СТО НОСТРОЙ 1.0-2017_22.02 Стандарт национального объединения строителей Система стандартизации национального объединения строителей Основные положения стр. 2

4.1 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в целях:
  • создания Системы стандартизации НОСТРОЙ, обеспечивающей выполнение требований законодательства Российской Федерации в сферах стандартизации, технического регулирования и саморегулирования в области градостроительной деятельности, а также условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и сметного нормирования;
  • формирования на основе установленных Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3] принципов стандартизации единого механизма технического регулирования и положений, требований и правил к предмету и условиям осуществления деятельности саморегулируемых организаций, квалификациям работников членов саморегулируемых организаций, отвечающих требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации [1];
    • содействия саморегулируемым организациям и их членам выполнению требований технических регламентов и внедрения передовых и инновационных технологий, процессов организации строительства и их профессиональной деятельности;
    • формирования и формализации единых требований в документах Системы стандартизации НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, на квалификационные характеристики работников членов саморегулируемых организаций, на деятельность саморегулируемых организаций и ее членов;
    • повышения качества, безопасности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг членами саморегулируемых организаций;
- содействия взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
    • исключения дублирования и противоречий в СТО НОСТРОЙ и СТО СРО;
    • повышения энергоэффективности зданий и сооружений, экономии и рационального использования ресурсов, нормирования расхода ресурсов, формирования запасов, использования оборудования в процессе выполнения работ;
    • обеспечения единства измерений, сопоставимости и достоверности их результатов при строительстве;
    • создания единой терминологической системы в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства;
    • иных целях, не противоречащих действующему градостроительному законодательству Российской Федерации в области стандартизации и технического регулирования.
4.2 При проведении работ по стандартизации в НОСТРОЙ должны решаться следующие задачи:
  • установление, оптимизация и унификация правил, рекомендаций и процедур разработки, утверждения и введения в действие документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленного членами НОСТРОЙ и членами саморегулируемых организаций, совершенствование систем менеджмента качества деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
  • применение документов по стандартизации при: входном контроле строительных изделий и материалов на строительных площадках; выполнении работ, оказании услуг, заключении договоров на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства; сметном нормировании в строительстве; проектировании в строительстве; проведении государственного строительного надзора, а также строительного контроля;
  • регламентация контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании, стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стандартов деятельности саморегулируемых организаций и квалификационных стандартов;
  • создание условий для приоритетного использования документов Системы стандартизации НОСТРОЙ в интересах НОСТРОЙ, членов саморегулируемых организаций и заказчиков выполняемых ими работ, а также для сметного нормирования в строительстве;
  • совершенствование нормативной базы в области технического регулирования и стандартизации в строительстве;
  • создание условий для применения национальных, международных и региональных документов по стандартизации и документов по стандартизации иностранных государств;
  • систематизация и анализ требований к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), процессам строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и сноса;
  • систематизация и анализ требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, деятельности саморегулируемых организаций и квалификационных требований, содержащихся в документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования и стандартизации;
внедрение передовых и инновационных технологий процессов строительства и деятельности саморегулируемых организаций;
  • обеспечение рационального использования ресурсов при строительстве;
  • создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную и актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности саморегулируемых организаций и их членов в сфере стандартизации;
  • обеспечение сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических данных на международном, национальном уровне, а также на уровне саморегулируемой организации и ее членов;
  • повышение роли стандартизации в технологических процессах строительства и деятельности саморегулируемой организации и их членов;
  • осуществление оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента в добровольных системах сертификации национальным и межгосударственным стандартам, сводам правил и стандартам НОСТРОЙ.
4.3 Достижение целей и решение задач стандартизации в НОСТРОЙ реализуется выполнением следующих работ по стандартизации:
  • планирование работ по стандартизации, формирование, ведение и реализация Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также – Программа стандартизации);
  • разработка, утверждение, обновление, отмена, опубликование и применение документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • научно-исследовательские работы (далее – НИР), направленные на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
  • формирование и ведение Информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ.

