- по территориальному признаку. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ, хранящиеся на разных складах организации, особенно если эти склады находятся в территориально обособленных подразделениях. Кроме того, для проверки необходимо отобрать МПЗ, принадлежащие организации, но хранящиеся за ее пределами (на арендованных складах, на складах комиссионеров, переданных на переработку на сторону и т.п.);
- по стоимостному признаку. Если стоимость отдельных статей МПЗ существенна (или близка к уровню существенности) для отчетности проверяемой организации, элементы таких статей должны обязательно включаться в выборку;
- по другим признакам в зависимости от особенностей деятельности организации и структуры и стоимости МПЗ.
При отборе операций с МПЗ для выборочной проверки можно выделить следующие группы операций:
- операции по приобретению МПЗ на внутреннем рынке и по импорту;
- операции с аффилированными лицами по приобретению МПЗ;
- операции, произошедшие в конце отчетного периода и после отчетной даты;
- операции по отпуску МПЗ в производство;
- операции по отгрузке сырья и материалов сторонним организациям и аффилированным лицам;
- операции по оприходованию и отгрузке готовой продукции;
- операции по оприходованию и отгрузке товаров для перепродажи;
- другие операции по усмотрению аудитора;
- операции с МПЗ, произошедшие между датой инвентаризации и отчетной датой.
Приемы и методика построения выборки определяются в соответствии с утвержденными внутрифирменными стандартами.
3.2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу
Процедура 1.1: Проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете.
Источники информации:
- приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
- приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;
- инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;
- протоколы заседания инвентаризационной комиссии;
- решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
- бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;
- контрольные подсчеты аудитора.
Порядок выполнения: Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-1.1. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.
Рабочий документ РД-1.1
Наиме- нова- ние доку- мента | Номер и дата | Замечания по оформлению документов и проведению инвента- ризации | Результаты проведения инвентаризации | Замечания аудитора | ||
результат согласно инвентари- зационной ведомости | отражение в бухгал- терском учете | по пра- вильнос- ти оцен- ки орга- низацией резуль- татов инвента- ризации | по полноте, правильнос- ти, свое- временности отражения результатов инвентари- зации в учете | |||
Отчетный документ ОД-1.1
N п/п | Номер проце- дуры | Ссылка на рабочий документ | Наиме- нование нару- шения | Сумма | Ссылка на нормативный документ | Влияние на бух- галтер- скую от- четность | Рекомен- дации аудитора |
Примечание: Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.
В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.
Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что в организации установлены:
- порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;
- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;
- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.
В случае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.
При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости ИНВ-3.
В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.
В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.
Процедура 2.1: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
Источники информации:
- Договоры, спецификации, накладные поставщиков;
- Акты оприходования материалов, созданных самой организацией.
Порядок выполнения: Путем анализа полученных документов убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обуславливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, убедиться, что их происхождение подтверждено документально. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-2.
Рабочий документ РД-2.1
Наимено- вание мате- риала | Номен- клатур- ный номер | Кол-во | Сумма | Наимено- вание доку- мента | Номер и дата | Кол-во | Сумма | Приме- чание |
Примечание: При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. В случае, если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделить договорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.
Процедура 2.2: анализ документов, подтверждающих обременение прав собственности на МПЗ.
Источники информации:
- Договоры залога;