Согласно прогнозу, объемы заготовленной древесины возрастут на 17,6%. Промышленная заготовка живицы пищевых ресурсов (ягод, грибов) и лекарственных растений, ведение сельского хозяйства на землях лесного фонда в больших объемах не планируется. При этом площади участков, предоставляемых для ведения охотничьего хозяйства и осуществления рекреационной деятельности, планируются в значительном количестве.
В 2011 году в лесохозяйственные регламенты лесничеств в связи с изменением нормативно правовых актов в области лесных отношений внесены изменения, в частности объем рубок спелых и перестойных лесных насаждений составит 1123,4 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству 373,1 тыс. м3. Увеличение объема пользования при рубке спелых и перестойных лесных насаждений вызвано тем, что в расчет пользования включены площади защитных лесов, в которых ранее были назначены рубки обновления и переформирования. Кроме того на территории земель лесного фонда Челябинской области проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
2.4. Основные направления деятельности и перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесов
2.4.1. Планируемое развитие лесозаготовительного, деревообрабатывающего, целлюлозно-бумажного и иного производства, использующего древесину
В Челябинской области в силу специфики расположения и природно-климатических факторов нет сырьевой базы для крупного производства, использующего древесину, эксплуатационные леса составляют только 21,5% лесного фонда. В связи с этим реализация крупных инвестиционных проектов не планируется.
На территории Челябинской области предприятиями лесопромышленного комплекса запланированы следующие мероприятия, направленные на развитие производства.
ООО "Катавлесхоз" планирует увеличение объема заготовки древесины с 8,0 тыс. м3 (2007 год) до 49 тыс. м3 (2008 и последующие годы). Планируется приобретение лесозаготовительной техники в 2008 2012 годах: трелевочные тракторы, лесовозы, лесовозные прицепы, бульдозеры, оборудование для лесовосстановления. Прогнозируется рост численности с 87 человек (2007 год), до 250 человек (2013 год). В 2010 году начнется строительство цеха погонажных изделий.
ИП Бочаров В.М. планирует увеличение заготовки древесины с 7,2 тыс. м3 (2007 год), до 8,0 тыс. м3 (начиная с 2009 по 2017 год). Объем переработки древесины вырастет с 0,5 тыс. м3 (2007 год) до 1,5 тыс. м3 (2017 год). Планируется с 2011 года осуществлять глубокую переработку древесины. В 2012 году строительство сушильных камер.
ООО "Ураллеспром" объемы заготовок и переработки увеличивать не планирует, они составляют 24,0 тыс. мЗ. Планируется увеличение численности работников с 150 человек (2007 год) до 200 человек (2011 год и в дальнейшем до 2017 года). В 2008 году планируется установка пилорамы р634Б, в 2009 году пилорамы WOODMizer, в 2011 году приобретение лесовоза Урал, трактора ТТ4. В 2013 году предполагается установка линии по переработке опилок.
ООО "Лесотехнический сервис" планирует увеличение объемов заготовки древесины с 7,1 тыс.м3 (2007 год), до 17,9 тыс. м3 (ежегодно, начиная с 2008 года). Запланированный рост объемов переработки составит с 6,0 тыс. м3 (2007 год), до 9,0 тыс. м (2008 год), а в дальнейшем до 17,9 тыс. м3 ежегодно. Планируется увеличение численности работников с 57 человек (2007 год) до 120 человек (2017 год). Планируется запуск новой сушильной камеры. Расширение производственных площадей за счет устройства нижнего склада в д. Верх-Катавка, строительство угольных печей.
ИП Козлов В.Н. планирует увеличение заготовки древесины в 2,5 раза с 20,0 м3 (2008 год), до 50,0 м3. Вся заготовляемая древесина планируется перерабатываться. Численность работников увеличится с 15 человек (2008 год), до 30 человек (2010 год и в дальнейшем). Планируется приобрести оборудование для производства евровагонки (2008 год), оборудование для производства древесностружечных плит (2008 год), древесноволокнистых плит (2009 год), оборудование по производству топливных брикетов (2010 год).
ЗАО Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" планирует запуск фабрики клееной фанеры, новой производственной площадки, инсталляцию оборудования. Объем инвестиций в 2008 2017 гг. превысит 450 млн. руб.
