Документ [ /20/32/90/ ]: ФЗ № 0036 Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" /N 36-ФЗ от 26.03.2003/
26 марта 2003 года N 36-ФЗ
Принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года
Одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года
Статья 1.
Признать утратившим силу с 1 января 2005 года Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 74-ФЗ "Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2070).
Статья 2.
Признать утратившими силу с 1 января 2011 года:
Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316);
Федеральный закон от 11 февраля 1999 года N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст. 880);
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 158).
Статья 3. Утратила силу.
Статья 4.
Решения о реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, являющихся субъектами естественных монополий и не осуществивших реорганизацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 января 2005 года, принимаются по истечении этого срока простым большинством голосов участников голосования.
Принимаемые в соответствии с настоящей статьей простым большинством голосов участников голосования решения о порядке распределения акций при реорганизации (в форме разделения или выделения) акционерных обществ энергетики и электрификации должны предусматривать распределение акций создаваемых при реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.
Организации, создаваемые при реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", его дочерних и зависимых обществ, не вправе одновременно иметь на праве собственности объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, и объекты электросетевого хозяйства, не относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" вносит в уставный капитал организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью принадлежащие ему акции организаций, которые созданы при реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и в собственность которых переданы объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, увеличивает долю своего участия в уставных капиталах таких организаций до уровня не менее чем 50 процентов плюс одна голосующая акция.
Среди акционеров Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", не принимавших участия в голосовании по вопросам его реорганизации, акции создаваемых при реорганизации акционерных обществ распределяются в том же порядке, как и среди акционеров, голосовавших за принятие решения о реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России".
За деятельностью территориальных сетевых организаций, создаваемых в процессе реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и являющихся субъектами естественных монополий, устанавливается контроль Российской Федерации (в том числе посредством формирования контролируемых Российской Федерацией холдинговых компаний).
До 1 января 2011 года не допускается уменьшение контроля Российской Федерации за деятельностью указанных территориальных сетевых организаций с последующим уменьшением такого контроля в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения контроля Российской Федерации за деятельностью указанных территориальных сетевых организаций в период до 1 января 2011 года решения их органов управления, касающиеся реорганизации указанных территориальных сетевых организаций (в том числе решения об их реорганизации, об утверждении документов, связанных с проведением такой реорганизации), принимаются простым большинством голосов участников голосования.
Статья 5.
Приведение уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к уровню, обеспечивающему экономически обоснованный уровень доходности инвестиционного капитала, вложенного в виды деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), осуществляется в соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации программой изменения уровня государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Статья 6.
В целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:
установление предельного объема электрической энергии (мощности), продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности);
определение перечня зон оптового рынка (далее - ценовые зоны оптового рынка), совпадающих с территориями одного или нескольких субъектов Российской Федерации, в границах которых всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления деятельности по купле-продаже электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам.
В течение указанного в настоящей статье переходного периода реформирования электроэнергетики:
в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов);
оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации;
В ценовых зонах оптового рынка субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), определенные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны заключать в установленном правилами оптового рынка порядке договоры поставки электрической энергии (мощности):
с гарантирующими поставщиками и энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категории потребителей, для обеспечения с 1 января 2011 года электрической энергией (мощностью) населения и указанных потребителей;
до 1 января 2015 года с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка - покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.
Указанные договоры поставки электрической энергии (мощности) заключаются на один год и вступают в силу с 1 января соответствующего года, если иной срок их вступления в силу и (или) иной срок их действия не предусмотрены правилами оптового рынка.
Правительство Российской Федерации определяет условия указанных договоров поставки электрической энергии (мощности) с учетом требований о:
продаже электрической энергии (мощности) одному или нескольким гарантирующим поставщикам (энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти категории потребителей), а также определенным Правительством Российской Федерации субъектам оптового рынка - покупателям электрической энергии (мощности), которые функционируют в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, в объеме до 35 процентов электрической энергии (мощности), произведенной каждым таким производителем. Указанный объем определяется в соответствии с правилами оптового рынка исходя из объема электрической энергии (мощности) генерирующих компаний в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России на год, в котором осуществляются поставки электрической энергии (мощности) по соответствующим договорам;
продаже электрической энергии (мощности) по указанным договорам по ценам (тарифам), определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Запрещается с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на:
хозяйствующие субъекты, функционирующие в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;
территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии;
эксплуатирующие организации, которые осуществляют деятельность на основании лицензий на право ведения работ в области использования атомной энергии и частью имущества которых являются объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие безопасный режим работы атомных электростанций;
хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов в случае, если они не обеспечили выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае принудительной реорганизации акционерных обществ предусматривается распределение акций создаваемых при такой реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.