13. Вносить какие-либо изменения в списки участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов участников референдума запрещается.
Статья 44. Ознакомление участников референдума со списками участников референдума
1. Списки участников референдума представляются участковой комиссией участникам референдума для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.
4. Решение участковой комиссии о включении или невключении гражданина Российской Федерации в список участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке участников референдума производится участковой комиссией немедленно.
5. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в части 10 статьи 42 настоящего Федерального конституционного закона сведений об участниках референдума, включенных в список участников референдума на соответствующем участке.
Глава 7. Финансовое обеспечение референдума. Фонды референдума
Статья 45. Финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, обеспечением полномочий комиссий референдума, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. Главным распорядителем средств, предусмотренных в федеральном бюджете на подготовку и проведение референдума, является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
2. Финансирование Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на проведение референдума осуществляется в пятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении референдума.
3. Средства, выделенные из федерального бюджета на проведение референдума, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, которая не позднее чем за 45 дней до дня голосования распределяет эти средства между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации распределяют полученные средства между территориальными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Средства на проведение референдума на участках референдума, образуемых в порядке, установленном частями 5 и 6 статьи 40 настоящего Федерального конституционного закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет между государственными органами, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета участников референдума на указанных участках референдума, а также между специальными территориальными комиссиями не позднее чем за 15 дней до дня голосования. В случае несвоевременного или не в полном объеме финансирования проведения референдума указанные комиссии распределяют средства по мере их поступления.
4. До официального опубликования решения о назначении референдума комиссиями референдума за счет средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку референдума, производятся расходы, связанные с приемом документов и подписных листов, проведением проверки подписей участников референдума, а также с осуществлением контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием средств фондов референдума, проверкой финансового отчета инициативной группы по проведению референдума. Средства на указанные цели предусматриваются для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и выделяются в десятидневный срок со дня регистрации в соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 15 настоящего Федерального конституционного закона первой региональной подгруппы.
5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления средств, выделенных из федерального бюджета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, другим комиссиям референдума на подготовку и проведение референдума, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Средства на подготовку и проведение референдума перечисляются на счета, открываемые комиссиям референдума в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
6. Плата за услуги по открытию счетов комиссиям референдума и проведению операций по этим счетам не взимается, проценты по остаткам средств на этих счетах не начисляются и не уплачиваются.
7. Председатели комиссий референдума распоряжаются средствами, выделенными из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий референдума по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом.
8. Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума и не израсходованные комиссиями референдума на начало очередного финансового года, возвращаются в доход федерального бюджета и используются в порядке и на цели, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 46. Финансовое обеспечение комиссий референдума
1. Расходование средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума, а также на обеспечение деятельности комиссий референдума, производится этими комиссиями на цели, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом.
2. За счет средств федерального бюджета финансируются следующие расходы комиссий референдума:
1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов комиссий референдума с правом решающего голоса, работников аппаратов комиссий референдума, выплату компенсаций членам комиссий референдума с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения референдума, а также на выплаты гражданам Российской Федерации, работающим в комиссиях референдума по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионных служб при комиссиях референдума;
2) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для проведения референдума и обеспечения деятельности комиссий референдума;
4) транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в труднодоступных или отдаленных местностях;
5) на доставку и хранение документов, связанных с подготовкой и проведением референдума, подготовку их к передаче в архив или на уничтожение;
6) на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением референдума, а также с обеспечением деятельности комиссий референдума;
7) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры участников и организаторов референдума.
3. Члену комиссии референдума с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии референдума в период подготовки и проведения референдума. За членом комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденным от работы на указанный период на основании представления комиссии референдума, сохраняется место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от работы. Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума.
4. Оплата труда членов комиссии референдума с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников аппарата комиссии производится в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума, в порядке и размерах, определяемых Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5. Участковая комиссия не позднее чем через 10 дней со дня голосования представляет территориальной комиссии отчет о поступлении участковой комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на проведение референдума, и о расходовании этих средств. Территориальная комиссия не позднее чем через 20 дней со дня голосования представляет избирательной комиссии субъекта Российской Федерации отчет о поступлении территориальной комиссии средств, выделенных из федерального бюджета на проведение референдума, и о расходовании этих средств.
6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через 50 дней со дня голосования представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации отчет о поступлении избирательной комиссии Российской Федерации средств, выделенных из федерального бюджета на проведение референдума, и о расходовании этих средств.
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов референдума представляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации отчет о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на проведение референдума, а также сведения о поступлении и расходовании средств фондов референдума. Указанные отчет и сведения должны быть опубликованы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в ее официальном печатном органе и переданы редакциям других средств массовой информации не позднее чем через один месяц со дня их представления в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 47. Контрольно-ревизионные службы
1. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета на проведение референдума, за источниками поступления, правильным учетом и использованием средств фондов референдума, а также для проверки финансовых отчетов инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации создаются контрольно-ревизионные службы.
2. Контрольно-ревизионные службы создаются с привлечением специалистов, в том числе руководителей, государственных органов, иных органов и организаций, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Указанные органы и организации по запросу соответствующей комиссии референдума не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования решения о назначении референдума обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссии референдума на срок не менее пяти месяцев.
3. На период работы в контрольно-ревизионных службах специалисты, указанные в части 2 настоящей статьи, освобождаются от работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств комиссий референдума, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума.
4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается соответствующей комиссией референдума. Организационное, правовое и материально-техническое обеспечение деятельности контрольно-ревизионной службы осуществляется соответствующей комиссией референдума.
5. Контрольно-ревизионная служба по поручению соответствующей комиссии референдума:
1) проверяет финансовые отчеты инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, нижестоящих комиссий референдума;
2) запрашивает и получает от инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, комиссий референдума информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;
3) контролирует соблюдение установленного порядка финансирования инициативной группой по проведению референдума, инициативными агитационными группами проведения агитации по вопросам референдума, осуществления иных мероприятий;
4) обращается в федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, организации независимо от форм собственности, а также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и материалы, связанные с финансовым обеспечением референдума. Ответы на обращения контрольно-ревизионной службы и запрашиваемые ею материалы представляются в десятидневный срок, а за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно;
5) составляет документы о нарушениях, допущенных при финансировании референдума;
6) ставит перед соответствующей комиссией референдума вопросы о применении мер ответственности к гражданам и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при финансировании референдума, реализации инициативы проведения референдума, проведении агитации по вопросам референдума;
7) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке заключений и экспертных оценок.
6. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная служба может использовать ГАС "Выборы".
Статья 48. Фонды референдума
1. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума. Каждая инициативная агитационная группа также обязана создать собственный фонд референдума.
2. Средства фонда референдума инициативной группы по проведению референдума имеют целевое назначение и используются:
1) на финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий по сбору подписей участников референдума;
2) на проведение агитации по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
3) на оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами и юридическими лицами, а также иных расходов, связанных с подготовкой и проведением референдума.