Постановление Губернатора Челябинской области от 18 октября 2012 г. N 295 "О внесении изменения в постановление Губернатора Челябинской области от 26.12.2008 г. N 410" стр. 30

Обеспечение точности лесных ресурсов на землях лесного фонда достигается проведением лесоустройства. Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516.
В соответствии со статьей 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
С целью повышения точности учета лесных ресурсов, их количественных и качественных характеристик предварительно планируется проведение территориального землеустройства (межевание) лесных участков на землях лесного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Целевое назначение и вид разрешенного использования лесного участка указываются в проектной документации в соответствии со статьями 87 и 91 Лесного кодекса.
Планируемые объемы лесоустроительных работ и затраты на их проведение приведены в Таблице 2.9.
Таблица 2.9

Планируемые объемы лесоустроительных работ и затраты на их проведение

Лесничество
Площадь лесничества, га
Год проведения последнего лесоустройства
Год проведения планируемого лесоустройства
Источник финансирования,
тыс. руб.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта
Средства арендаторов
1
2
3
4
5
6
Аргаяшское
72685
1998
2015
10903
Ашинское
234171
2010
Брединское
75488
1999
2016
11323
Верхнеуральское
61486
1999
2016
9223
Златоустовское
87369
40188
1995
2010
2013
13105
Карталинское
141115
1998
2014
21 167
Каслинское
126645
1996
2015
18997
Красноармейское
102545
1999
2016
15382
Катав-Ивановское
267487
1997
2012
40123
Кусинское
104510
1996
2015
15676
Кунашакское
59897
1997
2014
8985
Кыштымское
116309
1998
2013
17446
Миасское
110229
1996
2013
16534
Нязепетровское
235641
1997
2016
35346
Октябрьское
39855
1999
2015
5978
Пластовское
95954
1999
2014
14393
Саткинское
106312
1996
2012
15947
Усть-Катавское
51039
2008
Увельское
77436
1999
2016
11615
25619
Уфалейское
170792
1999
2012
2013
Чебаркульское
140856
1996
2014
21128
Шершневское
111483
1998
2016
16722
Итого:
2629492
128611
217001
Согласно Лесному кодексу РФ лесоустройство может проводиться за счет пользователей лесами, субвенций Российской Федерации.
Повышению точности учета лесов будет способствовать проведение государственной инвентаризации лесов согласно 90 Лесного кодекса Российской Федерации.

2.4.4. Иные основные направления деятельности и мероприятия по осуществлению эффективного освоения лесов

Основная часть лесов области (78,5%) отнесена к защитным лесам, выполняющим в основном противоэрозионные, водоохранные, санитарно-гигиенические и другие защитные функции. Эксплуатационные леса составляют всего 21,5% лесного фонда. Это связано с тем, что природная среда Челябинской области постоянно подвергается высокой техногенной нагрузке, выбросы загрязняющих веществ от хозяйственных комплексов отрицательно сказываются на экологическом состоянии воздушного бассейна, лесных, земельных и водных ресурсов, негативно отражаются на живой природе Южного Урала. Все это, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии здоровья жителей области. Неблагоприятная санитарно-гигиеническая обстановка, сложившаяся в крупных городах области, повышенный радиационный фон вследствие аварии 1957 года и др. обуславливают рассматривать территорию области в первую очередь для рекреационной деятельности.
Для организации рационального лесопользования в Челябинской области развиваются арендные отношения, для осуществления рекреационной деятельности переданы в аренду участки площадью более 3000 га, по состоянию на октябрь текущего года заключено 336 договоров. Информация о крупных арендаторах представлена в таблице 2.10.
Таблица 2.10

Перечень наиболее крупных арендаторов, осуществляющих рекреационное пользование на территории Челябинской области (2008)

