- ширина основных полос движения;
- ширина дополнительной полосы на подъем;
- уширение на кривой малого радиуса;
- ширина переходно-скоростной полосы (полоса разгона и торможения) в зоне примыканий и пересечений, в зоне автобусных остановок и т.д. с указанием местоположения начала и конца полос.
4.1.13.7. Дорожные сооружения и элементы обустройства, влияющие на безопасность движения:
- подземные и надземные пешеходные переходы;
- тип освещения с указанием начала и окончания местоположения;
- расположение опор путепроводов на проезжей части;
- подпорные стенки путепроводов или тоннелей, расположенные на обочине;
- препятствия для движения с указанием их местоположения;
- светофорное регулирование с указанием расположения светофоров;
- пункты автоматизированного учета интенсивности движения;
- дорожные метеорологические станции.
4.1.13.8. Местоположение:
- телефона;
- источника питьевой воды и мойки автомобилей вне площадок отдыха;
- таможни (контрольного пункта);
- пункта весового контроля;
- поста ГИБДД;
- разрывов для разворота автомобилей.
4.1.15. Конкретный объем дополнительно собираемой информации определяется договором (контрактом) на выполнение работ по диагностике и оценке состояния дорог.
4.2. Последовательность работ по диагностике
4.2.1. Диагностика состояния автомобильных дорог включает четыре основных этапа, которые выполняются, как правило, последовательно:
- подготовительные работы;
- полевые обследования;
- камеральная обработка полученной информации;
- формирование (обновление) АБДД.
Для ускорения работ допускается совмещение отдельных этапов (подготовительные работы и полевые обследования, полевые обследования и обработка полученной информации и т.д.).
4.2.2. Подготовительные работы включают подготовку передвижных лабораторий, приборов и оборудования, комплектование бригад, заготовку соответствующих форм, журналов и таблиц, сбор необходимой информации из технических паспортов на обследуемые дороги, анализ проектной и исполнительской документации, а также материалов предыдущих обследований и информации, содержащейся в АБДД.
4.2.3. Подлежащие обследованию дороги предварительно разбивают на характерные участки с разной шириной проезжей части и числом полос движения, конструкциями дорожной одежды и земляного полотна, интенсивностью и составом движения автомобилей. Фиксируют данные о пикетажном местоположении границ соответствующих участков дорог.
4.2.4. На основе анализа исполнительской документации на построенные, отремонтированные и реконструированные участки дорог устанавливают адреса и протяженность этих участков. При этом границы для проведения полевых обследований принимают с перекрытием и совмещают с постоянными легко опознаваемыми точками на дороге.
4.2.5. По данным учета движения, имеющимся в дорожных организациях или в АБДД за последние 3 года, устанавливают интенсивность и состав движения на каждом характерном участке дороги. Намечают места контрольного учета движения.
4.2.6. Составляют схему обследуемых автомобильных дорог. Оценивают объемы дорожно-полевых работ. Определяют базовые места дислокации лабораторий и бригад на время производства полевых работ, устанавливают последовательность и сроки проведения обследований как по видам работ, так и по участкам с учетом календарного плана работ, содержащегося в контракте (договоре) на проведение диагностики дорог. Согласовывают работы с органами ГИБДД и органами управления автомобильными дорогами.
4.3. Определение фактической категории существующей дороги
4.3.1. При оценке состояния и назначении работ по ремонту или реконструкции эксплуатируемых дорог во многих случаях возникает необходимость установить фактическую категорию дороги, требуемую категорию по интенсивности движения на момент обследования и расчетную, назначаемую при проектировании реконструкции.
4.3.2. Фактическую категорию существующей дороги на момент обследования и оценки состояния определяют путем сопоставления основных геометрических параметров с нормативными. К указанным параметрам относят ширину проезжей части (ширину основной укрепленной поверхности), продольные уклоны и радиусы кривых в плане.
В зависимости от рельефа местности эти параметры рассматривают как главные или дополнительные критерии при определении категории дороги (табл.4.1). Рельеф местности устанавливают по проектной документации на дорогу.
Таблица 4.1
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
│ Рельеф местности │ Критерии определения фактической категории дороги │
│ ├─────────────────┬────────────────┬────────────────┤
│ │ Ширина проезжей │Продольный уклон│Радиус кривых в │
│ │части или ширина │ │ плане │
│ │ основной │ │ │
│ │ укрепленной │ │ │
│ │ поверхности │ │ │
├───────────────────┼─────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Равнинный │главный │дополнительный │дополнительный │
├───────────────────┼─────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Пересеченный │главный │главный │дополнительный │
├───────────────────┼─────────────────┼────────────────┼────────────────┤
│Горный │главный │главный │главный │
└───────────────────┴─────────────────┴────────────────┴────────────────┘
┌───────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐
4.3.3. На одной дороге могут быть выделены участки различных категорий, отличающиеся по основным параметрам, протяженностью не менее 3 км на перегонах и 1 км на подходах к городам. При меньшей протяженности таких участков их категорию принимают такой же, как на основном протяжении дороги.
4.3.4. Главным геометрическим параметром для установления фактической категории дороги во всех случаях является фактическая ширина проезжей части. На дорогах или участках дорог значительной протяженности, где при строительстве, реконструкции или ремонте устроены краевые укрепительные полосы, имеющие однотипное покрытие с проезжей частью, таким параметром служит ширина основной укрепленной поверхности, включающая в себя ширину проезжей части и краевых укрепительных полос.
К дорогам категории I-A относят дороги, имеющие несколько раздельных проезжих частей (каждая по две и более полосы движения), с разделительными полосами, в т.ч. разметкой или разделительными барьерами между ними, и пересечения в разных уровнях с другими автомобильными или железными дорогами.
К дорогам категории I-Б относят дороги, имеющие две раздельные проезжие части (каждая по две и более полосы движения), с разделительной полосой, в т.ч. разметкой или разделительным барьером безопасности между ними.
Фактические категории других дорог по ширине проезжей части или по ширине основной укрепленной поверхности принимают в зависимости от их фактических размеров (табл.4.2).
Таблица 4.2
┌─────────────────┬────────────┬─────────────┬────────────┬─────────────┐
│ Фактическая │ до 4,8 │ 5,8-6,8 │ 6,9-7,4 │ более 7,4 │
│ ширина проезжей │ │ │ │ │
│ части, м │ │ │ │ │
├─────────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┤
│Фактическая │ до 5,6 │ 7,0-8,0 │ 8,1-9,0 │ более 9,0 │
│ширина основной│ │ │ │ │
│укрепленной │ │ │ │ │
│поверхности, м │ │ │ │ │
├─────────────────┼────────────┼─────────────┼────────────┼─────────────┤
│Фактическая │ V │ IV │ III │ II │
│категория дороги │ │ │ │ │
└─────────────────┴────────────┴─────────────┴────────────┴─────────────┘
┌─────────────────┬────────────┬─────────────┬────────────┬─────────────┐
Примечание. При определении фактической категории дороги не учитывают участки с дополнительной полосой проезжей части на затяжных подъемах, на пересечениях и примыканиях, в местах автобусных остановок и площадок отдыха, обустроенных переходно-скоростными полосами.
4.3.5. В пересеченной местности фактическую категорию существующей дороги определяют по двум главным параметрам: ширине проезжей части и продольному уклону (табл.4.3).