3.1. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Должность президента федерального университета учреждается при создании федерального университета и закрепляется в его уставе.
Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.
Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.
Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
3.2. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия:
1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения;
3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.
4. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения имеют право:
1) в установленном порядке избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения;
2) участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;
3) пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором;
4) определять содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования или федеральных государственных требований, а также устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований;
5) выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
6) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;
7) на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.
5. Научно-педагогические работники высшего учебного заведения обязаны:
1) обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;
2) соблюдать устав высшего учебного заведения;
3) формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
4) развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
5) систематически заниматься повышением своей квалификации.
6. Научные работники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства проведения научных исследований, отвечающие мерам безопасности, наиболее полно соответствующие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество научного процесса. Научные работники обязаны соблюдать устав высшего учебного заведения.
7. Права и обязанности административно-хозяйственного, инженерно-технического, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала высшего учебного заведения определяются законодательством о труде Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения, правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и должностными инструкциями.
Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников
1. Подготовка научно-педагогических работников осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и научным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.
2. Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования. Соответствующие гарантии для научно-педагогических работников муниципальных высших учебных заведений и научно-педагогических работников муниципальных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования, могут устанавливаться органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
Повышение квалификации научно-педагогических работников может осуществляться также по договорам, заключенным физическими и (или) юридическими лицами с высшими учебными заведениями, за счет средств физических и (или) юридических лиц.
3. Порядок, виды и формы повышения квалификации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок, виды и формы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Ученые звания
1. В Российской Федерации устанавливаются ученые звания профессора и доцента.
2. Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования.
3. Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в высших учебных заведениях.
Статья 23. Утратила силу с 1 февраля 2012 г.
Глава IV. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования
Статья 24. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере высшего и послевузовского профессионального образования
1. К полномочиям Федерального Собрания Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) принятие федеральных законов в области высшего и послевузовского профессионального образования и внесение изменений в соответствующие законы;
2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
4) установление уровней высшего и послевузовского профессионального образования;
5) ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы высшего и послевузовского профессионального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере высшего и послевузовского профессионального образования относятся:
1) участие в разработке и реализация государственной политики в указанной области;
2) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
3) Утратил силу с 1 января 2005 г.;
4) издание нормативных правовых актов, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования;
5) установление порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, их государственной аккредитации;