2.116. Условное вознаграждение за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, взимаемое прямо или косвенно, например, через посредника, также может привести к возникновению угрозы личной заинтересованности. Такая угроза окажется настолько значимой, что никакие меры предосторожности не смогут свести ее до приемлемого уровня, если:
a) вознаграждение установлено аудиторской организацией, выражающей мнение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности, и величина этого вознаграждения является существенной для данной аудиторской организации;
б) вознаграждение установлено сетевой аудиторской организацией, принимающей участие в значительной части аудита, и величина этого вознаграждения является существенной для данной аудиторской организации;
в) результат предоставления услуги, связанной с выполнением задания, не обеспечивающего уверенность, и, соответственно, размер вознаграждения зависят от какого-либо суждения (которое может относиться как к будущему, так и к текущему периодам), связанного с аудитом существенной статьи бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следовательно, аудиторская организация не должна заключать такие договоры.
2.117. Во всех иных случаях при заключении договоров, включающих условное вознаграждение, установленное аудиторской организацией за выполнение для аудируемого лица задания, не обеспечивающего уверенность, наличие и значимость угроз зависит от следующих факторов:
а) диапазон возможных сумм вознаграждения;
б) решает ли исход вопроса, по которому определяется условное вознаграждение, соответствующий компетентный орган;
в) характер услуги;
г) влияние события или хозяйственной операции на бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Значимость любых угроз должна быть оценена и при необходимости должны быть приняты меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Примерами таких мер предосторожности являются, в частности:
а) проведение третьим лицом, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, проверки результатов аудиторской работы, или получение от него иной консультации, если необходимо;
б) привлечение работника, который не являлся участником аудиторской группы, для выполнения задания, не обеспечивающего уверенность.
Принципы осуществления компенсационных выплат
2.118. Угроза личной заинтересованности возникает в случае, когда участнику аудиторской группы осуществляются компенсационные выплаты за продвижение им аудируемому лицу услуг, связанных с выполнений заданий, не обеспечивающих уверенность. Значимость угрозы зависит от:
а) того, какую долю в доходе данного лица составляют компенсационные выплаты или выплаты за достигнутые результаты, зависящие от продвижения указанных услуг;
б) роли данного лица в аудиторской группе;
в) того, зависит ли решение о карьерном продвижении данного лица от продвижения аудируемому лицу таких услуг.
Значимость угрозы должна быть оценена и, если угроза окажется выше приемлемого уровня, то аудиторская организация должна либо пересмотреть процесс компенсации и оценки для данного лица, либо принять меры предосторожности для устранения угрозы или сокращения ее до приемлемого уровня. Примерами таких мер предосторожности являются, в частности:
а) исключение таких лиц из аудиторской группы;
б) проведение третьим лицом, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, проверки работы данного участника аудиторской группы.
Подарки и знаки внимания
2.119. Принятие подарков или знаков внимания от аудируемого лица может создавать угрозы личной заинтересованности и близкого знакомства. Если аудиторская организация или участник аудиторской группы принимают подарки или знаки внимания, за исключением случаев, когда они являются незначительными, возникшие угрозы окажутся настолько значимыми, что никакие меры предосторожности не смогут сократить их до приемлемого уровня. Следовательно, аудиторская организация или участник аудиторской группы не должны принимать таких подарков или знаков внимания.
Судебное разбирательство, существующее или возможное
2.120. Угрозы личной заинтересованности и шантажа возникают в случае, когда имеет место или возможно судебное разбирательство между аудиторской организацией, или участником аудиторской группы, и аудируемым лицом. Отношения между руководством аудируемого лица и участниками аудиторской группы должны характеризоваться абсолютной непредвзятостью и открытостью в отношении всей деятельности аудируемого лица. Если аудиторская организация и руководство аудируемого лица находятся в состоянии противостоянии в результате имеющего место или возможного судебного разбирательства, влияющего на готовность руководства аудируемого лица полностью раскрывать информацию, возникают угрозы личной заинтересованности и шантажа. Значимость возникших угроз зависит от следующих факторов:
а) существенность судебного разбирательства;
б) имеет ли судебное разбирательство отношение к предыдущему аудиту.
Значимость таких угроз должна быть оценена и при необходимости должны быть приняты меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Примерами таких мер предосторожности являются, в частности:
а) в случае, когда в судебное разбирательство вовлечен участник аудиторской группы - исключение его из аудиторской группы;
б) проведение третьим лицом, обладающим необходимыми профессиональными знаниями и квалификацией, проверки результатов выполненной работы.
