Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, а размеры и границы зоны наблюдения - в проекте зоны наблюдения, которые являются обязательными отдельными документами.
Обоснование размеров СЗЗ и ЗН осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в приложениях N 1 и N 2, настоящим Правилам.
Проект СЗЗ утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4.2. Для проектируемых, реконструируемых, модернизируемых и выводимых из эксплуатации радиационных объектов проекты СЗЗ и ЗН представляются в установленном порядке одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, модернизацию и вывод из эксплуатации) объекта.
4.3. Проектирование санитарно-защитных зон
4.3.1. В проекте санитарно-защитной зоны радиационного объекта должны быть определены:
размер и границы СЗЗ;
мероприятия по радиационной защите населения и благоустройству территории СЗЗ;
планировка территории, размещения расположенных на ней зданий и сооружений.
Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.
4.3.2. Проектирование СЗЗ объектов должно основываться на расчетных или фактических уровнях воздействия на население за счет радиоактивных газоаэрозольных выбросов в атмосферу и сбросов существующих отдельных производств и зданий, входящих в состав радиационного объекта.
4.3.3. При проектировании новых радиационных объектов должны быть предусмотрены технические системы безопасности, обеспечивающие:
ограничение СЗЗ размерами промплощадки;
отсутствие необходимости проведения мер защиты населения в случае проектной аварии на радиационном объекте I категории.
4.3.4. Проектирование СЗЗ должно проводиться с учетом существующей и проектируемой застройки ее территории, включая промплощадку объекта, с отведением участков под озеленение, прокладку транспортных и пешеходных путей, сетей инженерных коммуникаций.
Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.
4.3.5. Характер озеленения и благоустройства СЗЗ должны обеспечивать экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и локальное благоприятное влияние на микроклимат, а также создание эстетического барьера между промышленными сооружениями радиационного объекта и жилым массивом. Существующие зеленые насаждения должны быть максимально сохранены и включены в общую систему озеленения территории СЗЗ.
Не менее 60% площади санитарно-защитной зоны должны быть озеленены с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки. В случае, если максимальный размер СЗЗ составляет величину до 1 км, площадь озеленения должна быть не менее 40%.
4.3.6. Изменение размеров СЗЗ действующих объектов должно сопровождаться разработкой проекта, отражающего данные изменения. При этом:
необходимость увеличения размеров СЗЗ должна быть обоснована. Должны предусматриваться мероприятия по выводу жилого фонда с лечебными и детскими учреждениями из пределов новых границ СЗЗ, а также решения по использованию капитальных зданий и сооружений, территориально вошедших в состав расширенной СЗЗ;
необходимость уменьшения размеров СЗЗ должна быть обоснована, также должна быть обоснована необходимость и целесообразность проведения дезактивационных и реабилитационных работ на территориях, выведенных из состава СЗЗ.
4.3.7. В случае уменьшения размеров СЗЗ радиационного объекта I категории до границы промплощадки проживание людей и размещение детских и специализированных лечебно-профилактических учреждений на высвобождаемой территории не рекомендуется. При принятии органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов власти решения о характере использования высвобождаемой территории необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии намечаемой хозяйственной или иной деятельности санитарному законодательству.
4.3.8. Уменьшение размеров СЗЗ допускается не ранее, чем после пятилетнего срока эксплуатации радиационного объекта и должно основываться на материалах мониторинга поступления радиоактивных веществ в окружающую среду, параметров радиационной обстановки на территории СЗЗ и ЗН и оценки доз облучения населения с учетом выбросов и сбросов при работе на проектной мощности.
4.3.9. Проекты изменения размеров СЗЗ утверждаются местными органами исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
4.4. Проектирование зоны наблюдения
4.4.1. В проекте зоны наблюдения радиационного объекта I категории должны быть определены:
размер и границы ЗН;
объем, периодичность и приборно-методическое обеспечение радиационного контроля, проводимого в ЗН.
4.4.2. Размер зоны наблюдения может быть изменен на основе анализа информативности радиационного контроля при нормальной эксплуатации радиационного объекта, а также в случае изменения размеров соответствующей СЗЗ.
V. Условия эксплуатации санитарно-защитных зон и зон наблюдения
5.1. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации СЗЗ относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, для которых устанавливаются специальные виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на ней объектов капитального строительства.
5.2. В СЗЗ запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, а также не относящихся к функционированию радиационного объекта лечебных учреждений, пунктов общественного питания, промышленных объектов, подсобных и иных сооружений и объектов, не предусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны.
5.3. В СЗЗ могут располагаться здания и сооружения подсобного и обслуживающего радиационный объект назначения: пожарные части, прачечные, помещения охраны, гаражи, склады (за исключением продовольственных), пункты общественного питания для персонала объекта, административно-служебные здания, ремонтные мастерские, транспортные сооружения, сооружения технического водоснабжения и канализации, временные и подсобные предприятия строительства, учреждения (или их подразделения) лечебного и санитарно-эпидемиологического профиля по обслуживанию персонала радиационного объекта.
5.4. Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на производимую продукцию.
5.5. Организация производств продукции гражданского назначения в санитарно-защитной зоне радиационного объекта, использование для этих целей расположенных в СЗЗ зданий и сооружений возможны только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на производимую продукцию.
5.6. Акватории или часть акватории открытых водоемов единого государственного водного кадастра Российской Федерации не должны включаться в СЗЗ.
Использование открытых водоемов, находящихся в пределах СЗЗ для хозяйственного и культурно-бытового водопользования (в том числе разведения рыбы) допускается при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности или производимую продукцию.
5.7. Вся производимая в СЗЗ продукция подлежит производственному радиационному контролю, программа которого согласовывается с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор за данным радиационным объектом.
5.8. По периметру санитарно-защитной зоны следует устанавливать щиты, информирующие население о регламентируемых на территории санитарно-защитной зоны ограничениях.
VI. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения
6.1. Организация радиационного контроля в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения является составной частью системы радиационного контроля объекта, имеющей функциональные связи с остальными ее частями.
Оценка доз облучения населения, проживающего в ЗН, осуществляется органами госсанэпиднадзора на сновании данных радиационно-гигиенической паспортизации и Единой системы контроля индивидуальных доз (ЕСКИД).
Радиационный контроль в СЗЗ и ЗН должен обеспечивать получение достоверной информации о параметрах радиационной обстановки, позволяющей принять оперативные решения, направленные на снижение уровня облучения людей, как при нормальной эксплуатации радиационного объекта, так и в случае аварии.
6.2. Контроль радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения в зависимости от реально действующих радиационных факторов включает:
контроль мощности дозы гамма-излучения;
контроль загрязнения воздушной среды радиоактивными газами и аэрозолями;
контроль поверхностного загрязнения территории радиоактивными веществами;
контроль содержания радиоактивных веществ в почве, в донных отложениях и воде открытых водоемов, в грунтовых водах и в биологических объектах;
определение нуклидного состава радиоактивного загрязнения.
6.3. Организация радиационного контроля должна разрабатываться проектом СЗЗ и/или ЗН и определять виды и объем радиационного контроля, а также перечень необходимых дозиметрических, радиометрических, спектрометрических и др. приборов, оборудования и методов, применяемых при осуществлении радиационного контроля, размещение стационарных приборов, точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений и т.п.