ООО "Челябобллескомплект" планирует изготовление древесностружечных плит, с объемом инвестиций свыше 500 млн. руб.
ООО "Златлес" планирует создание лесоперерабатывающей инфраструктуры с объемом заготовки древесины 30,0 тыс. м3.
ЗАО "ЭКОДОМУфалей" Челябинский комбинат малоэтажного домостроения. Объем инвестиций в 2008-2015 гг. превысит 350 млн. руб.
Реализация инвестиционных проектов приведет к росту объемов производства, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых выплат в бюджетную систему Российской Федерации.
2.4.2. Планируемые изменения спроса на древесину
Расчет изменения спроса на древесину основывается на следующих положениях:
1. Спрос на древесину со стороны населения не изменится;
2. Существующие арендаторы продолжат древесинопользование на прежнем уровне;
3. Реализация древесины на корню через лесные торги может измениться незначительно, за счет банкротства существующих и возникновения новых предприятий.
4. Спрос может увеличиться значительно за счет внедрения крупных инвестиционных проектов.
В результате реализации инвестиционных проектов, планируется увеличить объемы рубок, за счет вовлечения в рубку низко и мелкотоварной древесины от рубок прореживания, прочисток, санитарных рубок, уборки захламленности.
На потребительском рынке планируется повышение спроса на продукцию глубокой переработки и его снижение на необработанную древесину.
2.4.3. Повышение точности учета ресурсов древесины, обеспечение контроля за соблюдением лесного законодательства
Целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (2006), осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Челябинской области.
Главными документами в обеспечении контроля за соблюдением лесного законодательства на территории Челябинской области являются:
Лесной кодекс Российской Федерации (2006);
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 г. N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора";
Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации (2006), государственный лесной контроль и надзор находятся в ведении органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83.
В границах образованных лесничеств осуществление управленческих и административных функций возложено на территориальные отделы и участковые лесничества.
Главное управление лесами Челябинской области осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях федерального государственного надзора за соблюдением лесного законодательства в сфере природопользования установлен перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области (постановление Правительства Челябинской области от 18.07.2012 г. N 385-П "Об установлении перечня должностных лиц Главного управления лесами Челябинской области, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Челябинской области, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях"). На них возложены функции федерального государственного лесного надзора за соблюдением лесного законодательства юридическими и физическими лицами, участвующими в лесных отношениях в лесах лесничеств и лесопарков области.
Структура управления и обеспечения федерального государственного лесного надзора на областном уровне за соблюдением лесного законодательства в Челябинской области приведена на рисунке 2.3.
1200 × 789 пикс.   Открыть в новом окне |
Рисунок 2.3. Структура Главного управления лесами Челябинской области
Начальник Главного управления лесами Челябинской области главный государственный лесной инспектор Челябинской области;
заместители начальника Главного управления лесами Челябинской области, ведающие вопросами использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, начальник отдела государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах заместители главного государственного лесного инспектора Челябинской области;
начальник отдела организации лесопользования и его заместитель, начальник отдела государственного лесного реестра, земельных отношений и государственной экспертизы и его заместитель, начальник юридического отдела, начальник отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов и его заместитель, заместитель начальника отдела государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках Челябинской области;
специалисты отдела государственного лесного контроля и пожарного надзора в лесах, отдела организации лесопользования, отдела государственного лесного реестра, земельных отношений и государственной экспертизы, отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов, юридического отдела заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках Челябинской области.
Государственные лесные инспектора при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах в лесах имеют право:
предотвращать нарушения лесного законодательства, в том числе совершаемые лицами, не осуществляющими использование лесов;
осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
пресекать нарушения лесного законодательства, в том числе приостанавливать рубки лесных насаждений, осуществляемые лицами, не имеющими предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации документов;
ограничивать и предотвращать доступ граждан, въезд транспортных средств на лесные участки в период действия ограничения или запрета на пребывание в лесах;
осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства;
составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение;
давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
осуществлять в установленном порядке досмотр транспортных средств и при необходимости их задержание;