Если такие меры предосторожности не позволяют свести угрозы до приемлемого уровня, единственное возможное действие - прекращение выполнения или отклонение аудиторского задания.
Раздел 3. Аудиторское заключение, включающее указание на ограничение его использования и распространения
Введение
3.1. Требования независимости, установленные Правилами независимости, применимы ко всем заданиям, обеспечивающим уверенность. Тем не менее, в определенных обстоятельствах, когда аудиторское заключение содержит указание на ограничение его использования и распространения, и, если соблюдаются положения, предусмотренные в пунктах 3.2-3.3 Правил независимости, требования независимости, установленные Правилами независимости, могут изменяться в соответствии с положениями пунктов 3.6-3.15 Правил независимости. Положения данных пунктов применимы только к заданиям:
а) по аудиту отчетности, составленной по специальным правилам или аудиту отдельной части отчетности с выражением мнения в форме позитивной или негативной уверенности;
б) для случаев выпуска аудиторских заключений, включающих указание на ограничение его использования и распространения.
Во всех остальных случаях отступления от требований Правил независимости не допускаются.
3.2. Отступления от требований Правил независимости допускается в случаях, когда предполагаемые пользователи отчетности:
а) осведомлены о целях и ограничениях отчетности;
б) однозначно согласны с отступлениями от требований независимости.
Осведомленность о целях и ограничениях отчетности может быть достигнута предполагаемыми пользователями путем прямого или косвенного (через представителя, уполномоченного действовать в интересах предполагаемых пользователей) участия в принятии решения о характере и объеме задания. Такое участие способствует возможности аудиторской организации доводить до сведения предполагаемых пользователей информацию по вопросам независимости, включая обстоятельства, имеющие отношение к оценке угрозы независимости, и о принятых мерах предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, и получать их согласие на отступление от требований независимости.
3.3. Аудиторская организация должна доводить до сведения предполагаемых пользователей (например, в письме о проведении аудита) информацию о требованиях независимости, которым должно соответствовать выполнение задания по аудиту. В случае, когда предполагаемые пользователи представляют собой группу пользователей и не представляется возможным в момент согласования условий проведения задания поименно обратиться к каждому из них, такие пользователи должны впоследствии быть уведомлены о требованиях независимости, согласованных с их уполномоченным представителем, например, путем предоставления указанным уполномоченным представителем всем пользователям письма о проведении аудита аудиторской организации.
3.4. В случае, когда аудиторская организация выпускает также аудиторское заключение для одного и того же аудируемого лица, не включающее указание на ограничение его использования и распространения, положения пунктов 3.1-3.15 Правил независимости не освобождают аудиторскую организацию от выполнения требований пунктов 1.1-2.120 Правил независимости при выполнении такого задания по аудиту.
3.5. Отступления от требований разделов 1 и 2 Правил независимости, которые допускаются в описанных выше обстоятельствах, приведены в пунктах 3.6-3.15 Правил независимости. Во всех других случаях требуется выполнение положений разделов 1 и 2 Правил независимости.
Общественно значимые хозяйствующие субъекты
3.6. В случаях, когда выполняются положения, приведенные в пунктах 3.1-3.3 Правил независимости, нет необходимости в соблюдении дополнительных требований, приведенных в пунктах 2.1-2.120 Правил независимости, имеющих отношение к заданиям по аудиту общественно значимых хозяйствующих субъектов.
Cвязанные стороны
3.7. В случае, когда выполняются положения, приведенные в пунктах 3.1-3.3 Правил независимости, понятие аудируемого лица не распространяется на его связанные стороны. Тем не менее, в случае, когда аудиторская группа знает или имеет основания полагать, что взаимоотношения или обстоятельства, в которых фигурирует связанная сторона, имеют отношение к оценке независимости аудиторской организации от аудируемого лица, аудиторская группа должна учитывать эту связанную сторону при определении и оценке угроз независимости и принятии соответствующих мер предосторожности.
Сети и сетевые организации
3.8. В случаях, когда выполняются положения, приведенные в пунктах 3.1-3.3 Правил независимости, понятие аудиторской организации не распространяется на сетевые аудиторские организации. Тем не менее, в случае, когда аудиторская организация знает или имеет основания полагать, что заинтересованность или взаимоотношения между сетевыми аудиторскими организациями создают угрозу независимости, такие сетевые аудиторские организации должны быть учтены при оценке угроз независимости.