5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников

5.1 Систему стандартизации НОСТРОЙ составляют:
- участники Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- документы Системы стандартизации НОСТРОЙ;
- взаимодействие участников Системы стандартизации НОСТРОЙ.
5.2 Участниками Системы стандартизации НОСТРОЙ являются:
  • структурные подразделения и органы НОСТРОЙ (коллегиальный исполнительный орган НОСТРОЙ, постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган НОСТРОЙ, коллегиальный уполномоченный орган НОСТРОЙ);
  • исполнители работ по стандартизации;
  • саморегулируемые организации (постоянно действующие коллегиальные органы управления саморегулируемых организаций);
  • Технический комитет по стандартизации ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы» (далее – ТК 400) и другие технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и членов НОСТРОЙ;
  • пользователи документов Системы стандартизации НОСТРОЙ (далее – пользователи документов).
Общее руководство деятельностью Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляет Президент НОСТРОЙ.
5.3 Участники Системы стандартизации НОСТРОЙ осуществляют основные функции по 5.3.1 – 5.3.6.
5.3.1 Структурные подразделения и органы НОСТРОЙ осуществляют:
  • формирование Системы стандартизации НОСТРОЙ, в том числе организацию разработки и актуализации основополагающих стандартов НОСТРОЙ;
  • организацию и проведение планирования работ по стандартизации, формирование, утверждение и ведение Программы стандартизации, а также внесение в нее изменений;
  • управление Системой стандартизации НОСТРОЙ, разработку и утверждение порядка организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации;
  • организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • организацию разработки СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
- организацию публичного обсуждения проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
- контроль соответствия проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ правилам, установленным восновополагающих стандартах НОСТРОЙ,организацию (проведение) редактирования и нормоконтроля проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ,
- организацию проведения экспертизы проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • подготовку к утверждению проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, согласование проектов решений об утверждении и введении в действие СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, изменений и поправок к ним;
  • обозначение, регистрацию и организацию издания утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • размещение на официальном сайте НОСТРОЙ в сети Интернет (www.nostroy.ru) информации о проводимых работах по стандартизации и об утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ, а также опубликование текстов утвержденных СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ;
  • формирование и ведение Информационного фонда Системы стандартизации НОСТРОЙ;
организацию взаимодействия с Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих подготовку проектной документации, и другими сторонними организациями по вопросам стандартизации и технического регулирования в строительстве;
  • ведение секретариата ТК 400 и координацию участия НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов в деятельности национальных технических комитетов по стандартизации;
  • мониторинг национальных и межгосударственных нормативно-правовых документов по техническому регулированию и стандартизации и гармонизацию с ними документов Системы стандартизации НОСТРОЙ для обеспечения соблюдения вносимых изменений в существующие требования по техническому регулированию и стандартизации.
5.3.2 Исполнители работ по стандартизации осуществляют:
  • подготовку и представление в органы НОСТРОЙ предложений для включения в проект Программы стандартизации;
  • подготовку предложений по применению международных, региональных и национальных стандартов, стандартов зарубежных стран и сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, саморегулируемых организаций и их членов;
  • разработку в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ и их доработку по замечаниям и отзывам, полученным при обсуждении первой редакции проектов документов, редактировании, нормоконтроле и экспертизе;
- участие в работе технических комитетов по стандартизации, в установленном ими порядке.
П р и м е ч а н и е - Под исполнителем работ по стандартизации понимается физическое лицо, структурное подразделение НОСТРОЙ, саморегулируемая организация, сторонняя организация, разрабатывающее(ая) документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и осуществляющее(ая) другие работы по стандартизации.
