Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2011 г. N 2788 "Об утверждении Порядка аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, отбора экспертов для проведения аккред стр. 2

б) отсутствия у претендента (эксперта) высшего профессионального образования.
В случае правильного заполнения заявления, наличия полного комплекта прилагаемых к нему документов, наличия у претендента (эксперта) высшего профессионального образования аккредитационный орган допускает претендента (эксперта) к оценке квалификации.
16. Оценка квалификации претендента (эксперта) проводится комиссией в 2 этапа.
17. На первом этапе оценки квалификации комиссия рассматривает документы, представленные претендентом (экспертом), и принимает решение о допуске претендента (эксперта) ко второму этапу оценки квалификации и о форме проведения квалификационного экзамена либо об отказе в допуске ко второму этапу оценки квалификации.
18. На втором этапе оценки квалификации комиссией проводится квалификационный экзамен, состоящий из письменного тестирования и собеседования.
19. На основании документов, представленных претендентом (экспертом), и результатов квалификационного экзамена комиссия принимает следующие решения:
а) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (о продлении полномочий эксперта) на проведение экспертизы содержания и качества (с указанием уровней (ступеней) образования) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта) по проведению указанной экспертизы;
б) об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (о продлении полномочий эксперта) на проведение экспертизы показателей деятельности (с указанием типов образовательных учреждений) либо об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта) по проведению указанной экспертизы.
20. Основаниями для отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта) являются:
а) наличие у претендента (эксперта) стажа работы в сфере образовательной или управленческой деятельности менее 3 лет;
б) несоответствие претендента (эксперта) квалификационным требованиям;
в) выявление недостоверной информации в заявлении претендента (эксперта) и (или) прилагаемых к нему документах;
г) наличие решения аккредитационного органа о прекращении полномочий физического лица в качестве эксперта по основаниям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 22 настоящего Порядка, принятого в течение предшествующих пяти лет до подачи заявления.
21. Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта проводится по заявлению претендента не ранее чем через один год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта).
22. Комиссия принимает решение о прекращении полномочий эксперта в следующих случаях:
а) неквалифицированное проведение экспертом аккредитационной экспертизы;
б) неоднократное неисполнение экспертом обязанностей, установленных заключенным с ним гражданско-правовым договором о проведении аккредитационной экспертизы либо неоднократный отказ эксперта от заключения указанного договора без уважительной причины;
в) нарушение экспертом прав и законных интересов образовательных учреждений и научных организаций, допущенного при проведении аккредитационной экспертизы, установленного в ходе проверки поступившей в аккредитационный орган информации;
г) невыполнение экспертом требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
д) указание экспертом недостоверных сведений в документах, представленных в аккредитационный орган;
е) представление экспертом заявления о прекращении полномочий эксперта.
23. Решение комиссии, предусмотренное пунктом 22 настоящего Порядка, принимается вне зависимости от срока полномочий эксперта.
24. В соответствии с решением комиссии аккредитационный орган издает распорядительный акт об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (о продлении полномочий эксперта), об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта), о прекращении полномочий эксперта.
25. Аккредитационный орган ведет реестр экспертов на электронных носителях.
26. Включение сведений об эксперте в реестр экспертов, изменение сведений об эксперте осуществляется на основании распорядительных актов аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (о продлении полномочий эксперта), об отказе в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (в продлении полномочий эксперта), о прекращении полномочий эксперта.
27. Эксперт обязан в письменной форме информировать аккредитационный орган об изменении сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка в срок не более месяца с момента изменения указанных сведений.

III. Правила отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы

28. Для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационный орган осуществляет отбор экспертов из реестра экспертов (далее - отбор экспертов).
29. Отбор экспертов осуществляется в соответствии с видами аккредитационной экспертизы, на которые аттестован эксперт, с учетом уровней (ступеней) образования и типов образовательных учреждений.
30. При отборе экспертов учитывается место жительства эксперта, направление подготовки (специальность) высшего профессионального образования, полученного экспертом, а также полученное им дополнительное профессиональное образование. Кроме того, при отборе экспертов может учитываться наличие у эксперта ученой степени и (или) ученого звания.
31. Отбор экспертов осуществляется в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора из реестра, с учетом требований, указанных в пунктах 29 и 30 настоящего Порядка.
32. Привлечение экспертов к проведению аккредитационной экспертизы осуществляется аккредитационным органом на основании гражданско-правового договора, примерная форма которого утверждается федеральным аккредитационным органом**. Эксперт может быть привлечен к проведению только того вида аккредитационной экспертизы, на который он аттестован, в отношении соответствующих уровней (ступеней) образования и типов образовательных учреждений.
33. Эксперт несет ответственность за проведение и качество экспертизы.
34. При проведении аккредитационной экспертизы эксперт обязан уведомить аккредитационный орган о наличии какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах, и (или) о собственной заинтересованности в результатах экспертизы.
______________________________
* Пункт 14 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2010, N 46, ст. 5918; 2011, N 25, ст.3538; N 27, ст. 3880).
** Пункт 7 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011. N 13, ст. 1772).