Таблица 4.3
┌─────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│ Максимальный │ 40 │ 50 │ 60 │ 70 │ 90 │
│продольный уклон,│ │ │ │ │ │
│ %о │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Фактическая │ I-A │ I-Б, II │ III │ IV │ V │
│категория дороги │ │ │ │ │ │
└─────────────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌─────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
В горной местности фактическую категорию дороги определяют по соответствию нормативным требованиям ширины проезжей части, продольных уклонов и радиусов кривых в плане (табл.4.4).
При определении фактической категории дороги в пересеченной и горной местности допускается не учитывать наличие отдельных участков с продольными уклонами больше или с радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части.
Общая протяженность указанных участков не должна превышать 10% всей протяженности дороги. При большей протяженности таких участков с продольными уклонами больше или радиусами кривых в плане меньше нормативных для категории дороги, установленной по ширине проезжей части, последняя понижается на одну категорию.
Таблица 4.4
┌─────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│ Максимальный │ 40 │ 50 │ 60 │ 70 │ 90 │
│продольный уклон,│ │ │ │ │ │
│ %о │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Минимальный │ 250 │ 125 │ 100 │ 60 │ 30 │
│радиус кривых в│ │ │ │ │ │
│плане, м │ │ │ │ │ │
├─────────────────┼──────────┼─────────┼──────────┼──────────┼──────────┤
│Фактическая │ I-A │ I-Б, II │ III │ IV │ V │
│категория дороги │ │ │ │ │ │
└─────────────────┴──────────┴─────────┴──────────┴──────────┴──────────┘
┌─────────────────┬──────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
4.3.6. Требуемую категорию дороги на момент обследования определяют на основании данных о фактической годовой среднесуточной интенсивности движения, полученной в год обследования. Допускается с целью определения требуемой категории дороги использовать данные об интенсивности движения за предыдущий год.
В случае, когда фактическая среднегодовая интенсивность движения превышает расчетную для данной категории дороги по СНиП 2.05.02-85, принимают решение о необходимости реконструкции существующей дороги с переводом ее в более высокую категорию.
4.3.7. Рекомендуемую при реконструкции категорию дороги определяют проектные организации на основании данных о перспективной интенсивности движения, полученных путем прогноза и технико-экономических расчетов.
4.4. Организация полевых работ
4.4.1. Полевые обследования включают осмотр и визуальную оценку отдельных элементов дорог и дорожных сооружений, а также инструментальные измерения параметров и транспортно-эксплуатационных характеристик в установленном порядке.
4.4.2. Полевые обследования проводят в теплый период года, как правило, комбинированным способом: визуальный осмотр с простейшими измерениями и детальное обследование с применением передвижных специализированных лабораторий.
4.4.3. В начале полевых обследований проводят рекогносцировочный осмотр дороги, в процессе которого уточняют:
- местоположение начала и конца характерных участков дороги, основных населенных пунктов, мостов и путепроводов, пересечений с крупными водными преградами, железными дорогами и т.п.;
- местоположение участков дороги, для которых отсутствует исходная информация в технической документации;
- места проведения детального инструментального обследования транспортно-эксплуатационных характеристик.
4.4.4. Полевые обследования проводят в соответствии с указаниями и методиками измерения основных параметров дорог, приведенными в соответствующих нормативных документах.
В процессе полевых обследований определяют и уточняют:
- длину дороги и ее характерных участков, длины прямых и кривых в плане, радиусы кривых в плане, углы поворота трассы, наличие на кривых в плане виражей и их уклоны;
- продольные уклоны и видимость поверхности дороги;
- высоту насыпей, тип местности по увлажнению;
- ширину проезжей части, краевых укрепительных полос, обочин, в том числе ширину укрепленной поверхности и неукрепленной части обочин, ширину полос загрязнения у кромок проезжей части;
- тип и состояние дорожной одежды и покрытия на проезжей части, на краевых полосах и обочинах;
- показатель продольной и поперечной ровности и коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием;
- дефектность покрытия на всем протяжении дороги;
- прочность дорожной конструкции на участках с неудовлетворительной ровностью и на участках, где визуально установлено наличие характерных дефектов (сетки трещин, ямочность, глубокая колея и т.д.);
- интенсивность и состав движения;
- фактические габариты и длину мостов;
- местоположение и степень соответствия требованиям нормативных документов площадок отдыха, а также пересечений с автомобильными и железными дорогами, автобусных остановок, ограждений, направляющих и сигнальных устройств, элементов искусственного освещения, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
4.4.5. Полные первичные обследования проводят, как правило, в следующей последовательности;
- рекогносцировочный осмотр дороги;
- определение параметров геометрических элементов дороги;
- оценка продольной ровности дорожного покрытия;
- оценка поперечной ровности (келейности) дорожного покрытия;
- оценка сцепных качеств дорожного покрытия;
- оценка состояния покрытия и прочности дорожной конструкции;
- обследование состояния инженерного оборудования и обустройства;
- определение интенсивности и состава движения;
- сбор данных о ДТП.
При этом отдельные виды работ могут выполняться одновременно.
4.4.6. Работы по обследованию автомобильных дорог относятся к категории опасных. Все лица, участвующие в этой работе, должны строго и неукоснительно соблюдать действующие Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании дорог, а также другие ведомственные правила и инструкции. При выполнении работ по обследованию непосредственно на дороге должны соблюдаться требования Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ. В случае использования новых приемов труда и передвижных лабораторий, для которых требования техники безопасности не предусмотрены, следует соблюдать требования специально разработанных для таких случаев инструкций и указаний.
4.5. Определение параметров геометрических элементов дороги
4.5.1. Ширину проезжей части, левой и правой краевых укрепленных полос, укрепленных и неукрепленных обочин (а на дорогах первой категории и ширину разделительной полосы) измеряют на каждом характерном участке дороги, но не реже чем 1 раз на 1 км.
К характерным относят:
- прямые участки в плане с одинаковой шириной проезжей части и укрепленных краевых полос, а при отсутствии краевых полос - участки дорог с одинаковой шириной проезжей части;
- горизонтальные участки с продольными уклонами 0 - 20%о;
- участки с продольными уклонами более 20%о;