5.3.3 Саморегулируемые организации осуществляют:
  • обеспечение внедрения и применения СТО НОСТРОЙ членами саморегулируемых организаций;
  • контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций требований, установленных в СТО НОСТРОЙ на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • внедрение и соблюдение требований квалификационных стандартов и стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
  • обеспечение соблюдения требований квалификационных стандартов и стандартов деятельности саморегулируемых организаций;
  • организацию разработки, утверждение и введение в действие СТО СРО, а также их внедрение в саморегулируемых организациях и контроль соблюдения членами саморегулируемых организаций;
  • при разработке СТО СРО на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства организацию проведения экспертизы проектов СТО СРО в техническом комитете по стандартизации ТК 400, проведение их нормоконтроля, редактирования; а также согласование с НОСТРОЙ;
  • рассмотрение проектов СТО НОСТРОЙ и Р НОСТРОЙ и подготовку отзывов и заключений на них;
  • подготовку предложений по внесению изменений в действующие документы Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также разработке новых на основе приобретенного практического опыта применения новых видов строительных изделий, материалов и оборудования, процессов и технологий членами саморегулируемых организаций;
  • регистрацию СТО СРО, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, предоставление их пользователям документов при необходимости;
  • внесение утвержденных изменений и поправок в имеющиеся экземпляры печатных изданий документов Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • планирование работ по стандартизации в саморегулируемой организации, а также другие функции, определяемые руководящим органом саморегулируемой организации.
5.3.4 ТК 400 и другие технические комитеты по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов по согласованию осуществляют:
- организацию и проведение экспертизы проектов СТО НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ и СТОСРО, подготовку мотивированныхпредложений по утверждению проектов документов по стандартизации Системы стандартизации НОСТРОЙ или отклонению этих проектов;
  • рассмотрение предложений НОСТРОЙ по разработке проектов национальных и межгосударственных стандартов и организацию разработки этих документов;
  • подготовку предложений для включения работ по стандартизации в Программу стандартизации и участие в ее обновлении и реализации.
5.3.5 Пользователи документов:
  • применяют документы Системы стандартизации НОСТРОЙ;
  • направляют в органы НОСТРОЙ и саморегулируемых организаций замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения.
5.3.6 Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» [2], Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [3], Федеральным законом «О техническом регулировании» [6], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере, национальными стандартами Российской Федерации, межгосударственными стандартами, принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним

6.1 К документам Системы стандартизации НОСТРОЙ относятся: а) стандарты НОСТРОЙ – СТО НОСТРОЙ; б) рекомендации по стандартизации НОСТРОЙ – Р НОСТРОЙ;
в) стандарты саморегулируемых организаций – СТО СРО; г) справочно-методические пособия - СМП.
П р и м е ч а н и е - Правила, рекомендации по стандартизации, справочно-методические пособия и т.п., которые могут разрабатываться саморегулируемыми организациями самостоятельно в Систему стандартизации НОСТРОЙ не входят.
6.2 В зависимости от объекта и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований, разрабатывают СТО НОСТРОЙ следующих видов:
  • стандарты основополагающие;
  • стандарты на процессы выполнения работ по строительству;
П р и м е ч а н и е - Под стандартом на процесс понимается стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению (по ГОСТ 1.1-2002).
  • стандарты деятельности саморегулируемых организаций;
  • квалификационные стандарты;
  • стандарты, устанавливающие требования по выполнения работ или оказанию услуг в области строительства, реконструкции и капитального ремонта;
  • стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), применяемые при строительном контроле;
  • стандарты в области оценки соответствия строительных изделий и материалов, работ и услуг, систем менеджмента;
  • стандарты на термины и определения, применяемые в строительстве.
П р и м е ч а н и е - Стандарты на термины и определения могут относиться как к основополагающим стандартам НОСТРОЙ, так и к стандартам других видов.
6.2.1 Основополагающие стандарты НОСТРОЙ разрабатываются для установления общих организационно-технических положений деятельности в области стандартизации НОСТРОЙ для достижения целей стандартизации, определенных в 4.1.
Разработка документов Системы стандартизации НОСТРОЙ должна осуществляться в соответствии с основополагающими стандартами НОСТРОЙ.