В соответствии с Законом Челябинской области "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера" постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Челябинской области.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Буравлева В.И.
Губернатор Челябинской области | П.И. Сумин |
Утвержден
постановлением Губернатора
Челябинской области
от 21 апреля 2008 г. N 122
Порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Челябинской области
1. Порядок организации и проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Челябинской области (далее именуется - Порядок) определяет общие для Челябинской области организационно-правовые нормы в организации и проведении неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
2. Аварийно-спасательные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Челябинской области (далее именуется - аварийно-спасательные работы), подвергшейся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения людей, материальных и культурных ценностей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде, а также локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения воздействия характерных для них опасных факторов.
3. Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
уяснение задачи;
расчет времени;
отдача распоряжений на приведение в готовность необходимых сил и средств для выполнения работ и организацию разведки;
рекогносцировка территории, где планируется проведение аварийно-спасательных работ, получение и анализ информации о чрезвычайной ситуации, принятие решения;
выдвижение и ввод на территорию сил и средств, необходимых для выполнения работ;
проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
проведение аварийно-спасательных работ;
локализация источника чрезвычайной ситуации, проведение аварийно-восстановительных работ;
вывод сил и средств по завершении аварийно-восстановительных работ и возвращение их к месту дислокации;
восстановление способности и готовности сил и средств к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.
4. Аварийно-спасательные работы проводятся силами и средствами Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - территориальная подсистема).
В состав сил и средств каждого уровня территориальной подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее именуются - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав сил и средств, привлекаемых к проведению аварийно-спасательных работ, определяется исходя из сложившихся обстоятельств и специфики работ.
До ввода аварийно-спасательных подразделений на территорию муниципального образования на ней при необходимости должна быть проведена комплексная (радиационная, химическая, бактериологическая и биологическая) разведка.
Разведка проводится силами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, а также организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
После проведения разведки проводится рекогносцировка территорий с определением объемов и способов ведения аварийно-спасательных работ, необходимых для этого сил и средств. Территории разбиваются на участки проведения работ, а также по видам работ.
К проведению рекогносцировки привлекаются руководители предприятий, учреждений, организаций, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, командиры аварийно-спасательных подразделений, представители органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представители комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, на территориях которых произошла чрезвычайная ситуация.
5. Координацию организации и проведения аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера на территории Челябинской области осуществляет Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области.
Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Руководитель аварийно-спасательных работ:
производит разведку и оценивает обстановку в месте проведения спасательных работ;
ставит задачи подразделениям, организует их взаимодействие и обеспечивает выполнение поставленных задач;
непрерывно следит за изменением обстановки в ходе аварийно-спасательных работ и принимает соответствующие решения, при необходимости вызывает дополнительные силы и средства, организует их встречу и расстановку;
создает резерв сил и средств, организует посменную работу формирований, их питание и отдых;
назначает ответственного за соблюдение мер безопасности;
организует пункты сбора погибших, пункты сбора пострадавших и оказания им медицинской и психологической помощи;
по окончании работ заслушивает командиров формирований, при необходимости лично убеждается в завершении работ на отдельных участках;
определяет порядок убытия с места аварийно-спасательных работ формирований и взаимодействующих служб.
При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель аварийно-спасательных работ учитывает:
динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных факторов до введения в действие вызванных дополнительных сил и средств;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению людей, вскрытию и разборке конструкций зданий и эвакуации имущества;
необходимость привлечения специальных служб и средств.