N
п/п
Пользователь
Дата окончания срока договора аренды
Площадь, га
Лесничество
1
ООО "Строй Гранд"
20.11.2056
112
Кусинское
2
Челябинский металлургический комбинат
22.07.2013
31,61
Кыштымское
3
ОАО "A3 "Урал"
31.10.2013
21,1
Миасское
5
ОАО "Челябинский трубопрокатный завод"
31.12.2047
16,54
Кыштымское
7
ОАО "ЧЭМК"
31.12.2016
14,17
Шершневское
8
ООО "Экспортная компания "Урал"
19.04.2013
12,93
Кыштымское
10
Дирекция социальной сферы Южноуральские железные дороги (ОАО "Российские железные дороги")
04.05.2016
11,9
Миасское
14
ОАО "Планета озер"
30.10.2027
10
Увельское
Челябинская область обладает уникальными природно-климатическими условиями. Туристические кластеры функционируют по трем направлениям:
1. В Челябинской области расположены 20 горнолыжных центров, 4 из которых ("Завьялиха", "Абзаково", "Аджигардак", "Металлург-Магнитогорск") имеют международный сертификат соответствия.
2. Национальные парки и заповедники. Данное направление включает в себя два национальных парка ("Таганай", "Зюраткуль") и Ильменский государственный заповедник. Национальный парк "Таганай" - один из самых молодых национальных парков России. Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы: горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. На относительно небольшой площади встречаются растения и животные, характерные для центральной полосы европейской части России, Русского Севера, Поволжья, Урала, Западной и Центральной Сибири, Казахстана. Национальный парк "Зюраткуль" получил свое название от высокогорного озера (724 м над уровнем моря). На территории парка находятся 15 памятников природы, произрастает до 650 видов растений, обитает более 150 видов птиц и 40 видов млекопитающих. Ильменский заповедник насчитывает более 800 видов растений, в том числе реликтовые, дошедшие до нас с ледникового периода, а также 50 видов млекопитающих, 200 видов птиц, 14 видов рыб. Уникальность заповедника и в богатой минералогической базе - здесь собраны минералы почти всей таблицы Менделеева.
Специализированный природноландшафтный и историко-археологический центр "Аркаим" - один из немногих районов "Страны городов", является уникальным памятником протогородской цивилизации Южного Урала, материальным следом одной из древнейших цивилизации на планете (XVII - XVI вв. до н.э.) и представляет собой огромную ценность для отечественной и мировой науки.
Исследования показали, что на сравнительно небольшой территории (Брединский, Кизильский, Нагайбакский, Троицкий районы и др.) сосредоточено не менее 50 памятников древней истории различных исторических эпох.
В соответствии с п. 1 статьи 86, п. 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности в лесном плане определены зоны рекреационного освоения лесов, в границах которых предусматривается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности. В пределах таких зон разрешается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
На территории Челябинской области предполагается строительство следующих объектов для осуществления рекреационной деятельности:
На территории Кусинского лесничества в Кусинском муниципальном районе на склонах и у подножия горы Копанец запланировано строительство центра активного отдыха (горнолыжный комплекс) "Евразия", который захватит северные и южные склоны горы Копанец, ее вершину, долину, прибрежные участки реки Ай на протяжении 500 - 800 метров. Занимаемая площадь составит 112 га лесного фонда Кусинского лесничества, арендатор ООО "Строй Гранд".
В Кыштымском городском округе расположены объекты, используемые в рекреационных целях, развитие которых планируется в 2008-2017 гг., такие как спортивно-туристический центр "Провинция" (70 га); горнолыжный центр "Егоза" (16 га); спортивный стрелковый центр (16 га).
На территории Аргаяшского муниципального района (оз. Увильды) планируется строительство спортивно-оздоровительного комплекса на северо-восточном берегу оз. Увильды (Аргаяшское лесничество, Кузнецкое участковое лесничество, квартал 42).
На территории Чебаркульского муниципального района вокруг оз. Малый Сунукуль, оз. Большой Сунукуль, оз. Малое Миассовое, оз. Большой Еланчик расположены многочисленные базы отдыха, для обеспечения полноценного функционирования которых необходимо производить ремонт, реконструкцию, строительство. Планируется создание следующих объектов: лыжероллерная трасса; спортивный стадион на г. Эстонка для стендовой стрельбы; освещенная лыжная трасса; горнолыжная трасса на территории санатория Кисегач; спортивно-оздоровительный комплекс "Аквапарк" на восточном берегу озера "Чебаркуль"; биатлонный спортивный комплекс в районе озера Баляш.
На территории Саткинского муниципального района планируется реконструкция базы отдыха и строительство горнолыжной трассы (8 га).
На территории Ашинского муниципального района планируется развитие горнолыжного центра "Две долины" и "Аджигардак".
На территории Златоустовского городского округа планируется строительство олимпийского центра среднегорной подготовки (300 га); горнолыжного спуска и лыжно-роликовой трассы (6 га).
На территории Озерского городского округа планируется строительство конноспортивного комплекса.
На территории Катав-Ивановского муниципального района планируется туристического центра# при пещерах Игнатьевская и Серпиевские, а также самый крупный в России туристко-горнолыжный центр на базе села Тюлюк.
На территории Миасского городского округа планируется развитие горнолыжного центра с сопутствующей инфраструктурой (устройство горнолыжных трасс и строительство подъемников на площади 30 га).

2.5. Основные направления деятельности и перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения

2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов, включая разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров, объемы профилактических противопожарных мероприятий, мероприятий по обнаружению и борьбе с лесными пожарами, по развитию системы лесопожарных служб

Реальность всего лесохозяйственного производства в значительной мере обеспечивается тем, насколько надежно обеспечена охрана и защита леса. Поэтому необходимо предусмотреть обоснованную систему организационно-технических мероприятий по охране и защите леса, выполнение которых должно обеспечить сохранение и усиление различных функций леса.
"Концепцией развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года N 69-р, определены основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации, в том числе совершенствование охраны и защиты лесов, воспроизводство лесов и лесоразведение на Южном Урале.
На основании этой концепции постановлением Правительства Челябинской области от 20.09.2007 года N 192-П утверждена "Концепция основных направлений охраны окружающей среды в Челябинской области на 2007-2015 годы", которая предусматривает разработку и реализацию областной целевой программы "Леса".
Меры, разрабатываемые областной целевой программой "Леса", направлены на увеличение лесистости области путем коренного повышения качества и продуктивности создаваемых лесных культур, обеспечения расширенного воспроизводства лесов, усиления охраны лесов от пожаров и защиты от вредителей и болезней, а также рационального и неистощительного лесопользования.
Программой "Леса" через систему индикативных показателей проводится анализ качественного изменения состояния земель лесного фонда {табл. 1.107).
Основные цели системы охраны лесов от пожаров сбережение лесных ресурсов, сокращение всех видов прямого и косвенного ущерба и создание условий для устойчивого развития лесной экосистемы.
Леса Челябинской области, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, подлежат охране от пожаров. Охрана лесов осуществляется с учетом их биологических и региональных особенностей, она включает комплекс организационных, правовых и других мер.
Таблица 2.11

Индикативные показатели качественного изменения состояния земель лесного фонда Челябинской области