Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» / № 5-ФКЗ от 28.06.2004/ стр. 20

1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов территориальных комиссий об итогах голосования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.
2. Прием протоколов территориальных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования осуществляются в одном помещении. Все действия членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по приему указанных протоколов, суммированию содержащихся в них данных и составлению протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, иных лиц, указанных в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена территориальной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола территориальной комиссии об итогах голосования вносятся данные, содержащиеся в этом протоколе, с указанием времени их внесения.
3. Председатель, секретарь или иной член территориальной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных к нему документов и выполнение контрольных соотношений.
4. Если протокол и (или) сводная таблица территориальной комиссии об итогах голосования составлены с нарушением предъявляемых к составлению протокола и (или) сводной таблицы требований, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, территориальная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) повторную сводную таблицу в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 78 настоящего Федерального конституционного закона, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
5. Если протокол и (или) сводная таблица территориальной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы требованиями, предусмотренными настоящим Федеральным конституционным законом, член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вносит данные, содержащиеся в этом протоколе, в сводную таблицу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Председатель, секретарь или иной член территориальной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену избирательной комиссии субъекта Российской Федерации протокол, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы избирательной комиссии субъекта Российской Федерации под данными, содержащимися в указанном протоколе.
6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов соответствующих территориальных комиссий об итогах голосования составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
1) число территориальных комиссий на территории субъекта Российской Федерации;
2) число протоколов территориальных комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется протокол избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования;
3) число участков референдума, итоги голосования по которым были признаны недействительными, и суммарное число участников референдума, включенных в списки участников референдума по данным участкам референдума на момент окончания голосования;
4) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах территориальных комиссий об итогах голосования.
7. Для подписания протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона. После этого избирательная комиссия субъекта Российской Федерации подписывает протокол об итогах голосования и выдает его копии лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Протокол избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса, несогласный с протоколом избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
8. К каждому экземпляру протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования приобщаются:
1) сводная таблица избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования, включающая в себя полные данные, содержащиеся во всех поступивших в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации протоколах территориальных комиссий об итогах голосования;
2) акты о получении избирательной комиссией субъекта Российской Федерации бюллетеней, о передаче их территориальным комиссиям с указанием количества этих бюллетеней;
3) акты о выдаче территориальным комиссиям открепительных удостоверений с указанием количества этих удостоверений.
9. Сводная таблица и акты, указанные в части 8 настоящей статьи, подписываются председателем (заместителем председателя) и секретарем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
10. К первому экземпляру протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления избирательной комиссией субъекта Российской Федерации протокола об итогах голосования, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации приобщаются ко второму экземпляру протокола.
11. Первый экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования вместе с приложенными к нему документами после подписания протокола и сводной таблицы незамедлительно направляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и возврату в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации не подлежит.
12. Второй экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования, вторые экземпляры сводной таблицы и актов, указанных в части 8 настоящей статьи, предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса, иным лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
13. Второй экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования вместе со вторыми экземплярами сводной таблицы и актов, указанных в части 8 настоящей статьи, со списками членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона и присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, с протоколами территориальных и участковых комиссий, а также с другими документами, предусмотренными настоящим Федеральным конституционным законом, хранится секретарем избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
14. Если после подписания протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования и (или) сводной таблицы и направления их первых экземпляров в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, составившая протокол и сводную таблицу, либо Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных, содержащихся в протоколах территориальных комиссий), избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также представителей средств массовой информации. В этом случае избирательная комиссия субъекта Российской Федерации составляет протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Ранее представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации протокол об итогах голосования и (или) сводная таблица приобщаются к повторному протоколу и (или) повторной сводной таблице.
15. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, поступивших из нижестоящих комиссий референдума, или возникновении сомнений в правильности их составления избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, соответствующей территории. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным конституционным законом сроков определения результатов референдума.
16. В случае, указанном в части 15 настоящей статьи, повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо вышестоящей территориальной комиссией, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Комиссия референдума, проводящая повторный подсчет голосов участников референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии референдума, уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Если такой протокол составляется нижестоящей комиссией референдума, он незамедлительно направляется в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Ранее представленный протокол участковой, территориальной комиссии об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов участников референдума. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.

