низший │ - │ 510 │ 720 │ - │
└────────────┴──────┴───────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘
┌────────────┬──────┬───────────────┬──────────────────────────┬────────┐
4.6.9. Сцепные качества покрытия оцениваются коэффициентом продольного сцепления, измеренным на увлажненном покрытии при расчетной температуре воздуха 20°С. Увлажнение дорожного покрытия осуществляется с помощью автономной системы искусственного увлажнения, смонтированной на автомобиле-тягаче. Не допускается производить измерения сцепных качеств дорожного покрытия во время дождя, а также в течение 2-3 ч после него.
При измерениях коэффициента сцепления фиксируют температуру воздуха. Полученные значения коэффициента сцепления приводят к расчетной температуре 20°С путем их суммирования с поправками, указанными в табл.4.8.
Таблица 4.8
┌────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐
│Темпера-│ 0 │ 5 │ 10 │ 15 │ 20 │ 25 │ 30 │ 35 │ 40 │
│ тура │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│воздуха │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│в момент│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│измере- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ний, °С │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│Поправка│-0,06 │-0,04 │-0,03 │-0,02 │ 0 │ 0,01 │ 0,01 │ 0,02 │ 0,02 │
│к │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│измерен-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ному │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│коэффи- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│циенту │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│сцепле- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ния │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
┌────────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┐