Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 868-ПП "Об организации мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве"

По данным территориального центра Федерального государственного унитарного предприятия "Московский научно-производственный центр геолого-экологических исследований и использования недр "Геоцентр-Москва" (далее - ФГУП "Геоцентр-Москва"), многолетнее хозяйственное освоение территории города Москвы существенно изменило гидрогеологические условия и вызвало активизацию неблагоприятных геологических процессов, нарушающих экологическую устойчивость окружающей среды города.
В связи с активным водозабором и водоотливом сохраняется вероятность проявления карстово-суффозионных процессов. Суммарная площадь карстово-суффозионных участков на территории города составляет 15 квадратных километров.
Наряду со строительством заглубленных зданий, активный водозабор вызывает изменение водного баланса водовмещающей толщи пород. Следствием планировки рельефа и нарушения естественных водоносных слоев является развитие процессов подтопления грунтовыми водами. По существующим оценкам, площадь постоянно подтопленных территорий составляет 40% от общей площади города, местами уровни грунтовых вод поднялись на 5-7 метров.
Отмечается рост скоростей смещения и деформаций отдельных оползневых массивов (оползневые процессы на склонах долины реки Москвы, в том числе в районах Воробьевых гор, Коломенского, Хорошево-Мневники и других).
Подтопление, карстовые и оползневые процессы обуславливают деградацию растительного и животного мира, вызывают ухудшение рекреационных свойств окружающей среды.
В результате техногенного воздействия ухудшается качество подземных вод. В связи со строительством и эксплуатацией подземных инженерных сооружений, интенсивным отбором кондиционных подземных вод, большими объемами строительства промышленных и других сооружений изменяется режим поверхностных и подземных вод, нарушается естественное залегание подземных водоносных горизонтов, что делает их проницаемыми для загрязняющих веществ. Загрязнение подземных вод тесно связано с загрязнением питаемых ими поверхностных вод.
Таким образом, развитие опасных процессов в геологической среде города нуждается в постоянном экологическом мониторинге.
Между тем на настоящий момент работы по ведению постоянно действующего мониторинга геологической среды, связанные с наблюдениями на территориальном уровне и находящиеся в компетенции ФГУП "Геоцентр-Москва", выполняются в сокращенном объеме. Полностью прекратились работы по изучению температурного режима подземных вод и изучению их химического состава. Русловая съемка реки Москвы прекращена с 2003 года, сняты наблюдения за многими оползневыми участками. Имеющаяся сеть наблюдательных скважин требует восстановительных работ (до 30%). Размещение скважин не соответствует перспективам градостроительного планирования. Наблюдения проводятся в режиме посещений без использования современных автоматизированных средств мониторинга, что влечет дополнительные затраты по содержанию штата сотрудников, обеспечивающих плановые посещения около 200 скважин и заполнение "вручную" баз данных по результатам проведенных замеров.
Таким образом, в городе Москве отсутствует современная, надежная, постоянно действующая система мониторинга геоэкологических процессов.
В целях предотвращения неблагоприятных экологических последствий происходящих в геологической среде изменений, своевременного выявления опасных геологических процессов, формирования единого информационного пространства, а также в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "0б охране окружающей среды", Федеральным законом от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах", постановлением Правительства Москвы от 22.02.2000 N 144-ПП "Об организации Единой системы экологического мониторинга города Москвы" Правительство Москвы постановляет:
1. Принять к сведению, что мониторинг геоэкологических процессов в городе Москве является составной частью Единой системы экологического мониторинга города Москвы и включает в себя мониторинг уровней, температуры и качества подземных вод, мониторинг оползневых и карстово-суффозионных процессов и других природных негативных геологических процессов.
2. Утвердить Программу мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве на 2005 год (приложение 1).
3. Возложить на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы функции государственного заказчика по мониторингу геоэкологических процессов в городе Москве.
4. Работы по оценке устойчивости геологической среды в связи с осуществляемым строительством на территории города проводить в рамках инженерно-геологических изысканий, выполняемых ГУП "Мосгоргеотрест" и другими лицензированными организациями.
5. Принять к сведению, что ФГУП "Геоцентр-Москва" осуществляет ведение мониторинга состояния подземных вод, карстово-суффозионных и оползневых процессов в городе Москве.
6. Принять к сведению, что сбор, хранение и обработка данных мониторинга обеспечивается в информационно-аналитическом центре Единой системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет государственное природоохранное учреждение "Мосэкомониторинг" (далее - ГПУ "Мосэкомониторинг").
7. Установить, что научно-методическое обеспечение работ по мониторингу геоэкологических процессов в городе Москвы осуществляет Институт геоэкологии РАН (далее - ИГЭ РАН).
8. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПУ "Мосэкомониторинг", ГУП "Мосгоргеотрест", Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ФГУП "Геоцентр-Москва" с участием ИГЭ РАН в срок до 01.08.2005 разработать и представить на утверждение Правительства Москвы организационно-технический регламент обмена, доступа, использования и анализа данных мониторинга геоэкологических процессов. В регламенте предусмотреть возможность анализа данных мониторинга геоэкологических процессов с учетом сведений об утечках из коммунальных сетей, учетных данных и данных водопользователей об объемах водозаборов, данных эксплуатирующих организаций о водоотливах, ретроспективных данных о состоянии геологической среды города Москвы.
9. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:
9.1. Обеспечить финансирование работ, предусмотренных программой мониторинга геоэкологических процессов, в 2005 году за счет средств Целевого бюджетного территориального экологического фонда (ЦБТЭФ) в объеме 4 млн. рублей.
9.2. В рамках работ по ведению Экологической карты города Москвы предусматривать создание и актуализацию карт подтопления территории города, карстово-суффозионных процессов и древних эрозионных врезов на территории города Москвы, размещения и состояния пунктов наблюдательной сети, загрязнения подземных вод.
9.3. Совместно с ГПУ "Мосэкомониторинг" до конца 2005 года обеспечить дооснащение действующей автоматической системы мониторинга качества атмосферного воздуха аппаратурой по контролю осадков, испарения с поверхности суши, химического состава атмосферных осадков.
9.4. С участием ГПУ "Мосэкомониторинг", ИГЭ РАН, ФГУП "Геоцентр-Москва" до конца 2005 года по результатам анализа данных мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве в 2005 году представить предложения по корректировке программы мониторинга на 2006 и последующие годы, предусмотрев в ней ввод в эксплуатацию первой очереди (на 50 скважин) автоматизированной системы мониторинга процессов подтопления, мероприятия по совершенствованию системы учета и контроля за деятельностью организаций, на территории которых происходят сбросы загрязняющих веществ в геологическую среду, а также мероприятия, направленные на пресечение бесконтрольного безлицензионного забора воды из поверхностных и подземных источников.
9.5. В установленном порядке направить заявку в Департамент финансов города Москвы на финансирование работ по мониторингу геоэкологических процессов за счет бюджета города Москвы начиная с 2006 года.
10. ГПУ "Мосэкомониторинг":
10.1. Во взаимодействии с ФГУП "Геоцентр-Москва" обеспечивать представление отчетных аналитических материалов о состоянии геологической среды в городе Москве для подготовки ежегодного доклада о состоянии окружающей среды в городе Москве.
10.2. По запросу ГУП "Мосгоргеотрест" представлять данные мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве.
10.3. Утратил силу.
10.4. Утратил силу.
10.5. Утратил силу.
11. ГУП "Мосгоргеотрест":
11.1. При обнаружении опасных геологических явлений информировать Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о негативных процессах в геологической среде, включая карстово-суффозионные процессы.
11.2. В случае необходимости по запросу Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы предоставлять результаты инженерно-геологических изысканий по интересующим Департамент участкам города.
12. Департаменту финансов города Москвы начиная с 2006 года с учетом заявки Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, представленной в установленном порядке, предусматривать финансирование работ по мониторингу геоэкологических процессов за счет средств бюджета города Москвы.
13. Утратил силу.
14. Создать общегородскую межведомственную рабочую группу для рассмотрения и обеспечения выполнения рекомендаций, подготовленных по результатам мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве, в составе, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 декабря 2004 г. N 868-ПП