Статья 80. Определение результатов референдума

1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, протоколов специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона, об итогах голосования (если указанные территориальные комиссии не формировались, - и на основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов участковых комиссий об итогах голосования, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе данных, переданных по техническим каналам связи из указанных участковых комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней после дня голосования определяет результаты референдума. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах референдума, в который вносятся следующие данные:
1) число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;
2) число специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона (если указанные территориальные комиссии не формировались, - число участковых комиссий, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации);
3) число протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол;
4) число протоколов специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона, об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол (если указанные территориальные комиссии не формировались, - число протоколов участковых комиссий, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования, на основании которых составлен данный протокол);
5) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона, об итогах голосования (если указанные территориальные комиссии не формировались, - в протоколах участковых комиссий, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, об итогах голосования);
6) число голосов участников референдума, поданных за вопрос референдума;
7) число голосов участников референдума, поданных против вопроса референдума.
3. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов данные, указанные в пунктах 6 и 7 части 2 настоящей статьи, вносятся в составленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокол о результатах референдума последовательно по каждому вопросу либо составляется протокол о результатах референдума по каждому вопросу референдума.
4. В случае вынесения на референдум альтернативных вопросов в составленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокол о результатах референдума вместо данных, указанных в пунктах 6 и 7 части 2 настоящей статьи, вносятся данные о числе голосов, поданных за каждый вопрос референдума.
5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
6. Число участников референдума, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании.
8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25 процентов от общего числа участников референдума, включенных в списки участников референдума на момент окончания голосования. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании результатов референдума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Протокол о результатах референдума составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования и протоколов специальных территориальных комиссий, указанных в части 2 статьи 25 настоящего Федерального конституционного закона, об итогах голосования (если указанные территориальные комиссии не формировались, - и протоколов участковых комиссий об итогах голосования, сформированных на участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации).
10. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, несогласный с протоколом о результатах референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального конституционного закона, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации протокола о результатах референдума, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
11. Заверенные копии протокола о результатах референдума и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иным лицам, указанным в части 1 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона и присутствовавшим при определении результатов референдума, а также представителям средств массовой информации.
12. Если после подписания протокола о результатах референдума и (или) сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий референдума), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола о результатах референдума, а также представителей средств массовой информации.
13. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, поступивших из нижестоящих комиссий референдума, или возникновении сомнений в правильности их составления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов участников референдума на соответствующем участке референдума, соответствующей территории, в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным конституционным законом сроков определения результатов референдума.
14. В случае, указанном в части 13 настоящей статьи, повторный подсчет голосов участников референдума проводится в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса комиссией референдума, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо непосредственно вышестоящей комиссией референдума, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Комиссия референдума, проводящая повторный подсчет голосов участников референдума, извещает об этом членов соответствующей комиссии референдума, уполномоченных представителей инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов участников референдума комиссия референдума, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Ранее составленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов участников референдума. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.
15. На основании протокола о результатах референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах референдума. В случае, если референдум признан состоявшимся, результаты референдума - действительными, решение - принятым на референдуме, в решении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах референдума приводится вопрос (приводятся вопросы), принятый (принятые) на референдуме, а если на референдум выносился проект нормативного акта, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации прилагает к решению текст принятого нормативного акта.

Статья 81. Повторное голосование на референдуме

1. Если результаты референдума признаны Центральной избирательной комиссией Российской Федерации недействительными на основании части 8 статьи 80 настоящего Федерального конституционного закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на референдуме.
2. Повторное голосование на референдуме проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании результатов референдума недействительными.
3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может дать распоряжение о формировании новых участковых и территориальных комиссий для организации повторного голосования на референдуме, при этом сроки формирования указанных комиссий, установленные настоящим Федеральным конституционным законом, федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, сокращаются.