"Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности" (утв. 23.04.2004, одобрены протокол N 25 от 22.04.2004) стр. 6

- Постановления об аресте имущества;
- Требования кредиторов при проведении процедуры банкротства.
Порядок выполнения: Путем анализа полученных документов выявить причины обременения прав собственности на МПЗ. Оценить вероятность потери организацией права собственности. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-2.2. Выявленные обременения группируются в отчетном документе ОД-2 с целью оценки их влияния на бухгалтерскую отчетность.
Рабочий документ РД-2.2
Наименование  документа,  ограничивающе- го право соб-  ственности НомерДатаСумма  обреме- нения Наименование  организации,  обременяющей  право соб-  ственности Перечень  МПЗ (при  возмож-  ности) Приме- чание
Отчетный документ ОД-2
N  п/пНомер  проце- дуры Ссылка  на рабо- чий до-  кумент Наимено- вание  нару-  шения СуммаСсылка на норма-  тивный  документ Влияние на бухгал-  терскую  отчетностьРекомен- дации  аудитора
Процедура 3.1: Анализ движения МПЗ.
Источники информации:
- Регистры синтетического учета.
Порядок выполнения: На основании регистров бухгалтерского учета выявить периоды осуществления хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.1.1 и используются в дальнейшем для выявления тенденций в движении МПЗ. Анализ выявленных особенностей движения МПЗ позволяет сделать предварительные выводы о том, действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. По результатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторской выборки.
Рабочий документ РД-3.1.1
ПериодСальдо  началь- ное Поступ- ление Доля к итогу,  % ВыбытиеДоля к  итогу,   % Сальдо  конечноеПримеча-  ния ауди- тора
Рабочий документ РД-3.1.2
Материальные за- траты за преды-  дущий период Материальные за-  траты за прове-  ряемый период Прирост  материаль- ных за-  трат, % Общий  прирост затрат,  % Примечания  аудитора
сумма доля, % сумма доля, %
Процедура 3.2: проверка правильности оформления первичных документов по учету материалов.
Источники информации:
- Формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
- График документооборота;
- Первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
- Регистры аналитического учета.
Порядок выполнения: Проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов, отражаются в рабочем документе РД-3.2.
Рабочий документ РД-3.2
Наимено- вание  доку-  мента Дата   (период)  составления  документа Номер  доку-  мента Сумма по  документуСумма по расчету  аудитораОткло- нение Влияние на отчетность
Примечание: Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетными документами.
Первичные учетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом "О бухгалтерском учете". Формы первичных документов утверждаются:
- Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ - унифицированные формы первичной учетной документации;
- соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительной власти - отраслевые формы;
- организациями - первичные учетные документы, по которым не предусмотрены типовые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитывается специфика деятельности этих организаций.
Процедура 3.3: проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций по движению МПЗ в бухгалтерском учете.
Источники информации:
- Первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходные ордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
- Регистры аналитического учета.
Порядок выполнения: Производится проверка наличия первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Проверка должна проводиться с учетом особенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличие удаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннего контроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.3, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3.
Рабочий документ РД-3.3
Наимено- вание  доку-  мента Номер доку- ментаДата  доку- ментаНаи-  мено-  вание  ТМЦ Сумма Отражение   в бухгалтерском учете Приме- чание
дебеткредитдатасумма
Процедура 3.4: проверка правильности списания отклонений расхода материалов от установленных лимитов.
Источники информации:
- Первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборные карты, акты на списание и т.д.);
- Отраслевые нормативы, установленные лимиты, технологические нормы расхода материалов;
- Регистры аналитического и синтетического учета.
Порядок выполнения: Проверить правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.4, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3.
Рабочий документ РД-3.4
Метод, при- меняемый  при расчете лимитов от- пуска МПЗ в производ-  ство Наи-  мено- вание мате- риалаУста-  новлен- ные ли- миты на отпуск Суммы  перерас- хода в  отчетном периоде Первичные до-  кументы, офор- мленные на от- пуск материа-  лов сверх ус-  тановленных  лимитов Расчеты лимитов ауди-  тором Откло- нения
Процедура 3.5: проверка правильности списания потерь материалов.
Источники информации:
- Акты инвентаризаций, акты о потерях и недостачах;
- Утвержденные нормы естественной убыли;
- Регистры аналитического и синтетического учета.
Порядок выполнения: Проверить правильность расчетов бухгалтера при определении размера отклонений от установленных нормативов расходования материалов стоимости материалов, подлежащих списанию. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.5, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3.