Программа мониторинга геоэкологических процессов в городе Москве на 2005 год

1. Основание для разработки программы

Настоящая программа разработана в связи с критическим сокращением объема работ по ведению государственного мониторинга состояния недр, проводимого федеральными структурами (по сравнению с 1992 г. на 70%), в условиях наблюдаемой активизации неблагоприятных инженерно-геологических процессов на территории города Москвы (письмо ГУПР МПР России по г. Москве от 22.03.04 N 17/840).
Такими нормативными документами МПР РФ, как Региональная программа ведения ГМГС на территории деятельности Центрального РГЦ (принята в 1996 г. МПР РФ), Программа развития мониторинга подземных водных объектов Московского региона на 1997-2002 гг. (принята на НТС ЦРГЦ в 1997 г), Макетом программы работ по ведению государственного мониторинга геологической среды на территории субъекта РФ, утвержденным Первым заместителем Министра природных ресурсов РФ в январе 1998 г., устанавливается разделение задач, решаемых в рамках мониторинга геологической среды, на задачи федерального и территориального уровня при финансировании из соответствующих бюджетов.
На федеральном уровне закреплено проведение режимных наблюдений, ориентированных на решение ресурсных задач - контроль объемов водозапасов и информационное обеспечение эксплуатации недр как источника полезных ископаемых, представленных на территории города Москвы пресными подземными водами, минеральными водами и рассолами. На территории города Москвы в состав сети скважин федерального уровня входят скважины, предназначенные для решения вопросов региональной оценки состояния и запасов подземных вод на территории Московского региона в увязке с результатами наблюдений на территории Московской области.
В территориальный уровень "попадают" пункты наблюдений, находящиеся в зоне интенсивного влияния водозаборов города Москвы и предназначенные для оценки изменений состояния грунтовых вод под воздействием градостроительной деятельности. За территориальным уровнем закреплено осуществление режимных наблюдений с целью исследования и сохранения природного комплекса и геологической среды как среды обитания живых организмов, взаимодействующей с другими природными средами, а также условий наземного и подземного строительства, условий существования построенных наземных и подземных сооружений, инженерных коммуникаций.
В соответствии с информационным письмом МПР России N 11-2-09/55 от 02.04.01 прекращено федеральное финансирование режимных наблюдений за состоянием подземных вод на сети скважин территориального уровня. Работы по оценке условий наземного и подземного строительства в Москве осуществляются в рамках инженерно-геологических изысканий ГУП "Мосгоргеотрест" и другими лицензированными организациями на стадии, предшествующей строительству, отслеживание условий существования построенных наземных и подземных сооружений являются обязанностями эксплуатирующих организаций.