перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность, предоставлению справочной информации;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по регистрации по месту жительства и месту пребывания;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере образования;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по предоставлению информации из государственных библиотечных фондов;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по предоставлению государственной статистической информации;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в области безопасности дорожного движения;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере лицензирования отдельных видов деятельности;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере обеспечения автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг, связанных с недвижимым имуществом и сделок с ним;
перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере уведомительного порядка при начале осуществления предпринимательской деятельности и проведения органами государственного контроля (надзора) документарных проверок в электронном виде;
совершенствование системы осуществления разрешительных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий.
Результаты выполнения мероприятий Программы в 2010 году по переводу в электронный вид государственных услуг федеральными органами исполнительной власти содержатся в приложении N 1 к Программе. При этом меры, обеспечивающие переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, осуществляются в 5 этапов, определенных в плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р:
завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;
обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции;
обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законодательством.
Перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере уведомительного порядка при начале осуществления предпринимательской деятельности и проведения органами государственного контроля (надзора) документарных проверок в электронном виде
В настоящее время в сфере предпринимательской деятельности взаимодействие хозяйствующих субъектов с органами государственной власти при предоставлении государственных услуг, в том числе в части проведения проверок, осуществляется с использованием документов на бумажном носителе, что существенно снижает эффективность деятельности органов государственной власти и влечет дополнительные временные и финансовые расходы для хозяйствующих субъектов.
Для решения указанных проблем в 2009 году были разработаны информационные системы, обеспечивающие:
подачу уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Данная система необходима для реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым с 1 января 2011 г. хозяйствующие субъекты вправе предоставлять в уполномоченные органы исполнительной власти уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в электронном виде;
организацию электронного документооборота при организации и проведении документарных и выездных проверок, а также для составления ежегодных сводных планов проведения плановых проверок и обмена данной информацией с органами прокуратуры. Реализация данной системы позволяет значительно упростить процесс проведения документарных проверок.
В рамках данного мероприятия в 2010 году планируется решить следующие задачи:
доработать информационную систему ведения реестра уведомлений уполномоченных органов государственной власти и ввести в промышленную эксплуатацию информационную систему, обеспечивающую электронную подачу уведомлений, апробированную в 2009 году в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а также разработать пакет нормативных актов, обеспечивающих использование указанной информационной системы;
доработать информационную систему ведения документооборота по документарным и выездным проверкам в электронном виде и ввести ее в промышленную эксплуатацию в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и в опытную эксплуатацию в федеральных органах исполнительной власти, наиболее активно участвующих в проведении проверок;
разработать регламенты электронного документооборота и протоколы взаимодействия между информационными системами по ведению документооборота по документарным и выездным проверкам в электронном виде и информационными системами контролирующих органов.
Совершенствование системы осуществления разрешительных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий
Анализ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления показывает, что в настоящее время значительное количество их полномочий относится к разрешительным полномочиям, в том числе связанным с началом и ведением предпринимательской деятельности.
К разрешительным полномочиям в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности относятся государственные или муниципальные полномочия, связанные с предоставлением органами государственной власти или органами местного самоуправления различных разрешений и подтверждений, необходимых для реализации права заниматься предпринимательской деятельностью (аттестация, регистрация, аккредитация, лицензирование, выдача разрешений, сертификация и декларирование товаров и услуг и т.п.). Значительная часть процедур исполнения разрешительных полномочий содержит типовые действия как со стороны государственных органов, так и со стороны заявителя. Перевод выполнения указанных процедур (в том числе таких, как предоставление информации о порядке получения разрешений, сбор подтверждающих сведений и документов, выдаваемых государственными органами и подведомственными организациями, подача заявлений и документов, уплата государственных пошлин, сборов и иных платежей) в электронный вид позволит повысить эффективность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления и существенно снизить административные барьеры для предпринимателей при открытии и ведении бизнеса.
Вместе с тем существует ряд системных проблем нормативного, методического, организационного и технического характера, которые сдерживают процессы внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности, в том числе:
отсутствует доступная, полная и актуальная информация о порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности;
отсутствует нормативная база предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности;
взаимодействие хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе при регистрации предприятий, лицензировании, декларировании и сертификации товаров, выдаче разрешений хозяйствующим субъектам, осуществляется с использованием бумажных документов в очной форме;
информационные системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, их технологическая и телекоммуникационная инфраструктура не готовы к предоставлению на всей территории Российской Федерации соответствующих услуг в электронном виде.
В связи с этим в рамках данного мероприятия в 2010 году необходимо решить следующие задачи:
разработать на основе анализа законодательства Российской Федерации и практики предоставления государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности проекты нормативных документов, направленных на сокращение избыточных процедур и повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
подготовить пакет нормативных и организационно-методических документов по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности в электронном виде, в том числе предусматривающих:
обеспечение возможности оформления необходимых документов в электронном виде;
обеспечение возможности электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия в электронном виде при предоставлении электронных услуг;
обеспечение раскрытия (публикации) электронных реестров, выданных разрешений, лицензий, сертификатов и др. на официальных сайтах в сети Интернет и обеспечение их юридической значимости и доступа к ним без необходимости отправления заявителем запроса и без оплаты;
осуществление в субъектах Российской Федерации комплексных пилотных проектов по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности в электронном виде, в том числе при необходимости с созданием и апробацией типовых программно-технических решений.
2. Развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
Целью направления "Развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления" является создание и развитие информационных систем, служащих для организации различных каналов доступа граждан и организаций к инфраструктуре электронного правительства и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Под инфраструктурой доступа к государственным и муниципальным услугам понимается совокупность программно-технических комплексов и других технических средств, выполняющих функциональные задачи по организации доступа граждан и организаций к сводному реестру государственных и муниципальных услуг (функций). В зависимости от регламента оказания государственных и муниципальных услуг и потребностей получателей услуг может быть организовано несколько способов взаимодействия, реализуемых при помощи инфраструктуры доступа. Допускаются как собственно электронные типы взаимодействия, без личного присутствия получателя услуги в органе государственной власти (органе местного самоуправления) в момент заказа и получения результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, так и взаимодействие с участием работников органов государственной власти, бюджетных и коммерческих организаций. Взаимодействие с участием работников органов государственной власти и организаций необходимо в случае высокой юридической значимости результата оказания услуг или в случае невозможности оказания услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по техническим причинам или в связи с личными предпочтениями получателей услуг. При этом ввиду высокой себестоимости оказания государственных услуг неэлектронным способом допускается совмещение мест оказания государственных и муниципальных услуг с публичными местами приема граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В рамках указанного направления осуществляются:
обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет;
создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров;
создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет;
развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций;